Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-225/2022 ~ М-186/2022 от 02.09.2022

Дело № 2-224/2022

УИД 22RS0062-01-2022-000243-92

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          11 октября 2022 года                                                                                    с. Чарышское

Чарышский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Чучуйко Ю.И.,

при секретаре Пташенчук Е.В.,

с участием помощника прокурора Чарышского района Шемякина В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чарышского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чарышского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

В обоснование исковых требований указывал, что в ходе проведенной проверки в Администрации Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края установлено отсутствие дублирования необходимой информации, выраженное в отсутствие графически оформленного знака, выполненного рельефно-точечным шрифтом Брайля, указывающего, что данное здание является зданием сельсовета, кроме того, отсутствует звонок для вызова сотрудника администрации сельсовета, пандус для ступеней. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края внесено представление, однако до настоящего времени не все допущенные нарушения законодательства устранены, а именно не установлен носитель информации, необходимый для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Согласно ответу на представление прокурора, срок установки носителя информации – июнь 2022 года. Согласно сведениям из администрации Маралихинского сельсовета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, носитель информации отсутствует. Таким образом, до настоящего времени допущенные нарушения не устранены. Отсутствие носителя информации нарушает права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и не обеспечивает им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Это выражается в невозможности ими идентифицировать объекты социальной инфраструктуры, а наличие данных препятствий не позволяет свободно, своевременно войти в объекты социальной инфраструктуры.

В судебном заседании помощник прокурора Чарышского района Шемякин В.М. требования поддержал.

Представитель ответчика Администрации Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края, извещенный своевременно и надлежаще, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств не направляли. В представленных в суд обоснованиях позиции по делу ответчик указал, что носитель информации для инвалидов не изготовлен, в данный момент ответчик находится в периоде реорганизации, и денежные средства на изготовление указанного носителя информации в бюджет Маралихинского сельсовета заложены не были. Намерены установить носитель информации в январе 2023 года.

Представитель третьего лица Администрации Чарышского района Алтайского края, извещенный надлежаще, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств не направляли.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при установленной явке.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу Федерального закона от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", принятой в г. Нью-Йорке 13.12.2006 года, государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Социально-средовая реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе социально-бытовую адаптацию.

Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Закрепленная в абз. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ льгота предполагает дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Аналогичные положения содержит п. 3 ч. 4 ст. 19, действующего с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", согласно которому при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены, в том числе дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников.

Судом установлено, что Прокуратурой Чарышского района Алтайского края проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности администрации Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края.

Проведенной проверкой было установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в помещении Администрации Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края дублирование звуковой и зрительной информации, необходимой для инвалидов, знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, звонком для вызова сотрудника администрации, пандусом для ступеней, не обеспечено.

Согласно информации Администрации Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что здание администрации Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края расположено по адресу: ул. Центральная, д.57, с. Маралиха Чарышского района Алтайского края; находится в собственности муниципального образования Маралихинского сельсовет Чарышского района Алтайского края и не оснащено пандусом, перилами, звонком для вызова сотрудника, табличкой, выполненной шрифтом Брайля.

15 апреля 2022 года по фактам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес Администрации Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края было внесено представление к принятию исчерпывающих мер к устранению выявленных нарушений.

На л.д. 6 (оборотная сторона) имеется информация Администрации Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края о том, что нарушения по соблюдению требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ имеют место быть; в целях устранения нарушения законодательства на июнь 2022 года запланирована работа по устранению нарушений, а именно установка звонка для вызова сотрудника администрации, изготовление и размещение таблички с рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Кроме того, из информации Администрации Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что работа по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов не выполнена.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что здание Администрации Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых помещения учреждений образования должны быть приспособлены для доступа инвалидов.

Несоблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, установленных ст. ст. 7, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

Учитывая, что прокурором заявлены требования об обязании произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа приспособлениями, под которыми, следует понимать надлежащее размещение носителей информации по согласованию с общественными объединениями инвалидов.

Так в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является обязанностью органа исполнительной власти и отсутствие возможности для ее реализации не может умалять права инвалидов и маломобильных граждан на компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление их социального статуса, достижение ими материальной и физической независимости.

Доводы ответчика о том, что он находится в стадии реорганизации и отсутствует финансирование, судом отклоняются, поскольку данные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения ответчика от исполнения требований законодательства об обеспечении прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры.

В связи, с чем суд, признает незаконным бездействие незаконным бездействие администрации Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края в необеспечении размещения на здании администрации сельсовета, расположенном по адресу: с. Маралиха ул. Центральная д. 57 Чарышского района Алтайского края, носителя информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне для обеспечения беспрепятственного входа в здание администрации сельсовета; считает необходимым возложить на ответчика обязанность по обеспечению размещения на здании администрации сельсовета, расположенном по адресу: с. Маралиха, ул. Центральная д. 57 Чарышского района Алтайского края, носителя информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, с учетом характера, предъявляемых к ответчикам исковых требований, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Чарышского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края в необеспечении размещения на здании, расположенном по адресу: с. Маралиха ул. Центральная д. 57 Чарышского района Алтайского края, носителя информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, для обеспечения беспрепятственного входа в здание администрации.

Обязать администрацию Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края обеспечить размещение на здании, расположенном по адресу: с. Маралиха ул. Центральная д. 57 Чарышского района Алтайского края, носителя информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Чарышский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья:                     Ю.И. Чучуйко

2-225/2022 ~ М-186/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Чарышского района
Ответчики
Администрация Маралихинского сельсовета
Другие
Админисмтрация Чарышского района
Суд
Чарышский районный суд Алтайского края
Судья
Чучуйко Юрий Иванович
Дело на сайте суда
charishsky--alt.sudrf.ru
02.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2022Передача материалов судье
06.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2022Судебное заседание
11.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее