56RS0019-01-2024-001649-51
№ 12-69/2024
Р Е Ш Е Н И Е
город Орск 10 июля 2024 года
Ленинский районный суд города Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Филатова А.И.,
при секретаре судебного заседания Бобковой Ю.П.,
с участием помощника прокурора Ленинского района города Орска Гнездилова С.С.,
рассмотрев протест заместителя прокурора Ленинского района города Орска Б.С.В. на постановление начальника ОП № 4 МУ МВД России «Орское» Б.А.В. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в отношении Балицкой О.В.,
У С Т А Н О В И Л:
10 июня 2024 года в Ленинский районный суд города Орска Оренбургской области поступил протест заместителя прокурора Ленинского района города Орска Б.С.В. на постановление начальника ОП № 4 МУ МВД России «Орское» Б.А.В. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в отношении Балицкой О.В.
Определением Ленинского районного суда города Орска Оренбургской области от 25 июня 2024 года по ходатайству заместителя прокурора Ленинского района города Орска Б.С.В. восстановлен срок для обжалования данного постановления.
В обоснование протеста указано, что вышеуказанное постановление является незаконным, ввиду того, что при принятии решения не учтено, что изъятая алкогольная или спиртосодержащая продукция подлежит уничтожению по решению суда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Помощник прокурора Ленинского района города Орска Гнездилов С.С. доводы протеста поддержал, просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, указав в решении на уничтожение изъятой алкогольной или спиртосодержащей продукции.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Балицкая О.В., представитель ОП № 4 МУ МВД России «Орское», извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении не ходатайствовали.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении с учетом положений указанной нормы и доводов протеста прокурора позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ).
Действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов. Одним из таких ограничений является предусмотренный абз. 20 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ запрет на розничную продажу алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 этого закона, устанавливающей особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила продажи алкогольной продукции.
Предметом правонарушения являются правила продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, заключается в нарушении особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Как следует из представленных материалов, 5 декабря 2022 года в ОП № 4 МУ МВД России «Орское» поступило сообщение старшего УУП ОУУП и ПДН ОП № 4 МУ МВД России «Орское» А.Р.Б. о выявлении факта реализации Балицкой О.В. алкогольной продукции в магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.
В этот же день УУП ОУУП и ПДН ОП № 4 МУ МВД России «Орское» А.Р.Б. у Балицкой О.В., согласно протоколу изъятия вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, изъята 1 бутылка пива «Охота Крепкое», 8,1 %, в пластиковой таре объемом 1,25 л.
8 декабря 2022 года УУП ОУУП и ПДН ОП № 4 МУ МВД России «Орское» П.И.Н. по вышеуказанному факту вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
6 декабря 2023 года начальником ОП № 4 МУ МВД России «Орское» Б.А.В. вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в отношении Балицкой О.В. на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ
В силу п. 3 ст. 28.5 КоАП РФ, в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.
Исходя из ч. 1 ст. 28.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ
Таким образом, по смыслу закона прекращение производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ возможно, в случае если оно возбуждалось путём составления протокола.
Вместе с тем, дело об административном правонарушении в отношении конкретного лица, в том числе Балицкой О.В. не возбуждалось и протокол по делу об административном правонарушении не составлялся.
Несмотря на то, что протокол по делу об административном правонарушении не составлялся, а соответственно дело об административном правонарушении не возбуждалось, начальником ОП № 4 МУ МВД Росси «Орское» Б.А.В. 6 декабря 2023 года в отношении Балицкой О.В. вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Также следует обратить внимание на то, что прекращая производство по делу в отношении Балицкой О.В. по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, начальник ОП № 4 МУ МВД Росси «Орское» Б.А.В. указал в своем решении на факт продажи продавцом М.Ю.В. в магазине индивидуального предпринимателя Балицкой О.В. пива 5 декабря 2022 года в 22 часа 50 минут в нарушение требований п. 2 дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области.
Между тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности формулировать выводы о виновности лица, в отношении которого возбуждалось производство по делу об административном правонарушении, при прекращении производства по делу и за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Запрет на выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, содержится в п. 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – постановление Пленума).
В этой связи, постановление начальника ОП № 4 МУ МВД Росси «Орское» Б.А.В. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в отношении Балицкой О.В., подлежит отмене.
Кроме того, должностным лицом при принятии решения оставлены без внимания положения ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ об административных правонарушениях, согласно которым в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 26.6 КоАП РФ понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения.
Согласно п. 23.2 постановления Пленума, необходимо учитывать, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.
Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, п. 1 ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами.
Согласно объяснениям М.Ю.В., полученным при производстве по делу об административном правонарушении, он работает в магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, у индивидуального предпринимателя Балицкой О.В.
5 декабря 2022 года около 23 часов 00 минут он продал за 125 рублей неизвестному мужчине по его просьбе пиво «Охота Крепкое», 8,1 %, после чего тот вернулся в сопровождении сотрудников полиции.
Из объяснений А.Р.З. следует, что 5 декабря 2022 года около 22 часов 40 минут он зашел в магазин «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, где за 125 рублей купил пиво «Охота Крепкое» объемом 1,25 литра. Когда он вышел из магазина, его остановили сотрудники полиции и сообщили, что продажа алкогольной продукции после 22 часов 00 минут запрещена. Вместе с сотрудниками полиции он зашел обратно в магазин.
В ходе производства по делу об административном правонарушении, согласно протоколу изъятия вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметом административного правонарушения от 5 декабря 2022 года изъяты: 1 бутылка пива «Охота Крепкое», 8,1 %, объемом 1,25 литра, при этом на неё отсутствуют товаросопроводительные документы, удостоверяющие легальность её производства и оборота.
Вышеуказанная алкогольная продукция, изъятая в рамках настоящего дела об административном правонарушении находится на хранении в ОП № 4 МУ МВД России «Орское».
Однако указанное положение постановления не соответствует требованиям ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ, п. 1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, а также п. 1 ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, поскольку изъятая в рамках протокола изъятия вещей и документов от 5 декабря 2022 года подлежала изъятию и уничтожению.
В силу ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 28 постановления Пленума, изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией, судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц перечисленная в указанной норме алкогольная и спиртосодержащая продукция. Изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в п.п. 1 - 3, 8 п. 1 настоящей статьи подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1027 утверждены Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в п.п. 1 - 3 и 8 п. 1 ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ.
Таким образом, изъятая алкогольная продукция, согласно протоколу изъятия вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметом административного правонарушения от 5 декабря 2022 года, находящаяся на хранении ОП № 4 МУ МВД России «Орское», подлежит уничтожению, поскольку неизвестен источник происхождения данной алкогольной продукции, так как отсутствуют документы, подтверждающие легальность производства и (или) оборота такой продукции.
Продукцию, изъятую из оборота по данном делу, следует уничтожить в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 год № 1027, исполнение данного решения возложить на территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Протест заместителя прокурора <адрес> Б.С.В. удовлетворить.
Постановление начальника ОП № 4 МУ МВД России «Орское» от 6 декабря 2023 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении Балицкой О.В., отменить.
Изъятую бутылку пива «Охота Крепкое», объемом 1,25 литра в пластикой таре, находящуюся на хранении в ОП № 4 МУ МВД России «Орское» –уничтожить.
Исполнение постановления в части уничтожения спиртосодержащей продукции, возложить на Межрегиональное управление Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками по Приволжскому федеральному округу.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд города Орска Оренбургской области, в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.И. Филатов