Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-610/2024 (2-5626/2023;) ~ М-4630/2023 от 28.09.2023

Дело № 2-610/2024

УИД 39RS0001-01-2023-005635-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2024 г. г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи      Паршуковой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Баяндурян А.Р.,

с участием представителя истца ФИО5,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной политики Калининградской области о предоставлении единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилого помещения, взыскании расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с указанным выше иском, в обоснование которого указала, что ранее имела постоянное место жительство в <адрес> Украины. В связи с началом специальной военной операции прежнее место жительства покинула, путем пресечения государственной границы между Украиной и Российской Федерацией в <адрес> Республики Крым. Затем она покинула территорию России через международный пункт пропуска в <адрес>, планируя временно жить на период проведения специальной военной операции в Итальянской Республике. После этого она возвратилась на территорию Российской Федерации, пересекла государственную границу в пункте пропуска Мамоново-<адрес>. Ссылается на то, что была документирована паспортом гражданина РФ, выехала с территории <адрес> Украины после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в силу федерального законодательства и подзаконных актов имеет право на получение мер социальной поддержки, а именно, на предоставление единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилого помещения. В целях реализации указанных прав она обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, в удовлетворении которого было отказано со ссылкой на то, что она не соответствует критерию, предъявляемому к лицам, которым предоставляются меры социальной поддержки. Считает данный отказ незаконным, ссылаясь на наличие у нее права на получение социальных выплат, просит возложить на ответчика обязанность по оформлению документов на предоставление единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилого помещения, а также взыскать судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 - ФИО5, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.

Представитель Министерства социальной политики Калининградской области - ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, по основаниям изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, ФИО1 являлась гражданской Украины, проживала в <адрес> Украины. В связи с проведением специально военной операции ДД.ММ.ГГГГ истец покинула территорию Украины и переехала в Российскую Федерацию.

Границу между Украиной и Российской Федерацией истец пересекла в международном пункте пропуска Армянск Республики Крым. Затем, являясь гражданкой Украины, истец покинула территорию Российской Федерации через международный пункт пропуска <адрес>.

Истец планировала временно разместиться у родственников в Итальянской Республике на период проведения специальной военной операции, однако ДД.ММ.ГГГГ возвратилась в Российскую Федерацию через международный пункт пропуска <адрес>. О пересечении границ свидетельствуют отметки в паспорте.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была документирована паспортом гражданина Российской Федерации в связи с принятием Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. № 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 1876 утверждены Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства.

Данные Правила устанавливают порядок компенсации бюджетам субъектам Российской Федерации расходов на предоставление финансовой поддержки на осуществление единовременных денежных выплат на приобретение жилья по государственному жилищному сертификату лицам, покинувшим Херсонскую область.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением по установленной форме в Министерство социальной политики Калининградской области о предоставлении единовременной социальной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении социальных выплат истец представила необходимый пакет, а именно, паспорт гражданина Российской Федерации, ранее имевшийся у нее паспорт гражданина Украины, заграничный паспорт гражданина Украины с отметками о пересечении государственной границы между Российской Федерацией и Украиной, вид на жительство в Итальянской Республике, выданный ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение личности, выданное Министерством внутренних дел Итальянской Республики ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, карту медицинского страхования, выданную Итальянской Республикой, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ

Уведомлением Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено о том, что в предоставлении социальных выплат отказано.

Ранее приказом Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении социальных выплат на основании представленных документов и несоответствия ее установленным критериям.

Как следует из указанного приказа и уведомления, основанием отказа в предоставлении социальных выплат явился тот факт, что истец не соответствует критериям, установленным Правилам предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 1876).

При этом отказ ответчика в предоставлении государственного сертификата на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения мотивирован тем, что истец прибыла в Российскую Федерацию для дальнейшего транзита в иное государство. Материалами дела, в частности, отметками в паспорте, подтверждено, что истец, прибыв на территорию Российской Федерации, впоследствии выехала в Итальянскую Республику, имея при этом медицинскую страховку, вид на жительство, удостоверение личности.

Указанную позицию ответчика следует признать обоснованной, поскольку истец действительно покинула место своего постоянного места жительства на территории Херсонской области Украины после ДД.ММ.ГГГГ, выезд носил вынужденный характер, связанный с проведением специальной военной операции, однако не имел целью прибытие в Российскую Федерацию для постоянного проживания. По существу, въезд истца на территорию Российской Федерации носил транзитный характер, связан с переездом в Итальянскую Республику для временного пребывания там.

С заявлением о получении социальных выплат истец обратилась только после повторного въезда в Российскую Федерацию.

В период нахождения в Итальянской Республике истец получила в установленном с национальным законодательством порядке удостоверение личности, медицинскую страховку, вид на жительство без истечения срока действия, что подтверждает намерение проживания на территории данного государства.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 1876 предусматривает предоставление мер социальной поддержки для лиц, покинувших территорию Херсонской области Украины для постоянного проживания в Российской Федерации, а не для лиц, прибывших транзитом чрез иные государства после получения права проживания (пребывания) в них.

Таким образом, истец не соответствует критериям, установленным для предоставления мер социальной финансовой поддержки и в удовлетворении иска следует отказать.

Иное противоречило бы ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой принципами бюджетной системы являются разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; эффективности использования бюджетных средств.

Равным образом нарушалось бы право иных лиц на получение мер социальной поддержки ввиду необоснованного их предоставления субъектам, не имеющим такого права. Наряду с этим, истец, вступив в гражданство Российской Федерации, не лишена права на получение иных мер социальной поддержки, предоставляемых в порядке и на условиях, установленных законодательными и подзаконными актами.

Прибыв на территорию Российской Федерации, а именно, в Калининградскую область, истец в гражданство Российской Федерации не вступила, паспортом гражданина Российской Федерации документирована не была, за предоставлением статуса беженца, лица без гражданства не обращалась. Документы о приеме в гражданство Российской Федерации на имя истца выданы только после ее повторного прибытия в Российскую Федерацию.

Таким образом, первичный въезд истца на территорию Российской Федерации носил временный и транзитный характер. Повторный въезд права на предоставления социальных льгот и гарантий для истца не порождает, на что обоснованно указано в приказе и уведомлении ответчика.

Оформление документов, связанных с правом проживания на территории Итальянской Республики, были оформлены в период пребывания истца на территории данного государства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Основным критерием для оказания мер социальной поддержки является установление статуса лица как покинувшего место постоянного проживания в Херсонской области после 24 февраля 2022 г. и прибытие в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, на что прямо указано в п.п. «а» п. 2 Правил предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 1876). Истец указанным параметрам не соответствует.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО1 не имеется.

В силу положений ст. 98 ГПК РФ, понесенные ФИО1 по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей возмещению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Министерству социальной политики Калининградской области о предоставлении единовременной выплаты на обзаведение имуществ и социальной выплаты на приобретение жилого помещения, взыскании расходов по уплате государственной пошлины – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 24 января 2024 г.

Судья Н.В. Паршукова

2-610/2024 (2-5626/2023;) ~ М-4630/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Валько Анна Николаевна
Ответчики
Министерство социальной политики Калининградской области
Другие
Чернышов Александр Михайлович
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Паршукова Н.В.
Дело на странице суда
leningradsky--kln.sudrf.ru
28.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2023Передача материалов судье
05.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.11.2023Предварительное судебное заседание
09.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее