Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-453/2023 ~ М-393/2023 от 14.11.2023

Копия

Дело № 2-453/2023

УИД № 16RS0029-01-2023-000456-10

    Р Е Ш Е Н И Е

    именем Российской Федерации

    13 декабря 2023 года                                                                город Болгар,

    Республика Татарстан

    Спасский районный суд Республики Татарстан в составе:

    председательствующего судьи Ф.Г. Батыршина,

    при секретаре О.В. Костиной,

    с участием законного представителя истца М.А. Хамидулиной и представителя истца Г.Ф. Иванова,

    представителя ответчика А.В. Шмелевой,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Хамидулиной М.А., действующей в интересах Хамидулиной А.В., к Болгарскому городскому Исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности принять на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

    у с т а н о в и л:

    М.А. Хамидулина, действуя в интересах недееспособной А.В. Хамидулиной, обратилась в суд с названным выше иском к Болгарскому городскому Исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан, указывая, что А.В. Хамидулина проживает в непригодном для проживания жилом доме. Основному квартиросъёмщику по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ дали квартиру и он съехал, а её, инвалида 1 группы с детства, Болгарский горсовет пятый год «мурыжит», нарушая её законные права по Конституции Российской Федерации и Жилищному кодексу Российской Федерации. Её отказываются ставить на очередь на получение жилья, ссылаясь на то, что она не относится к малообеспеченным семьям. Её неоднократно ставили и исключали из очереди. Просила обязать Болгарский городской Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан поставить А.В. Хамидуллину на очередь на жильё как инвалида первой группы с передачей в Республиканскую соцзащиту для внесения в список лиц за счет средств федерального бюджета.

    В судебном заседании М.А. Хамидулина, действующая в интересах недееспособной А.В. Хамидулиной, а также представитель истца Г.Ф. Иванов исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика - Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан - А.В. Шмелева исковые требования не признала и пояснила, что А.В. Хамидулина в лице своего представителя обращалась в Болгарский городской Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и признании её малоимущей. Данное заявление было рассмотрено и принято решение об отказе в постановке на учёт, поскольку доход А.В. Хамидулиной превышает пороговое значение дохода граждан, установленное для принятия решения о признании граждан малоимущими в 2023 году. Поскольку А.В. Хамидулина малоимущей не признана, оснований для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма не имеется. По другим основаниям А.В. Хамидулина с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении не обращалась. Полагает, что решение об отказе в постановке А.В. Хамидулиной на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях принято в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав другие материалы дела, суд приходит к следующему:

Обеспечение права каждого на жилище (статья 40, часть 1 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Так, действующим законодательством, в частности, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям.

Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.

Основания признания граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 этого же Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи; жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Из изложенного следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, а предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.

Как следует из пунктов 1, 2 и 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Перечень заболеваний утвержден приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими, в частности, в указанный орган по месту своего жительства.

Как следует из части 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 данной статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

В соответствии с частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, а также Порядок ведения учёта граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом из государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма установлены Законом Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".

В соответствии с частью 1 статьи 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, этим же Кодексом.

Часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

С учетом разъяснений, данных в пункте 3 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса суд обязан самостоятельно определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела с тем, чтобы обеспечить восстановление нарушенного права, за защитой которого обратился истец.

С учётом вышеуказанной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации М.А. Хамидулина, обращаясь в суд с вышеуказанным иском, при очевидности преследуемого ею интереса фактически оспаривает решение Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии А.В. Хамидулиной на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях с возложением обязанности на ответчика принять недееспособную А.В. Хамидулину на вышеназванный учёт.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что А.В. Хамидулина признана инвалидом первой группы бессрочно, причина инвалидности - инвалид детства, нуждается в постоянном постороннем уходе.

Решением Спасского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, А.В. Хамидулина признана недееспособной.

Распоряжением Болгарского городского Совета местного самоуправления Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 116 опекуном над недееспособной А.В. Хамидулиной назначена М.А. Хамидулина.

Справка , выданная ДД.ММ.ГГГГ филиалом ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» - «Спасская центральная районная больница», свидетельствует, что А.В. Хамидулина, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учёте у психиатра с диагнозом F20.8.

Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, выданному ДД.ММ.ГГГГ территориальным пунктом УФМС России по <адрес>, Хамидулина А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> ССР, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована проживающей по адресу: <адрес>.

Между тем, решением Спасского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, А.В. Хамидулина, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана утратившей права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. При этом судом было установлено, что А.В. Хамидулина приобрела право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, которое было предоставлено члену её семьи - Г.Ф. Иванову взамен признанного аварийным, а потому утратила права пользования спорным жилым домом.

ДД.ММ.ГГГГ Г.Ф. Иванов, действуя в интересах А.В. Хамидулиной, обратился в Болгарский городской Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также признании малоимущей. В качестве основания постановки на учёт заявителем указано – являюсь нанимателем жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении пороговых значений дохода граждан и стоимости имущества для принятия решения о признании граждан малоимущими на 2023 год» утверждено, что порог значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, составляет 12970 рублей 59 копеек.

Справка, выданная ДД.ММ.ГГГГ клиентской службой (на правах отдела) в <адрес> Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, свидетельствует, что среднемесячный доход А.В. Хамидулиной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составлял 22517 рублей 25 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ Болгарским городским Исполнительным комитетом Спасского муниципального района Республики Татарстан принято решение об отказе в принятии А.В. Хамидулиной на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку доход заявителя превышает пороговое значение для признания малоимущей.

ДД.ММ.ГГГГ Г.Ф. Иванов, действуя в интересах А.В. Хамидулиной, обратился в Болгарский городской Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан с заявлением, в котором выразил своё несогласие с решением от ДД.ММ.ГГГГ и просил поставить А.В. Хамидулину в очередь на получение жилья.

ДД.ММ.ГГГГ Болгарский городской Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан направил в адрес А.В. Хамидулиной письмо за , из содержания которого следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

В целях принятия решения о постановке А.В. Хамидулиной на учёт нуждающихся в жилых помещениях ответчиком был произведён расчёт дохода заявителя, который составил 22517 руб. 25 коп., что превышает пороговое значение дохода граждан для принятия решения о признании граждан малоимущими, утверждённое постановлением Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ . Данный расчёт стороной истца не оспорен.

Таким образом, А.В. Хамидулина малоимущей в предусмотренном законом порядке не признавалась, следовательно, для постановки её на учет в порядке, предусмотренном статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, законных оснований не имелось.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что А.В. Хамидулина не может претендовать на жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, а потому отказ Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении является законным и обоснованным.

Доводы М.А. Хамидулиной и Г.Ф. Иванова о том, что А.В. Хамидулиной должно быть предоставлено иное жилое помещение взамен непригодного для проживания не могут быть приняты во внимание, поскольку ранее они были предметом рассмотрения в суде по административному иску М.А. Хамидулиной, действующей в интересах А.В. Хамидулиной, о признании распоряжения Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ "Об отмене распоряжения Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ "О постановке на учёт А.В. Хамидулиной в качестве нуждающейся в жилых помещениях" незаконным, по которому ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в удовлетворении требований административного истца. Данное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и установленные им обстоятельства в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Доводы представителей истца о том, что А.В. Хамидулина имеет право состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях как инвалид первой группы судом отклоняются, поскольку, как установлено в судебном заседании, А.В. Хамидулина в лице своего представителя обращалась к ответчику с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и признании малоимущей. Иных оснований для решения вопроса о принятии истца на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях, А.В. Хамидулиной указано не было. Вместе с тем, установление инвалидности само по себе не даёт право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту только нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Нарушение прав А.В. Хамидулиной при изложенных обстоятельствах судом не установлено.

При этом суд принимает во внимание, что А.В. Хамидулина с заявлением о её постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях за счет средств федерального бюджета к ответчику не обращалась, между тем, разрешение данного вопроса относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления и суд не вправе подменять собой компетентные органы и предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным органом и отнесено к его исключительной компетенции.

Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований М.А. Хамидулиной, действующей в интересах А.В. Хамидулиной.

Руководствуясь статьями 12, 14, 56, 68, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    р е ш и л :

    в удовлетворении иска Хамидулиной М.А. (паспорт гражданина Российской Федерации 92 15 , выдан ДД.ММ.ГГГГ территориальным пунктом УФМС России по <адрес> в <адрес>, код подразделения 160-057), действующей в интересах Хамидулиной А.В. (паспорт гражданина Российской Федерации 92 14 , выдан ДД.ММ.ГГГГ территориальным пунктом УФМС России по <адрес> в <адрес>, код подразделения 160-057), к Болгарскому городскому Исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан (ОГРН 1051660041619 от ДД.ММ.ГГГГ) о возложении обязанности принять на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать в полном объёме.

               Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Спасский районный суд Республики Татарстан.

    Председательствующий судья                                                 Ф.Г. Батыршин

    Решение в окончательной форме составлено 20 декабря 2023 года

    Копия верна:

    Судья:                                                      Ф.Г. Батыршин

    Подлинник хранится в деле № 2-453/2023 в Спасском районном суде Республики Татарстан

2-453/2023 ~ М-393/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Хамидулина Альфия Валерьевна
Ответчики
Болгарский городской Исполнительный комитет Спасского муниципального района РТ
Другие
Хамидулина Маузида Абдулловна
Иванов Григорий Федорович
Суд
Спасский районный суд Республики Татарстан
Судья
Батыршин Фазыл Гарифович
Дело на странице суда
spassky--tat.sudrf.ru
14.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2023Передача материалов судье
17.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2024Дело оформлено
24.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее