Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-426/2021 от 13.09.2021

Судья Антипина Н.Н.

№21-426/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

28 октября 2021 г.

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу первого заместителя Председателя - заместителя Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору на решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 20 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Головяшина О.В.,

установил:

постановлением должностного лица Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору от 22 марта 2021 г. директор МУП «Водоканал Прионежский» Головяшин О.В. был подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ст.7.23 КоАП РФ.

Решением судьи Прионежского районного суда РК, принятым по результатам разрешения жалобы привлекаемого лица, постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава инкриминируемого должностному лицу правонарушения (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).

В поданной в вышестоящий суд жалобе фио2, вынесший постановление о привлечении к административной ответственности, просит отменить решение судьи в связи с ошибочным толкованием подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права и неверной оценкой юридически значимых для правильного разрешения данного дела обстоятельств.

Заслушав объяснения прокурора фио1, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Исходя из положений ч.1 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (ч.1 ст.10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Отношения по предоставлению коммунальных услуг, в том числе в сфере холодного водоснабжения, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируются положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила).

В п.2, подп.«а» п.149 Правил определено, что исполнителем услуги может выступать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, при этом под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

За нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством ответственность.

В соответствии с подп.«в» п.3 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1.

Согласно п.1 приложения №1 к Правилам одним из требований, предъявляемых к исполнителю коммунальной услуги холодного водоснабжения, является бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение абонента в течение года.

При этом допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).

В п.7.4 свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*», утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/14 (далее - СП 31.13330.2012), установлены следующие категории централизованных систем водоснабжения по степени обеспеченности подачи воды:

- первая категория - допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды не более 30% расчетного расхода и на производственные нужды до предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 минут;

- вторая категория - величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 10 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов или проведения ремонта, но не более чем на 6 часов;

- третья категория - величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 15 суток. Перерыв в подаче воды при снижении подачи ниже указанного предела допускается на время не более чем на 24 часа.

Исходя из положений п.11.4 СП 31.13330.2012, расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории следует принимать согласно таблице 25 (для систем водоснабжения II и III категорий указанное в таблице время следует увеличивать соответственно в 1,25 и в 1,5 раза), что для трубопровода системы водоснабжения III категорий с диаметром 150 мм с залеганием трубы на глубину 2,2 м составляет не более 18 часов.

Исследование материалов настоящего дела показало, что в соответствии с постановлением главы администрации Прионежского муниципального района от 05.10.2021 №11 МУП «Водоканал Прионежский» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей в границах муниципального образования централизованное водоснабжение.

На основании распоряжения главы администрации Прионежского муниципального района от 18.05.2018 -л на должность директора МУП «Прионежский Водоканал» с указанной даты был назначен Головяшин О.В.

В период с 15 февраля по 16 марта 2021 г. прокуратурой Прионежского района на основании полученной из Единой дежурно-диспетчерской службы Прионежского муниципального района информации об отключении в п.Кварцитный водоснабжения была проведена проверка исполнения при осуществлении деятельности МУП «Водоканал Прионежский» требований Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

По результатам осуществленного прокурорского надзора в затронутой сфере установлено, что в связи с проведением аварийно-ремонтных работ по устранению утечки в сетях водоснабжения у дома №20 в п.Кварцитный Прионежского муниципального района на трубопроводе диаметром 150 мм с залеганием трубы на глубину 2,2 м в период времени с 22 часов 00 минут
13 февраля до 20 часов 00 минут 15 февраля 2021 г. в указанном населенном пункте было прекращено холодное водоснабжение населения в количестве 330 человек и в МДОУ «Детский сад п.Кварцитный».

Установление обстоятельств необеспечения своевременного выполнения гарантирующей организацией ремонтных работ на находящихся на праве хозяйственного ведения сетях водоснабжения, повлекшего прекращение водоснабжения населения более 18 часов (фактически 46 часов), повлекло вынесение заместителем прокурора Прионежского района постановления о возбуждении в отношении директора МУП «Водоканал Прионежский» Головяшина О.В. дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.7.23 КоАП РФ.

На основании переданных на рассмотрение в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору материалов постановлением должностного лица данного ведомства Головяшин О.В. признан виновным в совершении вменяемого противоправного деяния.

Решением судьи Прионежского районного суда РК от 20 июля 2021 г. постановление о назначении административного наказания было отменено и производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава данного административного правонарушения.

При принятии обжалуемого акта судья пришел к выводу о недоказанности виновности директора гарантирующей организации в совершении вменяемого деяния, однако при разрешении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не учтено следующее.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность конкретного лица в совершении противоправного деяния, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, а также причины и условия совершения административного правонарушения подлежат обязательному выяснению по делу.

Исходя из положений п.8 ч.2, ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (согласно примечанию к статье применительно к обстоятельствам данного дела под должностным лицом следует понимать лицо, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителя организации).

В соответствии с п.1 ст.21 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия, назначается собственником имущества унитарного предприятия, подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия, действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством, организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

Согласно п.6.2 Устава данного муниципального унитарного предприятия руководитель действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, настоящим уставом и заключенным с ним трудовым договором.

В п.2 раздела II трудового договора, заключенного администрацией Прионежского муниципального района с директором МУП «Водоканал Прионежский» 18 мая 2018 г., определено, что последний самостоятельно осуществляет руководство деятельностью предприятия в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, Уставом, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим трудовым договором.

В рамках осуществления своих полномочий руководитель имеет право, в том числе на распределение обязанностей между работниками предприятия, утверждение должностных инструкций; привлечение работников предприятия к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Руководитель обязан организовывать административно-хозяйственную, финансовую и иную деятельность предприятия; обеспечивать содержание в надлежащем состоянии находящегося в хозяйственном ведении движимого и недвижимого имущества, использование его по целевому назначению в соответствии с видами деятельности; обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств предприятия; организовывать исполнение решений работодателя (пп.3, 4 раздела II трудового договора).

С учетом имеющихся у директора полномочий по общему руководству предприятием и контролю за работой сотрудников возложение им обязанностей по исполнению определенных функций на других работников не изменяет правового статуса руководителя и не может являться безусловным основанием для освобождения его от административной ответственности за невыполнение должностных обязанностей, связанных с организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

В обоснование мотивов принятого решения судья указал, что в данном случае прокуратурой и административным органом в ходе производства по делу не приняты должные меры, направленные на установление обстоятельств наличия у директора предприятия реальной возможности для устранения аварийной ситуации в определенные нормами специального законодательства сроки и принятия с учетом характера неисправности и погодных условий необходимых и достаточных действий для своевременного восстановления подачи потребителям воды.

Однако в нарушение требований п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при разрешении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не проверил правильность установления фактических обстоятельств на основании имеющихся в деле и других истребованных в случае необходимости дополнительных доказательств, после правовой оценки которых мог сделать однозначный вывод о наличии либо отсутствии в действиях руководителя предприятия состава инкриминируемого противоправного деяния.

Ссылаясь при этом на положения должностной инструкции начальника участка водоснабжения, судья также не выяснил обстоятельства принятия данным сотрудником мер к недопущению нарушения режима обеспечения населения коммунальной услугой путем выполнения ремонтных работ в установленные сроки и наличия у него правомочия на понуждение подрядной организации по исполнению договорных обязательств, в рамках которых была предоставлена специализированная техника для ликвидации аварии.

Поскольку в данном случае не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и подлежащие установлению по данному делу об административном правонарушении, изложенные в судебном акте суждения являются преждевременными.

Таким образом, вывод судьи об отсутствии в действиях руководителя МУП «Водоканал Прионежский» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23 КоАП РФ, признать обоснованным и сделанным с учетом требований ст.24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, в настоящее время нельзя.

Согласно положениям п.4 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ по результатам пересмотра судебного акта, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, может быть вынесено решение об отмене данного акта и возвращении дела на новое рассмотрение правомочному судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая, что допущенное нарушение процессуальных требований является существенным, имеет принципиальный характер и повлияло на исход дела, и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности не истек, решение судьи на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

После выяснения всех обстоятельств на основании имеющихся и вновь полученных доказательств надлежит принять законное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ и законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, проверив доводы участвующих в деле лиц в полном объеме.

Руководствуясь требованиями ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от
20 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Головяшина О.В. на основании пункта 4 части 1 стать 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Прионежский районный суд Республики Карелия.

Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).

Судья

Н.А.Колбасова

21-426/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Головяшин Олег Владимирович
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Колбасова Наталья Анатольевна
Статьи

ст. 7.23 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--kar.sudrf.ru
14.09.2021Материалы переданы в производство судье
28.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2021Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее