Дело <№>
УИД 33RS0<№>-39
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 21 марта 2023 года
Ковровский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Рябининой М.В.,
с участием представителя ответчика Ларионовой Л.И.,
при секретаре Алфимовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> к Ларионову В. А. о предоставлении доступа в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция государственного жилищного надзора <адрес> обратилась в суд с иском к Ларионову В.А. о возложении обязанности обеспечить представителю инспекции доступ в принадлежащее ответчику на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
В обоснование исковых требований указано, что в Инспекцию государственного жилищного надзора <адрес> <дата> поступило обращение гражданина о факте незаконной перепланировки квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности Ларионову В.А. Согласно письму администрации <адрес> от <дата> решение о перепланировке указанной квартиры не принималось. С целью проверки изложенных в обращении доводов инспекцией на <дата>, а затем на <дата> были назначены внеплановые выездные проверки, провести которые не представилось возможным по причине не обеспечения собственником доступа в жилое помещение. Поскольку истец является уполномоченным органом государственного контроля за использованием, сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соблюдением установленного порядка переустройства (перепланировки) помещений в жилых домах на территории <адрес> просит суд обязать Ларионова В.А. обеспечить представителю инспекции доступ в принадлежащее ответчику на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для проведения выездной проверки.
В судебное заседание представитель истца Кромова И.В. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без своего участия, указав, что исковые требования поддерживает.
Ответчик Ларионов В.Д. в судебное заседание не явился, направив своего представителя по доверенности Ларионову Л.И., которая в судебном заседании указала, что ответчик не возражает предоставить доступ в жилое помещение представителю Инспекции государственного жилищного надзора <адрес>. Уведомления об обеспечении доступа в жилое помещение на <дата>, <дата> ответчиком получены. <дата> представитель инспекции не приезжал. <дата> ответчик уполномочил предоставить доступ в квартиру Ларионову Л.И. Она допускает, что <дата> отсутствовала дома, отлучалась к соседке.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся представителя истца и ответчика.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 3,4 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ст. 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся в том числе осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Согласно п.1 ч. 1, и ч. 3 ст. 20 Жилищного кодекса РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно ст. 29 Жилищного кодекса РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В силу п. 1.1 Положения об Инспекции государственного жилищного надзора <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от <дата> <№> (далее Положение) инспекция государственного жилищного надзора <адрес> (далее - Инспекция) является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственный жилищный надзор и лицензионный контроль на территории <адрес>.
Согласно п. п.1 п. 2.1 Положения к полномочиям инспекции отнесены осуществление регионального государственного жилищного надзора за соблюдением гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда Владимирской области, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 3.8 Положения для выполнения возложенных полномочий Инспекция выполняет следующие функции: обращается в суд с заявлениями, предусмотренными статьями 20, 123.2, 199 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию Инспекции в порядке, установленном законодательством, осуществляет подготовку заключений (актов), необходимых для принятия решений о признании жилых помещений соответствующими (не соответствующими) обязательным требованиям.
Согласно п. 4.6.2 Положения должностные лица инспекции вправе беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить их обследования.
Согласно выписке из <данные изъяты> от <дата> Ларионов В.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
<дата> в инспекцию государственного жилищного надзора <адрес> поступило обращение жителей <адрес>, в том числе старшей по дому Дивеевой Н.А. о проведении проверки по факту законности перепланировки в <адрес> законности продления балкона <данные изъяты>
<дата> Ларионову В.А. направлено уведомление об обеспечении доступа в принадлежащее ему жилое помещение <дата> <данные изъяты> часов в рамках в выездной проверки, решение о проведении которой принято заместителем начальника Инспекции <дата> за <№>.
Данное уведомление Ларионовым В.А. получено, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании и подтверждается справкой <данные изъяты>
<дата> в адрес Ларионова В.А. направлен акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия от <дата> в виду не обеспечения доступа в жилое помещение. Копия данного акта ответчиком получена.
<дата> представителем ответчика Ларионовой Л.И. в адрес Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> направлена претензия, в которой она сообщала, что <дата> прождала инспектора в период <данные изъяты>, явка комиссии отсутствовала.
В ответ на данное обращение заместитель начальника Инспекции указал Ларионовой Л.И. на то, что <дата> представитель инспекции Стребыкин Д.А., прибыв на место проверки <дата> <данные изъяты> позвонив по домофону в <адрес> услышал голос и предложил обеспечить доступ в жилое помещение, на что получил отказ.
<дата> заместителем начальника Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> Норихиным М.В. принято решение <№> о проведении выездной проверки правомерности перепланировки жилого помещения, принадлежащего ответчику.
<дата> в адрес Ларионова В.А. направлено повторное уведомление от <дата> об обеспечении <дата> в период <данные изъяты>. доступа в жилое помещение по адресу: <адрес>., которое получено ответчиком <дата>.
<дата> доступ в жилое помещение Ларионовым В.А. не обеспечен, что подтверждено протоколом осмотра от <дата>, актом о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия от <дата> в виду не обеспечения доступа в жилое помещение, представленной представителем истца видеозаписью от <дата> и фото-материалами.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в добровольном порядке ответчик уклоняется от предоставления доступа представителям Инспекции государственного жилищного надзора <данные изъяты> в свое жилое помещение для проверки обращения соседей об осуществлении самовольной перепланировки и (или) переустройстве жилого помещения.
Доступ в жилое помещение ответчика истцу необходим для выполнения возложенных на него как на орган государственного жилищного надзора обязанностей в целях пресечения нарушения прав и законных интересов проживающих в жилом доме граждан.
Следовательно, исковые требования инспекции государственного жилищного надзора <адрес> подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> удовлетворить.
Обязать Ларионова В. А., <дата> рождения, <данные изъяты> обеспечить представителю Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> доступ в принадлежащее на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для проведения выездной проверки.
Взыскать с Ларионова В. А. в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Рябинина