РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Ермишь 28 февраля 2024 года
Кадомский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Сасакина В.А.
с участием - заместителя прокурора Ермишинского района, Рязанской области Локтионова А.А.
при секретаре - Дороговой Ю.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда р.п. Ермишь, Рязанской области гражданское дело № 2-47/2024 по иску прокурора Ермишинского района, Рязанской области Парамонова Р.Ю. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУК «Нарминский центральный Дом культуры» МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, Рязанской области об обязании устранить нарушения требований действующего законодательства, в том числе о социальной защите инвалидов, путем размещения при входе в учреждение культуры наружного вызывного устройства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ермишинского района, Рязанской области Парамонов Р.Ю. (далее по тексту прокурор Парамонов Р.Ю.) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к МУК «Нарминский центральный Дом культуры» МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, Рязанской области (в дальнейшем ответчик) об обязании устранить нарушения требований действующего законодательства, в том числе о социальной защите инвалидов, путем размещения при входе в учреждение культуры наружного вызывного устройства.
В обоснование заявленных требований прокурор Парамонов Р.Ю. указал, что прокуратурой Ермишинского района, Рязанской области проведена проверка исполнения законодательства при выполнении мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в ответчиком МУК «Нарминский центральный Дом культуры» МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, Рязанской области.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка, в том числе инвалидов и пожилых граждан.
Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограниченной жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Требования к самим объектам социальной инфраструктуры содержатся в СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденном приказом Минстроя России от 30.12.2020 года № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020), разработанном в целях обеспечения требований федеральных законов от 29.12.2004 года № 190-ФЗ «Градостроительного кодекса Российской Федерации», от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 27.12.2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» и от 30.03.1990 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно п. 4.1 СП 59.13330.2020, требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
В соответствии с п. 6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.
Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.
Высоту панелей вызова таких устройств следует принимать с учетом 8.1.7 СП 59.13330.2020. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 16.11.2015 года № 2800 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ (далее - Порядок).
Порядок определяет правила оказания помощи инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению ими услуг в сфере культуры наравне с другими лицами, а также обеспечения доступности для инвалидов: объектов административных зданий, строений, сооружений и помещений (далее - объекты) Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов, федеральных государственных унитарных и казенных предприятий, федеральных государственных бюджетных учреждений культуры - театров, концертных организаций, кинотеатров, цирков, культурно-досуговых (культурнопросветительских) и других организаций, осуществляющих деятельность по активному участию инвалидов в культурной жизни (как создателей произведений культуры или участников самодеятельного художественного и культурного творчества) (далее - организации культуры); культурных ценностей и благ, услуг в сфере культуры, предоставляемых организациями культуры.
Согласно п. 4 Порядка руководителями организаций культуры в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов: возможность беспрепятственного входа в указанные объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по объекту в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с использованием помощи персонала, предоставляющего услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, мнемосхем, рельефных стрелок и надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом, а также сменного кресла-коляски; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости, с помощью персонала объекта; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, при передвижении по территории объекта; проведение инструктажа сотрудников, осуществляющих первичный контакт с получателями услуги, по вопросам ознакомления инвалидов с размещением и планировкой помещений, последовательностью действий и маршрутом передвижения при получении услуги; содействие инвалиду при входе в здание и выходе из него, информирование его о доступных маршрутах общественного транспорта.
Между тем, проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных положений действующего законодательства при входе МУК «Нарминский центральный Дом культуры» МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, Рязанской области отсутствует наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом.
В соответствии с п. 5 Устава МУК «Нарминский центральный Дом культуры», утвержденного решением Совета депутатов МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ №, учредителем МУК «Нарминский центральный Дом культуры» является МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, Рязанской области. Полномочия собственника от имени учредителя в пределах своих полномочий осуществляет администрация МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, Рязанской области.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
В связи с изложенными обстоятельствами, прокурор Парамонов Р.Ю. просит суд обязать МУК «Нарминский центральный Дом культуры» МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, Рязанской области устранить нарушения требований действующего законодательства, в том числе о социальной защите инвалидов, путем размещения при входе в учреждение культуры наружного вызывного устройства, в течение 06 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора Ермишинского района, Рязанской области Локтионов А.А. уточнил заявленные исковые требования и просил суд обязать ответчика МУК «Нарминский центральный Дом культуры» МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, Рязанской области устранить нарушения требований действующего законодательства, в том числе о социальной защите инвалидов, путем размещения при входе в учреждение культуры, расположенного по адресу: <адрес>, наружного вызывного устройства, в течение 06 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МУК «Нарминский центральный Дом культуры» МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, Рязанской области в судебное заседание не явилась, но в направленном в суд письменном заявлении директор указанного учреждения Фазлеева М.В. исковые требования прокурора Ермишинского района, Рязанской области Парамонова Р.Ю. признала в полном объеме, указав, что последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 39, 173 ГПК РФ ей известны и понятны. При этом, дело просила рассмотреть без их участия.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований администрации МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, Рязанской области в судебное заседание не явился, возражений по существу иска в суд не представил, но в направленном в суд письменном заявлении глава указанной администрации Шарова О.В. дело просила рассмотреть в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 п. 5 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика МУК «Нарминский центральный Дом культуры» МО- Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, Рязанской области и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований администрации МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, Рязанской области.
На основании ст. 39 ч.1 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ст. 173 ч.3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд, исходя из обстоятельств дела, принимает признание иска представителем ответчика директором МУК «Нарминский центральный Дом культуры» МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, Рязанской области Фазлеевой М.В. поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора Парамонова Р.Ю. в полном объеме.
Поскольку вышеуказанные действия могут быть совершены только ответчиком МУК «Нарминский центральный Дом культуры» МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, Рязанской области, суд в силу ст. 206 ч.2 ГПК РФ устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает достаточным и разумным установить ответчику МУК «Нарминский центральный Дом культуры» МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района Рязанской области, срок для исполнения решения суда 06 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. ст. 98 ч.1, 103 ч.1 ГПК РФ, ст. 333.19 ч.1 п.3 НК РФ, суд присуждает ответчику МУК «Нарминский центральный Дом культуры» МО - Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района Рязанской области, судебные расходы по уплате государственной пошлины в доход бюджета размере 300 руб.
Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ермишинского района, Рязанской области Парамонова Р.Ю. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУК «Нарминский центральный Дом культуры» МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района Рязанской области - полностью удовлетворить.
Обязать МУК «Нарминский центральный Дом культуры» МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, Рязанской области (ИНН №, ОГРН №) принять меры к устранению нарушений требований действующего законодательства, в том числе о социальной защите инвалидов, путем размещения при входе в учреждение культуры, расположенного по адресу: <адрес> наружного вызывного устройства, в течение 06 (шести) месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с МУК «Нарминский центральный Дом культуры» МО-Нарминское сельское поселение Ермишинского муниципального района, <адрес> в доход бюджета судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Кадомский районный суд в течение одного месяца, со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий: судья Сасакин В.А.
Решение в окончательной форме составлено - ДД.ММ.ГГГГ.