Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-351/2024 ~ М-257/2024 от 06.05.2024

УИД 66RS0023-01-2024-000665-19

№ 2-351/2024

Мотивированное решение изготовлено 08.07.2024

Решение

Именем Российской Федерации

г. Новая Ляля                                01 июля 2024 года

Верхотурский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Талашмановой И.С.,

при секретаре судебного заседания Вахрушевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах Агафонова ЕП к Администрации Новолялинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма,

при участии представителя истца старшего помощника прокурора Валитовой Е.А.,

установил:

Прокурор Новолялинского района Свердловской области обратился в суд с иском в интересах Агафонова Е.П. к администрации Новолялинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Новолялинского района проведена проверка по обращению Агафонова Е.П. о нарушении его жилищных прав со стороны органов местного самоуправления. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Новолялинского городского округа квартира по адресу: <адрес> .... обезличено является собственностью Новолялинского городского округа и включена в реестр муниципальной собственности Новолялинского городского округа. В соответствии с представленной администрацией Новолялинского городского округа информацией, жилое помещение <адрес> .... обезличено предоставлено Гиндулиной С.П. в 1988 году на основании ордера № 1228 от 28.10.1988, сожителем которой являлся Агафонов Е.П., зарегистрированный по указанному адресу 05.09.1989. В дальнейшем ордер заменен на договор социального найма № 622 от 17.05.2021, в соответствии с которым нанимателем жилого помещения является Агафонов Е.П. Распоряжением главы Новолялинского городского округа от 13.09.2021 № 200 многоквартирный дом по <адрес> .... обезличено в г. Новая Ляля признан аварийным и подлежащим сносу. Основанием для издания указанного распоряжения послужило заключение, составленное по результатам технического обследования строительных конструкций от 01.09.2021 № ИО-579-07-21, выполненного ООО «Проектный комплекс «Интеграл», акта обследования помещения от 13.05.2021 № 18 и заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции от 03.09.2021 № 18 по результатам технического обследования строительных конструкций.

На основании изложенного, просил возложить на администрацию Новолялинского городского округа обязанность предоставить Агафонову Е.П. во внеочередном порядке на основании договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Новолялинского городского округа благоустроенное жилое помещение, равноценное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 26,0 кв.м., расположенное в границах г.Новая Ляля, отвечающее установленным требованиям.

В судебном заседании старший помощник прокурора Валитова Е.А. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила требования удовлетворить в полном объеме.

Истец Агафонов Е.П. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, о причине неявки суду не сообщил.

Представитель администрации Новолялинского городского округа в судебное заседание не явился. Направил в суд письменный отзыв, где указал, что администрация городского округа является высокодотационной территорией, не имеет финансовой возможности единовременно переселить всех граждан из аварийного жилфонда только за счет средств местного бюджета. На территории Новолялинского городского округа выполнение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда осуществляется в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 № 208-ПП, которая предусматривает в срок до 01.09.2025 переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017. Дом по <адрес> .... обезличено признан аварийным и подлежащим сносу 13.09.2021, то есть после 01.01.2017, в связи с чем он не был включен в программу. Распоряжением главы городского округа № 200 от 13.09.2021 срок расселения дома определен 2026 год. Срок расселения дома еще не наступил. Поскольку в рамках указанной программы до конца 2025 года подлежат расселению дома, признанные аварийными до 01.01.2017, то соответственно не представляется возможным расселить дом по <адрес> .... обезличено ранее 2025 года. Таким образом, определение срока сноса дома не является произвольным и обусловлен объективными причинами. Установленный срок расселения не исключает возможности более скорого расселения граждан, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном доме, других благоустроенных жилых помещений и направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище. Кроме того, изменение срока расселения в отношении указанного дома нарушит права граждан, проживающих в иных домах, ранее признанных аварийными и подлежащими сносу. В настоящее время предоставить истцу жилое помещение не представляется возможным ввиду отсутствия в г.Новая Ляля свободного пригодного для проживания муниципального жилья. Дополнительных денежных средств в местном бюджете на 2024 год не предусмотрено. Новолялинский городской округ на протяжении многих лет является высокодотационной территорией и не имеет финансовой возможности переселить всех граждан из аварийного жилого фонда. Расходование средств местного бюджета осуществляется в строгом соответствии с утвержденным бюджетом. Администрация Новолялинского городского округа не вправе производить дополнительное финансирование расходных обязательств, не предусмотренных местным бюджетом, в том числе за счет других статей бюджета, что может быть квалифицировано как нецелевое использование денежных средств, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, влечет административную и уголовную ответственность. При наличии освободившегося муниципального жилья либо строительстве многоквартирного жилого дома в рамках программы, жилое помещение будет предоставлено истцу. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд на основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации положений ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации частью 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

В судебном заседании установлено, что истец Агафонов Е.П. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> .... обезличено.

Спорное жилое помещение находится в Муниципальной собственности МО Новолялинский городской округ.

Указанное жилое помещение было предоставлено Гиндулиной С.П. в 1988 году на основании ордера № 1228 от 28.10.1988. Агафонов Е.П. являлся ее сожителем и был зарегистрирован по указанному адресу с 05.09.1989. В дальнейшем ордер был заменен на договор социального найма № 622 от 17.05.2021, в соответствии с которым нанимателем жилого помещения является Агафонов Е.П.

Распоряжением главы Новолялинского городского округа от 13.09.2021 № 200 многоквартирный дом по ул. Кублинского, 34 в г. Новая Ляля признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно сведениям из ЕГРН, Агафонов Е.П. в собственности объектов недвижимости не имеет.

Согласно заключению технического обследования строительных конструкций от 01.09.2021 № ИО 579-07-21, выполненного ООО «Проектный комплекс «Интеграл», жилой дом по адресу: <адрес> .... обезличено - 1939 года постройки, представляет собой одноэтажное здание, с поперечным и продольным расположением несущих стен.

    По результатам оценки технического состояния строительных конструкций жилого помещения по адресу: <адрес> .... обезличено установлено, что общее состояние конструкций здания согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», оценено как аварийное. С учетом значительного физического износа здания по адресу: Свердловская область, г. Новая Ляля, ул. Кублинского, д. 34 (81% - аварийное состояние согласно п. 7.9 настоящего заключения) и недопустимого состояния строительных конструкций (согласно ведомости дефектов и повреждений) рекомендуется признать его аварийным и подлежащим сносу. Учитывая состояние конструкций (физический износ), капитальный ремонт здания нецелесообразен. Стоимость капитального ремонта составит более 100% от восстановительной стоимости здания (восстановительной стоимостью здания - первоначальная стоимость здания без учета износа). Таким образом, стоимость строительства точно такого же нового здания из таких же материалов будет меньше или равна стоимости капитального ремонта существующего. Жилой дом по адресу: Свердловская область, г. Новая Ляля, ул. Кублинского, д. 34, подлежит выводу из эксплуатации (сносу) с последующим демонтажем строительных конструкций.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2009 № 1368-О-О, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан, что не было реализовано органом местного самоуправления.

Пунктом III Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Истец вынужден проживать в непригодном для проживания жилом помещении по настоящее время.

На день вынесения решения каких-либо жилых помещений, иного недвижимого имущества за истцом на праве собственности либо пользовании не зарегистрировано, последний вынужден проживать в непригодном для проживания жилом помещении, несмотря на то, что жилое помещение было признано в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу. Приобрести другое жилое помещение либо снять истец возможности не имеет.

Суд учитывает, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

Исходя из сведений относительно площади жилого помещения судом установлено, что общая площадь спорного жилого помещения составляет 26,0 кв.м, которая ответчиком признается и не оспаривается, в пределах которых истцу подлежит предоставлению жилое помещение пригодное для проживания в границах г.Новая Ляля.

В связи с изложенным, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

Таким образом, в силу прямого указания в законе администрация как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины независимо от процессуального статуса (истец или ответчик) и результата рассмотрения дела в связи с чем, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах Агафонова ЕП к Администрации Новолялинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма, удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Новолялинского городского округа предоставить Агафонову ЕП (паспорт № ... обезличено) во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равноценное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 26,0 кв.м., расположенное в черте г.Новая Ляля Свердловской области, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верхотурский районный суд Свердловской области.

Председательствующий                        И.С. Талашманова

2-351/2024 ~ М-257/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Агафонов Евгений Павлович
Прокурор Новолялинского района
Ответчики
Администрация Новолялинского городского округа
Суд
Верхотурский районный суд Свердловской области
Судья
Талашманова Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
verhotursky--svd.sudrf.ru
06.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2024Передача материалов судье
13.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.06.2024Предварительное судебное заседание
01.07.2024Судебное заседание
08.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее