Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3547/2023 ~ М-846/2023 от 31.01.2023

Дело № 2-3547/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Тюмень                                                    12.05.2023

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Савельевой Е.А.,

при секретаре Адылгареевой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бронниковой О.С. в интересах Бронниковой А.Д. к Администрации города Тюмени, Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени, Правительству Тюменской области о предоставлении во внеочередном порядке отдельного благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Бронникова О.С. обратилась с иском в интересах Бронниковой А.Д. к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени о возложении обязанности предоставить Бронниковой А.Д. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по действующим социальным нормам в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда. Исковые требования мотивированы тем, что Бронникова А.Д. является инвалидом с детства <данные изъяты>, опекуном назначена Бронникова О.С., Бронникова А.Д. является <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Бронникова А.Д. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма по категории «инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ». Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , жилой дом по адресу: <адрес> является аварийным и подлежит сносу, непригоден для проживания. В производстве Калининского районного суда г.Тюмени имеется гражданское дело по иску Администрации г.Тюмени к ФИО3 о принудительном изъятии для муниципальных нужд жилого помещения по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Бронникова О.С. в интересах Бронниковой А.Д. обратилась в Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени с заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения в связи с признанием дома аварийным. В ответ на обращение в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке отказано. Истец полагает, что в силу ст.ст.51, 57 ЖК РФ, истец вправе требовать предоставления жилого помещения во внеочередном порядке.

На основании ст.ст.40,43 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрации города Тюмени, Правительство Тюменской области, в качестве третьих лиц привлечены Главное управление строительства Тюменской области.

На основании ст.167 ГПК РФ, исковое заявление рассмотрено в отсутствие участвующих лиц, при надлежащем извещении.

В судебном заседании сторона истца исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.

Из устных и письменных возражений представителя Администрации г.Тюмени следует, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку Администрация г.Тюмени не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору.

Представитель Главного управления строительства Тюменской области в устных и письменных возражениях просил отказать в удовлетворении иска, поскольку Бронникова А.Д. не признана малоимущей.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Бронникова А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> бессрочно с детства (л.д.30-31).

Согласно приказа Управления социальной защиты населения г.Тюмени Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ , опекуном Бронниковой А.Д. назначена Бронникова О.С. (л.д.14).

Истец проживает по месту регистрации по адресу: <адрес>.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.15-17).

Распоряжением Администрации г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок расселения по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно приказу департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ Бронникова А.Д., проживающая по адресу: <адрес>, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений предоставляемых по договору социального найма по категории «инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ» с составом семьи 1 человек.

Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени следует, что Бронникова А.Д. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, по категории «инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ под номером

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.

При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний указанными в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства следует, что порядок обеспечения жильем подразумевает общее правило предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда, исходя из критериев их нуждаемости и имущественного положения, определяемых в соответствии со статьями 49 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, соответственно. Иначе говоря, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, если они признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях в установленном законом порядке.

Жилые же помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

07 октября 1999 года Тюменской областной Думой принят Закон № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области».

Статьей 7 указанного Закона Тюменской области № 137 установлено право граждан быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, из числа следующих категорий: инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года.

Таким образом, Законом Тюменской области установлена возможность обеспечения инвалидов жилыми помещениями жилищного фонда Тюменской области независимо от их имущественного положения.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона Тюменской области №137 жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Во внеочередном порядке жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области не предоставляются.

Сведений о том, что Бронникова А.Д. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие» суду не предоставлено, указанный факт не оспорен и сторонами в судебном заседании.

Учитывая, что истец в установленном законом порядке малоимущей не признана, на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда не состоит, оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, у суда не имеется.

Поскольку возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области во внеочередном порядке не предусмотрена законом Тюменской области № 137, истец не имеет права на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Тюменской области.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Бронниковой О.С. в интересах Бронниковой А.Д. о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Бронниковой О.С. в интересах Бронниковой А.Д. к Администрации города Тюмени, департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени, Правительству Тюменской области о предоставлении во внеочередном порядке отдельного благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма - отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение подготовлено 20.05.2023

Судья                             Е.А. Савельева

2-3547/2023 ~ М-846/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бронникова Ольга Степановна в интересах Бронниковой Анастасии Дмитриевны
Ответчики
ДИО Администрации г.Тюмени
Администрация г.Тюмени
Правительство ТО
Другие
Главное управление строительства Тюменской области
Суд
Центральный районный суд г. Тюмени
Судья
Савельева Е. А.
Дело на странице суда
centralny--tum.sudrf.ru
31.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2023Передача материалов судье
06.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2023Подготовка дела (собеседование)
07.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2023Судебное заседание
12.05.2023Судебное заседание
20.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2024Дело оформлено
21.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее