Дело № 2-1320/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2019 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Малковой И.С.
при секретаре Каретниковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ремер ФИО1 к администрации г. Горно-Алтайска, Барбаякову ФИО3 о включении имущества в состав наследства, признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Ремер Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением (с учетом уточнения) к администрации г. Горно-Алтайска, Барбаякову В.В. о включении жилого дома общей площадью 70,2 кв.м, в том числе жилой – 48,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в состав наследственного имущества после смерти ФИО5, признании права собственности в порядке наследования на жилой дом общей площадью 70,2 кв.м, в том числе жилой – 48,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> после смерти ФИО5 Требования мотивированы тем, что истец состояла в браке с ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ муж умер, после смерти осталось наследственное имущество. Постановлением нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство ввиду отсутствия документов, подтверждающих право собственности наследодателя на вышеуказанное имущество. При жизни ФИО5 право собственности на указанное имущество не было оформлено, кроме того, разрешение на строительство индивидуального жилого дома не выдавалось, поэтому дом имеет признаки самовольного строения, однако соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, не создает угрозы жизни и здоровью граждан, в связи с чем возможно признать за истцом право собственности на жилой дом.
Ремер Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ее представитель Сурбашева Т.А. заявленные требования поддержала.
Представитель третьего лица МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска» Тютюкова Д.А. в судебном заседании в удовлетворении иска не возражала.
Представитель администрации г. Горно-Алтайска Чонина Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, удовлетворение иска оставила на усмотрение суда, о чем направила заявление.
Барбаяков В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление об отсутствии возражений по существу заявленных требований, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Нотариус нотариального округа «город Горно-Алтайск» Республики Алтай Шарабарина М.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
При рассмотрении дела установлено, что Ремер Т.А. и ФИО5 состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ, Барбаяков В.В. является сыном ФИО5 и Ремер Т.А.
Согласно свидетельству о смерти, выданному ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС г. ФИО4, ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая, что после смерти ФИО5 осталось наследственное имущество в виде жилого дома по <адрес>, Ремер Т.А. обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону.
Постановлением нотариуса нотариального округа «город Горно-Алтайск» Республики Алтай ФИО4. от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении данного заявления отказано, поскольку Ремер Т.А. не предоставила правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности наследодателя на указанное недвижимое имущество.
Как следует из пояснений представителя истца, данных в судебном заседании, возведение спорного жилого дома осуществлялось Барбаяковым В.В. на земельном участке, предоставленном в аренду Администрацией г. Горно-Алтайска, при этом разрешение на строительство не выдавалось.
В соответствии с п. 2 ст. 218, ст.ст. 1111, 1112 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" предусмотрено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а если в срок, предусмотренный статьей 1154 ГК РФ, решение не было вынесено - также требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
Согласно п.1 ст. 222 ГК РФ строения, возведенные без получения на это необходимых в силу закона разрешений, являются самовольными постройками. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", поскольку самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных ст. 222 ГК РФ.
Таким образом, одним из критериев самовольности постройки в силу п.1 ст. 222 ГК РФ, является возведение недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
В соответствии со взаимосвязанными положениями пп. 2 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст.41 ЗК РФ арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу п.1 ст. 615 ГК РФ использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из системного толкования указанных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему в аренду для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Распоряжением администрации г. Горно-Алтайска от ДД.ММ.ГГГГ № по результату рассмотрения заявления ФИО5 предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 406 кв.м, образуемый из части А земельного участка находящегося в госсобственности с кадастровым номером №, в аренду сроком на три года для строительства индивидуального жилого дома, категория земель – земли поселений.
Судом установлено, что на указанном земельном участке без разрешения на строительство индивидуального жилого дома выстроен жилой дом. Согласно техническому паспорту, выданному <данные изъяты>» общая площадь жилого дома - 70,2 кв.м, в том числе жилая – 48,6 кв.м.
Из экспертного заключения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что эксплуатация помещений жилого дома по адресу: <адрес> не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Актом МКУ «По делам ГОЧС и ЕДДС МО «Город Горно-Алтайск» от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что противопожарные разрывы между спорным домом и соседними домами и печное отопление соответствуют требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно уведомлению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на спорный жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> отсутствуют.
Поскольку спорный жилой дом не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, он не может быть включен в наследственную массу после смерти Барбаякова В.В., в связи с чем соответствующее требование истца удовлетворению не подлежит.
Однако, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, и установив, что спорный жилой дом возведен на земельном участке, предоставленном Барбаякову В.В. в аренду специально для этих целей, создан без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а Ремер Т.А. фактически приняла наследство после смерти мужа, то исковые требования о признании права собственности на жилой дом являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ч.1 ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ремер ФИО1 к администрации г. Горно-Алтайска, Барбаякову ФИО2 удовлетворить частично.
Признать за Ремер ФИО1 право собственности на жилой дом общей площадью 70,2 кв.м, в том числе жилой – 48,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Ремер ФИО1 на указанный объект недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости.
Отказать Ремер ФИО1 во включении жилого дома общей площадью 70,2 кв.м, в том числе жилой – 48,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в наследственную массу после смерти Барбаякова ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Решение в окончательной форме изготовлено 27.08.2019.
Судья И.С. Малкова