Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-5/2024 (2-117/2023; 2-5912/2022;) ~ М-4600/2022 от 29.04.2022

УИД 11RS0001-01-2022-007200-92 Дело № 2-5/2024 (2-117/2023; 2-5912/2022)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Самсонове А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 09 августа 2024 года в г. Сыктывкаре гражданское дело по исковому заявлению Воробьева Виктора Викторовича к Администрации Главы Республики Коми, Руководителю Администрации Главы Республики Коми Самоварову Дмитрию Владимировичу о признании недействительным приказа от ** ** ** года № 55-л «Об отказе в постановке на учёт лица, замещающего государственную должность Республики Коми, в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении», обязании поставить на учёт в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении, взыскании компенсации морального вреда, взыскание неустойки,

установил:

Воробьев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Главы Республики Коми, руководителю Администрации Главы Республики Коми Самоварову Д.В. о признании незаконным приказа от ** ** ** года № 55-л «Об отказе в постановке на учёт лица, замещающего государственную должность Республики Коми, в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении», обязании отменить приказ от ** ** ** года № 55-л, поставить на учёт в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении, обязании в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить в суд и административному истцу об устранении допущенных нарушений.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 28 декабря 2021 года подал заявление о постановке на учёт в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении, которое зарегистрировано в Аппарате Государственного Совета Республики Коми за №.... 29 декабря 2021 года данное заявление передано для рассмотрения в Администрацию Главы Республики Коми. Приказом руководителя Администрации Главы Республики Коми от ** ** ** года № 55-л административному истцу было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении. С данным приказом Воробьев В.В. не согласен, поскольку в собственности на территории г.Сыктывкар жилого помещения не имеет.

Определением суда административное исковое заявление Воробьева В.В. передано для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

** ** ** Воробьев В.В. изменил требования к администрации Главы Республики Коми, руководителю Администрации Главы Республики Коми Самоварову Д.В., просил признать недействительным приказа от ** ** ** года №...-л «Об отказе в постановке на учёт лица, замещающего государственную должность Республики Коми, в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении», обязать поставить на учёт в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении, взыскать компенсацию морального вреда, неустойку в случае неисполнения решения суда.

Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Аппарат Государственного Совета Республики Коми направил заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Руководитель Администрации Главы Республики Коми Самоваров Д.В. направил в суд ходатайство об отложении разбирательства дела, в связи с нахождением представителя ответчиков Шильниковой Н.И. в отпуске.

Суд не находит оснований для отложения рассмотрения дела, учитывая, что доказательств, подтверждающих уважительность причин отсутствия представителя, не представлено, нахождение представителя в отпуске к таким причинам не относится, при этом ответчики не лишены были права на рассмотрение данного дела с участием другого представителя. Доказательств тому, что в штате Администрации Главы Республики Коми нет других юристов, помимо Шильниковой Н.И., не представлено.

При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с ** ** ** Воробьев В.В. являлся ..., осуществляющего свою деятельность на профессиональной постоянной основе.

** ** ** Воробьев В.В. обратился в Аппарат Государственного Совета Республики Коми с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении с составом семьи 1 человек, в связи с отсутствием в собственности жилого помещения в городе Сыктывкар.

** ** ** Аппарат Государственного Совета Республики Коми направил указанное заявление Воробьева В.В. Руководителю Администрации Главы Республики Коми Самоварову Д.В.

На заседании комиссии по жилищным вопросам Администрации Главы Республики Коми ** ** ** года был рассмотрен вопрос о возможности принятия на учёт в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении Воробьева В.В.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации Главы Республики Коми от ** ** ** года №... комиссия рекомендовала отказать в постановке на учет Воробьева В.В. в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении с составом семьи 1 человек.

Основанием для рекомендации в отказе постановки на учёт послужил тот факт, что в пользовании истца имеется жилое помещение по адресу: ..., в котором Воробьев В.В. зарегистрирован.

Приказом Руководителя Администрации Главы Республики Коми Самоварова Д.В. от ** ** ** года №...-л Воробьеву В.В. отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении с составом семьи 1 человек.

** ** ** копия приказа была получена Воробьевым В.В., о чем свидетельствует его подпись на указе.

Постановлением Председателя Государственного Совета Республики Коми от ** ** ** депутат Государственного Совета Республики Коми Воробьев В.В. освобожден от занимаемой должности «депутат Государственного Совета Республики Коми (осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе)» без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в Государственном Совета Республики Коми с даты принятия данного постановления до прекращения срока его полномочий.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированным жилым помещениям).

В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (часть 1).

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным названным кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Закон Республики Коми от 06 октября 2005 года № 106-РЗ «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Республики Коми» (далее - Закон Республики Коми от 06 октября 2005 года № 106-РЗ) в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации определяет порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Республики Коми гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закон Республики Коми от 06 октября 2005 года № 106-РЗ к жилым помещениям специализированного государственного жилищного фонда Республики Коми (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения.

Пунктом 1 статьи 2 Закон Республики Коми от 06 октября 2005 года № 106-РЗ предусмотрено, что служебные жилые помещения для временного проживания по договору найма специализированного жилого помещения предоставляются, в том числе лицам, замещающим государственные должности Республики Коми.

В соответствии со статьей 3 Закон Республики Коми от 06 октября 2005 года № 106-РЗ принятие на учет граждан, нуждающихся в служебных жилых помещениях, осуществляется на основании запросов граждан, перечисленных в пунктах 2 – 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона, подаваемых по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону на имя руководителя органа государственной власти Республики Коми, иного государственного органа Республики Коми, государственного учреждения Республики Коми, государственного унитарного предприятия Республики Коми (далее - работодатель) по месту их работы или службы, с представлением следующих документов: документов, подтверждающих наличие согласия лиц, указанных в качестве членов семьи гражданина, или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочия гражданина действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц работодателю; паспортов или иных документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Российской Федерации гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи (предъявляются лично при подаче запроса); документов, подтверждающих родственные отношения гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи (свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык; свидетельства об усыновлении, выданные органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации).

Работодатель регистрирует в день подачи запрос гражданина о принятии его на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении в Журнале регистрации запросов граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону.

Гражданин вправе по собственной инициативе представить с запросом, подаваемым работодателю: сведения в отношении жилых помещений гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, выдаваемые Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в виде: а) выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости в населенном пункте по месту работы (службы) гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи; б) выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости; в) выписки из Единого государственного реестра недвижимости о содержании правоустанавливающего документа (сведения о правоустанавливающем документе, на основании которого был зарегистрирован переход права на объект недвижимости от одного лица к другому); документы, подтверждающие родственные отношения гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи (свидетельства о рождении детей, свидетельства о заключении или расторжении брака, документы об установлении отцовства, о перемене имени и другие), за исключением свидетельств об усыновлении, выданных органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации, и свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданных компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык; справку государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки" или иной организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию, о наличии в собственности гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи, недвижимого имущества (жилых помещений), расположенного в населенном пункте по месту их работы (службы); сведения о регистрации по месту жительства (пребывания) гражданина и членов его семьи, предоставляемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и подтверждающие факт совместного проживания заявителя и лиц, указанных в качестве членов его семьи.

В случае, когда гражданином по собственной инициативе не представлены документы, предусмотренные в части 2-1 настоящей статьи, указанные документы в срок, установленный федеральным законодательством, предоставляются организациями, указанными в части 2-1 настоящей статьи, на основании межведомственного запроса, направляемого работодателем в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Работодатель в течение 30 календарных дней со дня подачи запроса принимает решение о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении либо об отказе в принятии на учет и доводит его в письменной форме до сведения гражданина.

Особенности порядка принятия на учет в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях и порядка обеспечения служебными жилыми помещениями лиц, замещающих государственные должности Республики Коми, регулируются законами Республики Коми об указанных категориях лиц (пункт 2 статьи 2 Закон Республики Коми от 06 октября 2005 года № 106-РЗ).

Закон от 27 декабря 2006 года № 140-РЗ «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми» (далее - Закон от 27 декабря 2006 года № 140-РЗ) определяет права и обязанности депутата Государственного Совета Республики Коми (далее - депутат), предусматривает основные правовые, социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности и порядок обеспечения депутатской деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона от 27 декабря 2006 года № 140-РЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) депутат, работающий на профессиональной постоянной основе в Государственном Совете и не имеющий жилого помещения в городе Сыктывкаре (далее - депутат, нуждающийся в жилом помещении), обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Коми на период осуществления им своих полномочий служебным жилым помещением (с мебелью и телефоном) по договору найма служебного жилого помещения, заключаемому в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

Заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении (далее - заявление) подается депутатом, нуждающимся в жилом помещении, в Аппарат Государственного Совета Республики Коми с предоставлением документов, предусмотренных частью 1 статьи 3 Закона Республики Коми «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Республики Коми». Указанное заявление регистрируется в день его подачи в Аппарате Государственного Совета Республики Коми и не позднее 3 рабочих дней передается в орган исполнительной власти Республики Коми, уполномоченный Главой Республики Коми, для принятия решения по обеспечению служебным жилым помещением депутата, нуждающегося в жилом помещении (пункт 2 статьи 26 Закона от 27 декабря 2006 года № 140-РЗ).

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», а также пункту 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 года № 713, местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Согласно пункту 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В соответствии с правовыми позициями Верховного Суда Российской Федерации, основанными на положениях указанной статьи Гражданского кодекса РФ, а также статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена. Заключение такого соглашения, одним из доказательств которого является регистрация ребенка в жилом помещении, выступает предпосылкой приобретения ребенком права пользования конкретным жилым помещением, могущего возникнуть независимо от факта вселения ребенка в такое жилое помещение, в силу того, что несовершеннолетние дети не имеют возможности самостоятельно реализовать право на вселение (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2015 года № 2-КГ15-7).

На момент принятия оспариваемого приказа Воробьев В.В. был зарегистрирован и проживал в жилом помещении, расположенном по адресу: ....

Собственником данного жилого помещения является ... ФИО2

Данное жилое помещение было предоставлено Марковой З.М. на основании ордера исполнительного комитета ... от ** ** ** №....

В судебном заседании административный истец указал, что проживал в данном жилом помещении с рождения.

Согласно адресной справке, предоставленной УВМ МВД по Республике Коми, Воробьев В.В. имел регистрацию в указанном жилом помещении с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по настоящее время, в период с ** ** ** по ** ** ** был зарегистрирован по месту жительства в ....

В письменных объяснениях ФИО3 указала, что зарегистрировала Воробьева В.В. временно без цели постоянного проживания.

Вместе с тем, в соответствии с заявлением ФИО4. от ** ** **, направленным начальнику отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Сыктывкар, ... просила зарегистрировать Воробьева В.В. по месту жительства в указанной квартире.

В заявлении о регистрации по месту жительства по форме №... от ** ** ** указано, что жилое помещение предоставлено ... жилого помещения ФИО5

Как установлено судом на основании представленных по делу доказательств и не оспаривается истцом, Воробьев В.В. не заключал со ... ФИО6. - собственником квартиры каких-либо соглашений, направленных на пользование данной квартирой в течение определенного срока, или на бессрочное пользование квартирой.

Сведений о приобретении истцом права пользования на условиях договора социального найма либо права собственности на другое жилое помещение (кроме спорного) материалы дела не содержат.

Поскольку истец является ... ФИО7 и не доказано иное основание его вселения на спорную площадь, жилое помещение, расположенное по адресу: ..., не может расцениваться как место временного пребывания истца, поскольку с 2017 года для него, не имеющего в собственности иного жилого помещения, оно является единственным местом постоянного проживания, которым он пользуется.

Учитывая факт длительного проживания и регистрации Воробьева В.В. в жилом помещении по адресу: в ..., занимаемом до замещения государственной должности Республики Коми, приобретенном правом пользования данным жилым помещением, отсутствие сведений о приобретении права пользования иным жилым помещением, оснований для принятия административного истца на учет в качестве нуждающегося в служебных жилых помещениях не имелось.

Доводы Воробьева В.В. о том, что основанием для отказа в предоставлении служебного жилого помещения является только наличие в собственности жилого помещения, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании истцом положений статьи 26 Закона от 27 декабря 2006 года № 140-РЗ, которые таких условий для обеспечения служебным жилым помещением в соответствии с законодательством Республики Коми на период осуществления депутатом своих полномочий, не содержат.

С учетом приведенных положений законодательства и обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ Руководителя Администрации Главы Республики Коми вынесен должностным лицом в пределах полномочий и при наличии установленных законом обстоятельств.

Поскольку в удовлетворении основных требований судом отказано, следовательно, производные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении искового заявления Воробьева Виктора Викторовича к администрации Главы Республики Коми, Руководителю Администрации Главы Республики Коми Самоварову Дмитрию Владимировичу о признании недействительным приказа от ** ** ** года №...-л «Об отказе в постановке на учёт лица, замещающего государственную должность Республики Коми, в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении», обязании поставить на учёт в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении, взыскании компенсации морального вреда, взыскание неустойки в случае неисполнения решения суда - отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Прилепова

Мотивированное решение составлено 09 августа 2024 года.

2-5/2024 (2-117/2023; 2-5912/2022;) ~ М-4600/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Воробьёв Виктор Викторович
Ответчики
Руководитель Администрации Главы РК Самоваров Дмитрий Владимирович
Администрация Главы Республики Коми
Другие
Никулин Андрей Владимирович
Маркова Зинаида Михайловна
Аппарат Государственного Совета Республики Коми
Воробьёв Илья Викторович
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Прилепова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
29.04.2022Регистрация административного искового заявления
04.05.2022Передача материалов судье
06.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
06.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.05.2022Предварительное судебное заседание
27.05.2022Судебное заседание
27.06.2022Судебное заседание
27.06.2022[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
15.07.2022Судебное заседание
05.08.2022Судебное заседание
12.09.2022Судебное заседание
23.09.2022Судебное заседание
29.07.2024Производство по делу возобновлено
09.08.2024Судебное заседание
09.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее