УИД 02RS0001-01-2017-004158-51
№, №
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 января 2020 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Малковой И.С.
при секретаре Каретниковой Ю.С.,
рассмотрев заявление Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай об отсрочке исполнения решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Горно-Алтайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № до ДД.ММ.ГГГГ, указав, что данным судебным актом, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить ФИО жилое помещение специализированного жилищного фонда. Исполнение решения носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательных действий различных органов исполнительной власти Республики Алтай. Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай самостоятельно не распоряжается специализированным жилищным фондом, в связи с чем его вина в неисполнении решения суда отсутствует, имеются существенные обстоятельства, затрудняющие немедленное исполнение судебного решения.
Заявитель, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд считает, что рассматриваемые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Горно-Алтайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить ФИО жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.
В соответствии с положениями ст. 2 ГПК РФ задачей гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Согласно ст. 6.1 ГПК РФ исполнение судебного постановления должно осуществляться в разумные сроки.
Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 203 и 208 указанного кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 2.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающей право взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (абзацы первый, второй и третий п. 25 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 №13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.
Отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя.
Основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
В обоснование заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ заявитель ссылается на длящийся характер его исполнения, совершение последовательных действий, входящих в компетенцию различных органов исполнительной власти Республики Алтай. Также указывает, что Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай самостоятельно не распоряжается специализированным жилищным фондом.
Согласно письму Минэкономразвития Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ разработан проект постановления Правительства Республики Алтай «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения и исключения жилого помещения из указанного специализированного жилищного фонда и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай», который в настоящее время проходит процедуру согласования.
Из ответа Министерства регионального развития Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с техническим заданием ДД.ММ.ГГГГ года, на территории Республики Алтай необходимо приобрести 114 жилых помещений, в том числе в г. Горно-Алтайске 10 жилых помещений. В соответствии с изменениями и дополнениями п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, которые вступили в законную силу с 01.01.2019, общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта РФ, и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме. В связи с чем, строительство многоквартирных домов для детей-сирот исключено. Приобретение осуществляется на первичном и вторичном рынке, и путем участия в долевом строительстве МКД (в готовом виде «под ключ»). Однако застройщики не заинтересованы в заключении контракта на приобретение жилого помещения детям-сиротам, так как готовые квартиры застройщики продают по стоимости более 39 038 рублей за 1 кв.м. Учитывая вышеизложенное, приобретение на территориях МО «Город Горно-Алтайск» и МО «Майминский район» осуществляется на вторичном рынке недвижимости.
Между тем, приведенные заявителем доводы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда. Отсутствие соответствующих жилых помещений не является достаточным основанием для предоставления отсрочки исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Кроме того, суду не представлено доказательств совершения действий, направленных на исполнение решения суда, в том числе, что ФИО предлагались какие-либо жилые помещения, и она от них отказалась, а также доказательств того, когда решение суда может быть Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай фактически исполнено.
Сам факт рассмотрения судом спора в рамках гражданского дела № свидетельствовал о длительном нарушении ответчиком жилищных прав ФИО и неисполнения им предусмотренной законом обязанности по ее обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Исходя из даты наступления восемнадцатилетнего возраста, с которым связана обязанность предоставления ФИО жилого помещения (ДД.ММ.ГГГГ), и даты вынесения судебного акта (ДД.ММ.ГГГГ), у Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай имелась возможность представления технического задания в Министерство регионального развития Республики Алтай и тем самым инициирования процесса приобретения (строительства) жилья и его последующего включения в состав специализированного жилищного фонда Республики Алтай, в том числе в текущем (ДД.ММ.ГГГГ) году.
Доводы заявителя о необходимости последовательного совершения в целях исполнения судебного акта ряда действий, входящих в компетенцию различных органов исполнительной власти Республики Алтай, не принимаются судом ввиду того, что Министерство финансов Республики Алтай и Министерство регионального развития Республики Алтай участвовали при рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения, суд исходит также из необходимости соблюдения баланса интересов, как взыскателя, так и должника, требований разумности и справедливости. Предоставление отсрочки исполнения решения суда без достаточных на то оснований может повлечь за собой нарушение прав взыскателя.
Руководствуясь ст. ст. 203, 224, 225, 434 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о предоставлении отсрочки исполнения решения Горно-Алтайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № сроком до ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный суд Республики Алтай в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья И.С. Малкова