УИД: 29RS0007-01-2023-000389-82
Дело №2-358/2023
Мотивированное решение изготовлено
31 августа 2023 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2023 года пос.КоношаКоношский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Зайцевой М.В.,
при секретаре Ширяевской В.А., с участием помощника прокурора Коношского района Буториной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Коношского района к администрации муниципального образования «Коношское» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обустроить площадки накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Коношского района Архангельской области обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Коношское» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обустроить площадки накопления твердых коммунальных отходов.
В обосновании своих требований указал, что прокуратурой Коношского района в ходе проведения проверки по обращениям граждан установлены факты неисполнения администрацией МО «Коношское» требований Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Установлено, что в соответствии с Соглашением об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО «ЭкоИнтегратор» (Региональный оператор), Региональный оператор вправе осуществлять взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, в том числе и на территории Коношского района. Постановлением от 25.04.2022 № 26 «Об утверждении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Коношское» утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Коношское». Вопреки законодательству администрацией МО «Коношское» не обеспечено обустройство контейнерных площадок, включенных в Реестр по адресам в <адрес>: у <адрес> - ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует; у <адрес> и на пересечении <адрес> -твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует. Эти нарушения негативно затронули права неопределенного круга граждан на безопасность жизни и здоровья.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству прокурор уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Коношское», выразившееся в непринятии мер по обеспечению обустройства контейнерных площадок, включенных в Реестр по адресам в <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования «Коношское» обеспечить обустройство контейнерных площадок, включенных в Реестр по адресам в <адрес>: у <адрес> - ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, у <адрес> и у <адрес> - твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, в соответствии с нормами действующим законодательством в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований дополнила, что в ответе Главы МО «Коношское» от ДД.ММ.ГГГГ № по итогам рассмотрения представления прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с ТКО указано, что доводы представления признаны обоснованными, однако имеется дефицит бюджетных средств для оборудования контейнерных площадок сбора ТКО. Из ответа Главы следует, что контейнерные площадки, расположенные у <адрес>, напротив <адрес> и на пересечении <адрес> в <адрес> расположены, согласно Реестру, по следующим адресам: <адрес> по <адрес> в <адрес> соответственно. Только 1 земельный участок под спорными контейнерными площадками по адресу: <адрес> сформирован и стоит на кадастровом учете, однако информации о том, что этот участок, а также 2 других спорных участка закреплены за управляющими организациями не имеется. Таким образом, доказательства размещения контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов в границах земельных участков многоквартирных домов, включения контейнерных площадок в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах в материалах дела отсутствуют. Поэтому основания для возложения обязанности по обустройству площадок накопления ТКО на управляющие организации отсутствуют. Данная обязанность должна быть возложена на администрацию городского поселения.
В судебном заседании помощник прокурора Коношского района Буторина Л.В. исковые требования поддержала в полном объеме, не возражала против вынесения заочного решения.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Коношское» в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора ООО "Гранит" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела Общество извещено надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Заслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Статьи 21, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предоставляют прокурору право обращения суд в порядке, предусмотренным процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор обратился в суд с иском к ответчику в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам (п. 4 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Во исполнении указанных норм закона Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы..."), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (пункт 1).
В силу пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 3 ст. 8 данного закона).
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в соответствии с п. 3 которых места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В судебном заседании установлено, что, постановлением администрации МО «Коношское» от ДД.ММ.ГГГГ N 26 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Коношское».
В соответствии с указанным реестром мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Коношское», имеются площадки, в том числе, расположенные по адресам: <адрес> <адрес> <адрес>
При обследовании обустройства контейнерных площадок в <адрес>, проведённого прокуратурой <адрес> выявлены следующие нарушения СанПиН 2.1.3684-21:
1) по адресу: <адрес> у <адрес> контейнерная площадка, не имеет ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;
2) по адресу: <адрес> у <адрес> у <адрес> контейнерные площадки не имеют ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, и твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.
Таким образом, в указанных местах на территории муниципального образования «Коношское» используемые контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов указанным требованиям закона не соответствуют.
Из информации, предоставленной администрацией МО «Коношское» в прокуратуру Коношского района, следует, что обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, на которых осуществляется накопление ТКО от многоквартирных домов (далее - МКД), возлагается на лиц, осуществляющих управление такими домами, вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка). То есть, в соответствии с действующим законодательством, обязанность, в том числе, по содержанию мест (площадок) накопления ТКО по вышеуказанным адресам в целях удовлетворения бытовых потребностей жителей обслуживаемых многоквартирных домов возлагается на управляющие компании МКД. Земельный участок, предназначенный для размещения площадки накопления ТКО по адресу: <адрес>, состоит на кадастровом учёте, кадастровый № Данная информация имеется в свободном доступе на публичной кадастровой карте в сети Интернет. Работа по постановке на кадастровый учёт иных земельных участков, на которых располагаются места (площадки) накопления ТКО, осуществляется в соответствии с утвержденным планом социально-экономического развития МО «Коношское».
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусмотрена Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
В соответствии с пунктом 11 названных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В силу пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, к данному перечню отнесены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Однако, доказательств размещения контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов в границах земельных участков многоквартирных домов, включения контейнерных площадок в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, вопреки позиции администрации МО «Коношское», указанной в письме, адресованном в прокуратуру Коношского района, основания для возложения обязанности по организации площадки накопления ТКО на управляющие организации отсутствуют. Данная обязанность должна быть возложена на администрацию муниципального образования.
В своих требованиях прокурором указано на наличие угрозы нарушения ответчиком указанных требований закона и способ устранения данной угрозы посредством возложения на ответчика обязанности обустроить данные контейнерные площадки в соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, что суд считает обоснованным и правильным.
Поэтому учитывая, что указанные прокурором нарушения прав неопределенного круга лиц нашло свое подтверждение в судебном заседании, суд считает требования прокурора о возложении обязанности их устранить на ответчика обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При определении срока исполнения данных требований суд учитывает объем затрат и способ устранения нарушений, а также целевой характер их исполнения за счет бюджетных средств, поэтому считает возможным установить срок для устранения вышеуказанных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198,235,237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Коношского района к администрации муниципального образования Коношское» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обустроить площадки накопления твердых коммунальных отходов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Коношское», выразившееся в непринятии мер по обеспечению обустройства контейнерных площадок, включенных в реестр контейнерных площадок по адресам в <адрес> в соответствии с нормами действующего законодательства.
Обязать администрацию муниципального образования «Коношское» обеспечить обустройство в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 контейнерных площадок, включенных в Реестр по адресам в <адрес>:
- у <адрес>, путем обустройства ограждения с трех сторон высотой не менее одного метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за предела контейнерной площадки,
- у домов № и № по <адрес> путем обустройства твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждения с трех сторон высотой не менее одного метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статей 237-238 ГПК РФ ответчик вправе подать в Коношский районный суд заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заявление об отмене заочного решения суда должно содержать: наименование суда, принявшего заочное решение, наименование лица, подающего заявление, обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда, просьбу лица, подающего заявление, перечень прилагаемых к заявлению материалов. Заявление об отмене заочного решения суда подписывается ответчиком или при наличии полномочия его представителем и представляется в суд с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле. Заявление об отмене заочного решения суда не подлежит оплате государственной пошлиной. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий М.В. Зайцева