Судья Тараева И.А.
Дело №12-176/2024
Поступило 18.06.2024 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
13 июня 2024 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Ихисеева М.В., при секретаре Эрдынеевой О.Ж.,с участием прокурора Сметаниной И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника главы муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия Сокольникова А.А. Новолотского С.Н., на постановление судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), вынесенное в отношении Сокольникова А.А.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2024 года глава муниципального образования «Кабанский район» (далее МО «Кабанский район») Сокольников А.А., являясь должностным лицом, полномочия которого определены Уставом муниципального образования «Кабанский район», утвержденным решением Совета депутатов МО «Кабанский район» от 2 ноября 2012 ( в ред.№301 от 08.06.2022), признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Сокольников А.А. в лице своего защитника Новолотского С.Н. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой на указанное выше постановление судьи районного суда, в которой ставит вопрос об отмене в силу его незаконности и необоснованности.
В заседании Верховного Суда Республики Бурятия, Сокольников А.А., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, участия не принимал, уважительной причины своей неявки суду не сообщил.
Защитник Новолотский С.Н. доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление и производство по делу прекратить в силу отсутствия в действиях его доверителя состава административного правонарушения.
Прокурор Сметанина И.Г. возражала против доводов жалобы, указывала на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, представляют собой межбюджетные трансферты.
В соответствии со ст.34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статьей 129 Бюджетного кодекса РФ установлено, что межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств наряду с прочим обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу п. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения (выкупа) объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утверждены Постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 N 490.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда
Сокольников А.А., занимая высшую должность муниципальной службы главы МО «Кабанский район», 01 января 2024, находясь на своем рабочем месте по <...> Республики Бурятия, не выполнил по состоянию на 31 декабря 2023 обязательства по строительству «Центра культурного развития по <...> Республики Бурятия» в размере 30%, чем нарушил условия расходования межбюджетных трансфертов, установленных пп. 4.3, 4.4, 4.7 Постановлением Правительства Республики Бурятия от 08 октября 2014 N 490 (ред. от 29.06.2023) «Об утверждении Порядка принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций за счет средств республиканского бюджета в объекты государственной собственности Республики Бурятия, Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местныхбюджетов, иприобретения (выкупа) объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность».
Являясь должностным лицом, главой МО «Кабанский район», полномочия которого определены Уставом МО «Кабанский район», утвержденным решением Совета депутатов МО «Кабанскийрайн» от 02 ноября 2012 (в ред. № 301 от 08.06.2022), Сокольников А.А. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ – нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий расходования межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего кодекса.
Кроме того, судом установлено, что соглашением № 81624000-12023-006 о предоставлении субсидии из бюджета субъекта РФ местному бюджету, заключенным между Минстроем Республики Бурятия в лице министра Рузавина Н.Ю. и МО «Кабанский район» в лице Главы Сокольникова А.А. предусмотрено предоставление субсидий в рамках муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации МО «Кабанский район» от 19 мая 2020 №874 «Реализация территории МО «Кабанский район» Республики Бурятия, в рамках которой и национального проекта «Культура на 2020-2024 гг.» возводится объект «Строительство Центра Культурного развития по <...> Республики Бурятия» на сумму 208 021 332,8 руб.
В соответствии с п. 4.3.3 Соглашения установлено, что муниципалитет обязуется обеспечивать достижение значений результатов использования субсидии, установленных в соответствии с приложением №3 к Соглашению, являющимся неотъемлемой частью.
Указанным Приложением установлен график выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, согласно графе 25 которого техническая готовность объекта капитального строительства на 31 декабря 2023 должна составлять 30%.
В ходе проведения проверочных мероприятий прокуратурой Кабанского района Республики Бурятия установлено, что 06 декабря 2022 МКУ Комитет по культуре и делам молодежи Администрации МО «Кабанский район» по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт на строительство «Центра культурного развития по адресу: Россия, Республика Бурятия, <...>» с ООО «Специализированный застройщик МСК Байкал».
Между тем, в сроки, установленные Соглашением, т.е. до 31 декабря 2023, строительные работы в размере 30% не выполнены, что подтверждается представленными из официального сайта сведениями об отсутствии надлежащего исполнения обязательств в рамках заключенного Соглашения.
С учетом приведенных выше норм права, установленных обстоятельств, представленных доказательств, судья районного суда пришла к законному и обоснованному выводу, что Администрацией МО «Кабанский район» не достигнуты плановые значения показателей результативности использования субсидии, определенные Соглашением по состоянию на 31 декабря 2023, то есть условия расходования межбюджетных трансфертов не выполнены.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Сокольников А.А. является главой Администрации МО «Кабанский район» Республики Бурятия.
В своей деятельности Сокольников А.А. руководствуется Уставом МО «Кабанский район», согласно положениям которого, он является высшим должностным лицом муниципального района и возглавляет администрацию муниципального района.
Согласно ст. 36 Устава, руководитель Администрации муниципального района является глава муниципального района, в полномочия которого входит, в том числе осуществление общего руководства деятельностью администрации муниципального района, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации муниципального района; осуществление функций распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета муниципального района.
Согласно ст. 49 Устава, органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают сбалансированность бюджета муниципального район и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерами дефицита местного бюджета муниципального района, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципального района.
В этой связи, выводы судьи районного суда о том, что подписывая Соглашение о предоставлении субсидии, администрация МО «Кабанский район» Республики Бурятия в лице главы Сокольникова А.А. обязалась достичь цели предоставления субсидии в предоставленные для этого Соглашением сроки и в указанных объемах. Соответственно, у Сокольникова А.А., как у руководителя, имелась обязанность обеспечить выполнение условий Соглашения, что сделано не было.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении прокурора Кабанского района, решением о проведении проверки, Соглашением о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету, выпиской из Устава МО «Кабанский район», платежными поручениями от 21 декабря 2022 №713750, от 27 марта 2023 года №443822, от 16 октября 2023 №839932, от 06 декабря 2023 №250060 и иными доказательствами.
Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, судья районного суда дал верную оценку и обоснованно признал главу администрации МО «Кабанский район» Сокольникова А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
В силу изложенного, доводы жалобы о наличии иного срока, предусмотренного п.4.11.5 Соглашения, что давало возможность устранения нарушения принятых на себя обязательств, до 01 апреля 2024 года, являются ошибочными, на что обоснованно указал судья районного суда в своем решении.
Является правильным вывод районного судьи, что на контрольную дату 31 декабря 2023 года обязательство по контракту не было исполнено.Доводы защитника о неисполнении по вине подрядчика, не могут свидетельствовать об отсутствии состава административного правонарушения в действиях привлекаемого к административной ответственности, лица, поскольку в отношении подрядчика велась претензионная работа, показатели на указанную дату не достигнуты, своевременно, в сроки, органы местного самоуправления о невозможности исполнения в предусмотренный в Соглашении срок, не были поставлены, что в своей совокупности, свидетельствует о неэффективности работы, несмотря на то, что имелись ресурсы для исполнения, финансирование осуществлено своевременно.
Факт совершения административного правонарушения достоверно и бесспорно подтвержден. Время совершения административного правонарушения-31 декабря 2024 года (окончание срока исполнения), при таких обстоятельствах, отсутствие указания времени его совершения не может повлечь отмену законного и обоснованного постановления.
Довод жалобы об том, что мера наказания в виде административного штрафа в размере 10 тысяч рублей, судом установлена незаконно, без принятия во внимание обстоятельства привлечения к административной ответственности впервые, подлежат отклонению, поскольку в материалах дела имеются сведения о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ решением Кабанского районного суда от 31 марта 2023 года, кроме того, по настоящему делу размер административного штрафа в соответствии с санкцией ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ назначен в соответствии с санкцией данной нормы и является минимальным.
Доводы о том, что при изучении материалов дела отсутствовали сведения о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.4( решение от 31 марта 2023 года), также не могут повлечь отмену решения судьи районного суда, поскольку тому надлежащих доказательств не представлено, после ознакомления дела защитником отсутствует его замечание об этом, кроме того, обстоятельство привлечения к административной ответственности ранее, подтверждены копиями решений судебных инстанций, представленных по запросу суда.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, требования ст.24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном установлении обстоятельств совершенного административного правонарушения, выполнены.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Все имеющиеся в деле и представленные доказательства, исследованы и им дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, относимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, в их совокупности.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемого судебного акта, не имеется.
Решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6,30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
Постановление судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2024 года, вынесенное в отношении главы администрации МО «Кабанский район» Сокольникова А.А. по ч.3 ст. 15.15.3КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу-без удовлетворения.
Судья М.В. Ихисеева.