Дело № 2-44/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Тюльган 30 января 2024 года
Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Абросимова А.М.,
при секретаре Ивановой А.В.,
с участием: старшего помощника прокурора Тюльганского района Кузьмина М.С.,
представителя ответчика – Ващенко Г.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Тюльганская районная больница» об обязании выполнить определенные действия
установил:
прокурор Тюльганского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным иском. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района в деятельности ГБУЗ «Тюльганская районная больница» проведена проверка исполнения требований законодательства о здравоохранении и о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, при реализации национального проекта «Здравоохранение». В нарушение ном федерального законодательства ответчиком до настоящего времени на 16 объектах здравоохранения не созданы условия для беспрепятственного получения медицинской помощи лицами с ограниченными возможностями.
Выявленные нарушения выразились в отсутствии кнопки вызова, противоскользящего покрытия, системы визуального и тактильного оповещения (табличка Брайля) в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных по адресам:
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>
А также в отсутствии кнопки вызова в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных по адресам:
- <адрес>;
- <адрес>
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>
В связи с чем 13.12.2023 прокуратурой района в ГБУЗ «Тюльганская районная больница» внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, при реализации национального проекта «Здравоохранение». Указанное представление рассмотрено 14.12.2023, из ответа учреждения здравоохранения следует, что выявленные в ходе проверки нарушения федерального законодательства нашли свое подтверждение, вместе с тем меры к фактическому устранению нарушений не приняты.
Просит суд с учетом уточнений:
обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тюльганская районная больница» в срок до 31.12.2024 обеспечить фельдшерско-акушерские пункты, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, кнопками вызова, противоскользящими покрытиями, системами визуального и тактильного оповещения (табличка Брайля);
обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тюльганская районная больница» в срок до 31.12.2024 обеспечить фельдшерско-акушерские пункты, расположенные по адресам:
<адрес>;
<адрес>
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>;
пер. Школьный, <адрес>;
<адрес>;
<адрес>, кнопками вызова.
В судебном заседании старший помощник прокурора Тюльганского района Кузьмин М.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУЗ «Тюльганская РБ» Ващенко Г.Н. исковые требования с учетом уточнений признала в полном объеме.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора Тюльганского района, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья.
В соответствии с п.п. 1,4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ Российской Федерацией ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов, которая подлежит обязательному применению. Конвенцией инвалиды наделены возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. С момента ратификации Россия обязана принять надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения (статья 9 Конвенции о правах инвалидов)
Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 определены приоритеты формирования «Доступной среды».
Под Доступной средой понимается физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей.
Формирование доступной среды — это устранение препятствий и барьеров в обеспечении беспрепятственного доступа к физическому окружению (зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также услугам, предоставляемым населению.
В соответствии со ст. 15 ФЗ № определено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны, в том числе создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В судебном заседании установлено, что ГБУЗ «Тюльганская РБ» до настоящего времени на 16 объектах здравоохранения не созданы условия для беспрепятственного получения медицинской помощи лицами с ограниченными возможностями.
Выявленные нарушения выразились в отсутствии кнопки вызова, противоскользящего покрытия, системы визуального и тактильного оповещения (табличка Брайля) в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных по адресам:
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>
А также в отсутствии кнопки вызова в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных по адресам:
- <адрес>;
<адрес>
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>
- <адрес>;
- <адрес>
Вышеуказанные объекты содержатся в перечне объектов здравоохранения, не оборудованных для посещения инвалидами, отраженных в письме заместителя министра Минздрава Оренбургской области ФИО4 заместителю прокурора Оренбургской области ФИО5 от 29.11.2023.
13.12.2023 прокуратурой района в ГБУЗ «Тюльганская районная больница» внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, при реализации национального проекта «Здравоохранение».
Из ответа главного врача ГБУЗ «Тюльганская РБ» ФИО6 от 14.12.2023 следует, что выявленные в ходе проверки нарушения федерального законодательства нашли свое подтверждение, вместе с тем меры к фактическому устранению нарушений не приняты.
До настоящего времени ответчиком фактически меры к устранению выявленных нарушений не приняты, в связи с чем, суд считает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Тюльганская районная больница» об обязании выполнить определенные действия – удовлетворить.
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тюльганская районная больница» в срок до 31.12.2024 обеспечить фельдшерско-акушерские пункты, расположенные по адресам:
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>, кнопками вызова, противоскользящими покрытиями, системами визуального и тактильного оповещения (табличка Брайля).
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тюльганская районная больница» в срок до 31.12.2024 обеспечить фельдшерско-акушерские пункты, расположенные по адресам:
<адрес>;
<адрес>
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>;
<адрес>;
пер. Школьный, <адрес>;
<адрес>;
<адрес>, кнопками вызова.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Тюльганский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.М. Абросимов
Решение в окончательной форме принято 31.01.2024.
Судья А.М. Абросимов