Дело № 2-227/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Маркелова К.Б.,
при секретаре Гаврюшиной В.А.,
с участием прокурора Богацкой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми 15 марта 2019 года гражданское дело по исковым требованиям прокурора г. Усинска РК в интересах Лопаевой А.О. к администрации МО ГО «Усинск» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Усинска Республики Коми, обратился в суд с иском в интересах Лопаевой А.О., которым просит суд обязать администрацию МОГО «Усинск» предоставить Лопаевой А.О. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, на территории МОГО «Усинск» на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в виде отдельной квартиры на состав семьи 1 человек, размером не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах территории МОГО «Усинск».
Заявленные требования истец мотивирует тем, что на основании письменного обращения Лопаевой А.О. прокуратурой г.Усинска проведена проверка, которой установлено, что Лопаева А.О. родилась дд.мм.гггг.. Постановлением администрации МОГО «Усинск» от дд.мм.гггг. № Лопаева А.О. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. До настоящего времени жилое помещение из специализированного жилищного фонда Лопаевой А.О. не предоставлялось.
В судебном заседании от дд.мм.гггг. суд, руководствуясь положениями ст. 43 ГПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Лопаева А.О. извещена судом о времени о месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление Лопаевой А.О. о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 58).
Представитель ответчика администрации МО ГО «Усинск» в настоящее судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 77, 81). Представитель ответчика в судебном заседании от дд.мм.гггг. исковые требования не признала по доводам, изложенным в мотивированном отзыве.
Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие. В мотивированном отзыве возражает против удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, выслушав пояснения помощника прокурора г.Усинска, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Лопаева А.О. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать – ФИО лишена родительских прав решением Усинского городского суда от дд.мм.гггг. (л.д. 31-32); отец – ФИО1 умер дд.мм.гггг. (л.д.30).
Согласно выписки из ЕГРН от дд.мм.гггг. у Лопаевой А.О. отсутствует право собственности на какое – либо жилое помещение (л.д. 36).
Постановлением администрации МО ГО «Усинск» № от дд.мм.гггг. Лопаева А.О. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д.19).
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 1,3,7,9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по заявлению в письменной форме по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 года № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в соответствующий список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми.
В судебном заседании установлено, что Лопаева А.О. в установленном порядке и на законных основаниях включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако, жилым помещением не обеспечена до настоящего времени, имеет право на получение жилья в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования, предъявленные прокурором в интересах Лопаевой А.О. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ссылка ответчика и представителей третьих лиц на отсутствие достаточного финансирования и о нарушении прав иных лиц, имеющих право на получение жилых помещений в том же порядке, несостоятельны и правового значения для принятия решения не имеют.
Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющее указанное право от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом. При этом отсутствие или нехватка предоставляемых денежных средств не освобождает ответчика от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого фонда вне очереди. Поэтому исполнение органом местного самоуправления обязанности по обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке Лопаевой А.О. не может быть поставлено в зависимость от указанных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию МОГО «Усинск» предоставить Лопаевой А.О., дд.мм.гггг. года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, на территории МОГО «Усинск» на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в виде отдельной квартиры на состав семьи 1 человек, размером не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах территории муниципального образования городского округа «Усинск».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца с даты изготовления решения суда в окончательной форме через Усинский городской суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено 15.03.2019 г.
Председательствующий – К.Б.Маркелов.