УИД № 50RS0052-01-2023-006924-71
Дело № 2-6594/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть объявлена: 19.12.2023 года
Мотивированное решение изготовлено: 26.12.2023 года
19 декабря 2023 года г.о. Щелково Московская область
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Скариной К.К.,
при секретаре судебного заседания Ильченко Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к Администрации г.о. Щелково Московской области о признании земельному участку вида разрешенного использования,
УСТАНОВИЛ:
Истец Колесникова Н.В. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с иском к Администрации г.о. Лосино-Петровский Московской области о признании земельному участку общей площадью 350 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Набережная, № и № вида разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, код 2.1 в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
В обосновании заявленного иска указала, что ей на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного 01.12.2014 года между гр. Ворониным В.А. и Колесниковой Н.В., на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 350 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный на землях населенных пунктов, с разрешенным видом использования под огород при домовладении, по адресу: <адрес>.
Указанный земельный участок расположен в пределах населенного пункта, окружен земельными участками с разрешенными видами использования индивидуальное жилищное строительство и личное подсобное хозяйство.
С целью улучшения своих жилищных условий (строительство жилого дома), в октябре 2022 года истец обратился в Администрацию городского округа Лосино-Петровский с заявлением об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, для установления земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> разрешенного вида использования - ИЖС. 20 октября 2022 года на указанное заявление был получен отказ на основании того, что согласно действующему Классификатору видов разрешенного использования содержание испрашиваемого вида разрешенного использования не соответствует содержанию текущего вида разрешенного использования земельного участка.
В июне 2023 года истец повторно обратился в Администрацию городского округа Лосино-Петровский с аналогичном заявлением, однако, 16.06.2023 года на заявление был поучен отказ по тем же основаниям, что и в октябре 2022 года.
В июле 2023 года истец обратился в Министерство имущественных отношений Московской области с заявлением о предоставлении расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка на территории Московской области. На указанное заявление был получен отказ в связи с тем, что площадь земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не соответствует предельным минимальным размерам земельных участков, установленным для основного вида разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства».
Площадь земельного участка также увеличить не удалось. Истец дважды обращалась в Администрацию городского округа Лосино-Петровский с заявлением о перераспределении земельного участка, на которые были поучены отказы. При этом, возможность для перераспределения имеется, перед участком истца есть земля, за счет которой возможно осуществить перераспределение.
Поскольку во внесудебном порядке вопрос решить невозможно, истец, с учетом уточнения исковых требований, просит признать земельному участку общей площадью 350 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу: <адрес> вид разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, код 2.1 в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
В судебное заседание истец Колесникова Н.В. не явилась, извещена. Представитель истца Антонов А.А. по доверенности и ордеру, явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г.о. Лосино-Петровский Московской области в судебное заседание не явился, извещен, возражений относительно заявленных исковых требований не представил, ранее указывал, что разрешение спора оставляет на усмотрение суда.
Третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области – в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о слушании дела. не представивших доказательств уважительности причин неявки, в порядке ч. 3, ч. 4 ст. 167 ГПК РФ соответственно.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, заслушав показания специалиста – кадастрового инженера Таранец Н.А., оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки принятия соответствующего решения об изменении вида разрешенного использования главой местной администрации не требовалось.
Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Пунктом 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
На основании п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности самостоятельно.
Как указано в абз. 9 п. 9 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), исходя из анализа ст. ст. 1, 7, 42 Земельного кодекса РФ, деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Положениями статьи 32 Градостроительного кодекса РФ, Правила землепользования и застройки утверждаются и изменяются органами местного самоуправления.
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Виды разрешенного использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, по отношению к последним являются вспомогательными; при отсутствии на земельном участке основного вида использования вспомогательный вид использования не считается разрешенным, что подтверждается п. 5 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 N 61482) (далее - Классификатор).
Разрешенному виду использования «индивидуальное жилищное строительство» (Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек) присвоен в Классификаторе код 2.1.
Согласно ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 171-ФЗ от 23.06.2014 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
На основании п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно подп. 7 п. 2 ст. 7 Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Лосино-Петровский Московской области, утвержденных Постановлением администрации городского округа Лосино-Петровский МО от 08.07.2022 № 977 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории городского округа Лосино-Петровский Московской области» (далее - Правила землепользования и застройки), органы местного самоуправления городского округа осуществляют полномочия по муниципальному земельному контролю.
На основании ст. 34 Правил землепользования и застройки в состав жилых зон включены:
- зона многоквартирной жилой застройки (Ж-1);
- зона специализированной многоквартирной жилой застройки (Ж-1а);
- зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-2).
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами Ж-2 установлена для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов. В состав зоны Ж-2 могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства.
Указанными Правилами застройки и землепользования минимальный размер участка для индивидуального жилищного строительства установлен в размере 400 кв.м.
Как указано в п. 4 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), из систематического анализа положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 Градостроительного кодека РФ следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
Изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.
Из материалов дела следует, что Колесниковой Н.В. на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного 01.12.2014 года между гр. Ворониным В.А. и Колесниковой Н.В., на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 350 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный на землях населенных пунктов, с разрешенным видом использования под огород при домовладении, по адресу: <адрес>.
Указанный земельный участок расположен в пределах населенного пункта, окружен земельными участками с разрешенными видами использования индивидуальное жилищное строительство и личное подсобное хозяйство.
С целью строительства жилого дома в октябре 2022 года истец обратился в Администрацию городского округа Лосино-Петровский с заявлением об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, для установления земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> разрешенного вида использования - ИЖС. 20 октября 2022 года на указанное заявление был получен отказ на основании того, что согласно действующему Классификатору видов разрешенного использования содержание испрашиваемого вида разрешенного использования не соответствует содержанию текущего вида разрешенного использования земельного участка.
В июне 2023 года истец повторно обратился в Администрацию городского округа Лосино-Петровский с аналогичном заявлением, однако, 16.06.2023 года на заявление был поучен отказ по тем же основаниям, что и в октябре 2022 года.
В июле 2023 года истец обратился в Министерство имущественных отношений Московской области с заявлением о предоставлении расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка на территории Московской области. На указанное заявление был получен отказ в связи с тем, что площадь земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не соответствует предельным минимальным размерам земельных участков, установленным для основного вида разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства».
Площадь земельного участка также увеличить не удалось. Истец дважды обращалась в Администрацию городского округа Лосино-Петровский с заявлением о перераспределении земельного участка, на которые были поучены отказы.
В своем письме управление Росреестра на обращение истца об изменении вида разрешенного использования на ИЖС принадлежащего ей земельному участку указало, что имеется необходимость его подтверждения, однако истцу подтвердить данные обстоятельств нечем, поскольку осуществить строительство на земельном участке, который по ее мнению фактически находится в зоне участков ИЖС, однако, по документам имеет разрешенного использования «под огород при домовладении» ввиду минимальности площади не имеет возможности.
Собрать необходимый перечень документов для управления Росреестра в целях изменения вида разрешенного использования не представляется возможным, поскольку подтвердить право на строительство и таким образом фактическое использование земельного участка под ИЖС не представляется для истца возможным.
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был приобретен 01 декабря 2014 года на период его приобретения истцом действовали Правила землепользования и застройки части территории городского округа Лосино-Петровский Московской области, утвержденные Решением Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский <данные изъяты> от 27.03.2014, в соответствии с которыми, минимальная площадь участка под жилую застройку составляла 200 кв.м., что не противоречит размерам земельного участка, принадлежащего истцу.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки, действующие в настоящее время, не предусматривают расположение в зоне Ж-2 земельных участков с разрешенным видом использования под огород при домовладении. Огородничество относится исключительно к условно разрешенному виду использования, для которого предусмотрена максимальная площадь в 190 кв.м.
В материалах дела имеется заключение кадастрового инженера Таранец, которое было поддержано последним в ходе судебного разбирательства, о том, что в соответствии с которым, фактически используется участок площадью 460 кв.м. Участок расположен в зоне Ж-2, в окружении земельных участков с разрешенными видами использования индивидуальное жилищное строительство, проживание и ведение личного подсобного хозяйства.
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в водоохранной зоне реки Клязьма и в зоне подтопления реки Клязьма в городском округе Лосино-Петровский Московской области.
Строительство объектов капитального строительства должно быть обеспечено сооружениями (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, а также должна быть обеспечена система, исключающая использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия.
Наличие водоохранной зоны не препятствует использованию участка в качестве ИЖС.
Указанное в документах разрешенное использование необходимо привести в соответствие с учетом классификатора видов разрешенного использования (в соответствии с приказом от 10 ноября 2020 года N П/0412).
Вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» соответствует параметрам фактически используемого участка, но на данный момент на участке отсутствует «производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных»
Вид разрешенного использования «ведение огородничества» не соответствует данному участку, т.к. документальная площадь 350 кв.м. и фактическая площадь 460 кв.м. не соответствует параметрам данного вида использования по предельным размерам участка (100 кв.м. до 190 кв.м.), а также не относится к основным видам разрешенного использования.
Кроме того, было получено ГПЗУ, согласно которому в границах земельного участка разрешено строительство объектов капитального строительства, в том числе жилого дома.
Заключение специалиста в области землеустройства судом принимается в совокупности в представленными доказательствами,, сторонами не оспорено, оснований сомневаться в данном заключении не имеется, оно мотивированно, согласуется также с иными собранными по делу доказательствами.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ способами.
В силу ч. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет площадь в 350 кв.м., является самостоятельным и обособленным участком с установленными границами, расположен в зоне Ж-2, минимальная площадь под ИЖС установлена Правилами застройки и землепользования в размере 400 кв.м. В связи с тем, что смена вида разрешенного использования земельного участка осуществляется самостоятельно только при условии соответствия техническим регламентам, а в данном случае площадь испрашиваемого земельного участка не соответствует, у истца отсутствует возможность обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением. Истец неоднократно обращался в Администрацию г.о. Лосино-Петровский с заявлениями об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков; с заявлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства; с заявлениями о перераспределении земельных участков; в Министерство имущественных отношений Московской области с заявлением о предоставлении расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка на территории Московской области, однако были получены отказы.
Таким образом, выбранный заявителем вид разрешенного использования соответствует одному из видов разрешенного использования, установленных для территориальной зоны, в которой расположен принадлежащий ей земельный участок, при этом иным образом, кроме как в судебном порядке, в отсутствие принятия решения органом местного самоуправления и как таковым отказом в изменении такого вида разрешенного использования, а также возможности представления полного пакета документов в органа государственной регистрации прав в целях подтверждения фактического использования участка истца для ИЖС, что соответствует указанной территориальной зоне, и не нарушает прав других лиц, кроме того, по тем же основаниям истцу было отказано в перераспределении земельного участка ввиду невозможности перераспределения земель ИЖС к земельному участку истца, имеющему вид разрешенного использования «под огороды».
Суд пришел к выводу, что истец исчерпал все возможные варианты приведения разрешенного вида использования земельного участка в соответствие с учетом классификатора видов разрешенного использования и данный вопрос может быть разрешен исключительно в судебном порядке.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Колесниковой Натальи Викторовны – удовлетворить.
Признать земельному участку общей площадью 350 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу: <адрес> вид разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, код 2.1 в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Настоящее решение, вступившее в законную силу, является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о виде разрешенного использования земельного участка общей площадью 350 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> – индивидуальное жилищное строительство.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щёлковский городской суд Московской области подачей апелляционной жалобы в течение одного месяца.
Председательствующий
Судья К.К. Скарина