Дело № 2-258/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2021 года с. Майма
Майминский районный суд Республики Алтай в составе:
Председательствующего судьи Ередеевой А.В.
при секретаре Эндоковой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Соузгинское сельское поселение», администрации муниципального образования «Манжерокское сельское поселение», о возложении обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Республики Алтай обратился в суд с указанным выше иском.
Мотивируя требования тем, что на территории указанных муниципальных образований не в полной мере созданы запасы воды для целей пожаротушения, отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения нарушает права жителей сельских поселений и лиц, временно пребывающих в населенных пунктах, на безопасность жизни и здоровья.
В ходе судебного процесса истцом требования увеличены. Так прокурор просит возложить обязанности на Администрацию муниципального образования «Манжерокское сельское поселение», обязанность обеспечить нормативное противопожарное водоснабжение в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, в районе улиц: Береговая, Совхозная, Садовая, Алтайская, Дружбы, Манжерокская, Подгорная, Советская, Луговая, Октябрьская, Пионерская, Набережная, в районе переулка Дачный; в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> в районе улиц Солнечная поляна, Солнечная, Озерная, Ясная поляна. На Администрацию муниципального образования «Соузгинское сельское поселение», в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, в районе улиц Трактовая, Набережная, Центральная, Зеленая, Айская, Лесная, Подгорная, Солнечная, Родниковая, Молодежная, Мичурина, Парковая, переулка Катунского; в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> в районе улиц Дорожная, Садовая, в районе переулка Дворовый, в течение двенадцати месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Ответчик Администрация МО «Соузгинское сельское поселение» в судебное заседание не явились, представив заявление о признании исковых требований.
Представитель Администрации МО «Манжерокское сельское поселение» Корчуганов А.А. исковые требования не признал, полагал, что правовых оснований для возложения, указанных в иске обязанностей, не имеется.
Представитель третьего лица ТОНД и ПР по Майминскому и <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>м, полагали требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Иные стороны, будучи извещенными надлежащим образом, не явились
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одних из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности Администрациями МО «Соузгинское сельское поседение» и «Манжерокское сельское поселение».
В ходе проверки установлено, что на территории муниципальных образований не в полной мере созданы запасы воды для целей пожаротушения, отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения нарушает права жителей сельских поселений и лиц, временно пребывающих в населенных пунктах, на безопасность жизни и здоровья.
Установленные в ходе проверки нарушения законодательства о пожарной безопасности представителями ответчиков не оспорены, они подтверждаются материалами дела.
Так, из представленной справки начальника ТОНД и ПР по Майминскому и <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>м следует, что для целей пожаротушения в МО «Соузгинское сельское поседение», МО «Манжерокское сельское поселение» необходимо создать дополнительные источники наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с нормативными требованиями (СП 8.13130.2020) Свод правил. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности, так в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> в районе улиц Трактовая, Набережная, Центральная, Зеленая, Айская, Лесная, Подгорная, Солнечная, Родниковая, Молодежная, Мичурина, Парковая, переулка Катунского; в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> в районе улиц Дорожная, Садовая, в районе переулка Дворовый.
В <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>: в районе улиц: Береговая, Совхозная, Садовая, Алтайская, Дружбы, Манжерокская, Подгорная, Советская, Луговая, Октябрьская, Пионерская, Набережная, в районе переулка Дачный; в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> в районе улиц Солнечная поляна, Солнечная, Озерная, Ясная поляна.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. К вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункт 10 часть 1 статья 16 настоящего Закона).
Статьей 19 Федерального Закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Федеральный закон N 69-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
Согласно статье 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно статье 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
Согласно статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со статьей 1 указанного Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Таким образом, суд учитывая, что вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесены Федеральным законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений, первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, а ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления (статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ), суд приходит к выводу о необоснованности возражений ответчика, об отсутствии у него обязанности по обеспечению противопожарного водоснабжение, даже ввиду отсутствия сети централизованного водопровода.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░;
░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░>
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.