Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1101/2023 ~ М-423/2023 от 22.02.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 мая 2023 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Двинских К.В.

с участием прокурора Пижамовой О.И.

с участием представителя Администрации г.о. Тольятти Беляевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-1101/2023 по административному исковому заявлению Назарова Виктора Михайловича о признании недействующим нормативного правового акта в части,

У с т а н о в и л :

Назаров В.М. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 8477 ( Приложения № 1) и 10901 (Приложения № 2) нежилого здания с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что в Перечень на 2023 год включено нежилое здание с кадастровым номером в котором расположены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами , , , , . Нежилое здание не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку объект фактически используется для размещения кладовок и гаражных боксов; офисные, торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания в нем отсутствуют.

Включение указанного объекта недвижимости в Перечень на 2023 год влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.

Административный истец не направил в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица- Администрации г.о. Тольятти Беляева Л.А. заявленные требования не признала.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что включение объекта недвижимости в Перечень произведено по наименованию здания - «гаражи с кладовками и административными помещениями (ГПК «Профессионал»)».

Заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 8 ноября 2022 года № 2077, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год.

Нежилое здание с кадастровым номером в Перечень на 2023 год под пунктом 8477 Приложения № 1 и под пунктом 10901 Приложения № 2.

Приказ министерства № 2077 от 8.11.2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4, 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

Из материалов дела следует, что Назарову В.М. на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами: , , , , ,

Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости указанные нежилые помещения имеют наименование и назначение - нежилые помещения.

Указанные помещения расположены в нежилом здании с кадастровым номером площадью 1921,4 кв., кв. м, расположенном по адресу: <адрес>

Помимо принадлежащих административному истцу помещений в здании располагаются также нежилые помещения с кадастровыми номерами , , принадлежащие на праве собственности Калантаевой Е.К.. По наименованию и назначению указанные помещения являются нежилыми помещениями.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером имеет назначение –нежилое здание, наименование- гаражи с кладовками и административными помещениями ( ГПК «Профессионал»).

По сведениям представленного по запросу суда технического паспорта, выполненного муниципальным предприятием городского округа Тольятти «ИНВЕНТАРИЗАТОР» по состоянию на 07.04.2008 года, в нежилом здании на площади 1921,4 кв. м расположены кладовки, боксы, коридоры, санузел, кабинеты.

Наименование «кабинет» не тождественно наименованию «офисов», кроме того, общая площадь кабинетов составляет 172,3 кв. м, что менее 20 % от общей площади здания, поскольку составляет лишь 8,96 %.

Остальные помещения по сведениям технического учета составляют кладовые, боксы, коридоры и санузел, помещения офисного, торгового назначения, помещения общественного питания или бытового обслуживания в здании отсутствуют.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что одного наименования здания, в котором присутствует название - административные помещения- недостаточно для включения объекта в Перечень.

Земельный участок под зданием не сформирован.

Осмотр нежилого здания на дату утверждения оспариваемого Перечня административным ответчиком не производился, и доказательств о фактическом использовании более 20 % помещений здания в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания суду не представлено.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером не соответствует критериям его включения в Перечень в соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ, связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2023 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Назарова Виктора Михайлович удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктами 8477 и 10901 нежилого здания с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А. Родина

Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2023 года.

3а-1101/2023 ~ М-423/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Назаров В.М.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация городского округа Тольятти
Федеральная Налоговая Служба по Самарской области
Куприянов Д.А.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
22.02.2023Регистрация административного искового заявления
01.03.2023Передача материалов судье
01.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Судебное заседание
05.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее