Судья: Энгель А.А. адм. дело № 33а-1985/2023
УИД: 63RS0031-01-2022-001153-17
№ 2а-1494/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Лёшиной Т.Е.
судей Мыльниковой Н.В., Роменской В.Н.
при секретаре Алиеве Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Изоськина В.Г. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 апреля 2022 г. по административному делу № 2а-1494/2022 по административному иску Изоськина В.Г. к ГКУСО КЦ СОН Приемная семья Центрального округа о признании незаконными бездействия,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., судебная коллегия
установила:
Административный истец Изоськин В.Г. обратился в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального округа» о признании незаконными бездействия.
В обоснование заявленных требований указал, что Изоськин В.Г. неоднократно обращался к административному ответчику с целью создания приемной семьи с Ереминой Е.А., однако ему необоснованно отказали в этом, в связи с чем, Изоськин В.Г. считает свои права нарушенными.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать необоснованным и незаконным ответы административного ответчика по результатам рассмотрения заявлений Изоськина В.Г. по вопросу создания приемной семьи в рамках Закона Самарской области от 10 ноября 2008 г. N 121-ГД "Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области" от 13 января 2022 г. и 03 ноября 2021 г.
В ходе рассмотрения административного дела в суде первой инстанции административным истцом Изоськиным В.Г. уточнены требования, в соответствии с которыми он также просил признать ответ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 11 ноября 2021 г. незаконным.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 апреля 2022 г. в удовлетворении административного иска отказано (т. 1 л.д. 179-182).
В апелляционной жалобе Изоськин В.Г. просит решение суда отменить, как незаконное (т. 2 л.д. 60-62, 78-80).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Изоськин В.Г. не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что 14 июля 2021 г. в ГКУ СО «КЦСОН Центрального округа» от Изоськина В.Г. и Ереминой Е.А. поступили заявления о предоставлении срочных социальных услуг (вх.№№, №№) (том 1 л.д.101-102).
14 июля 2021 г. Изоськину В.Г. и Ереминой Е.А. оказаны очные консультационные услуги, что подтверждается соответствующими актами (исх. №№, №№) (том 1 л.д.161-162 оборот).
Специалистами отделения по муниципальному району Ставропольский ГКУ СО «КЦСОН Центрального округа» 13 августа 2021 г. составлен акт обследования жилищно-бытовых условий проживания Изоськина В.Г. по адресу: Самарская <адрес> (том 1 л.д.105).
07 октября 2021 г. (вх.№, №), 25.10.2021 (вх.№) Изоськин В.Г. обратился в Государственное казенное учреждение Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального округа» отделение по м.р. Ставропольский по вопросу создания приемной семьи в рамках Закона Самарской области от 10.11.2008 N 121-ГД "Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области" (том 2 л.д.48-52).
03 ноября 2021 г. на указанные обращения дан общий ответ №№, из которого следует, что 14 июля 2021 г. в рамках очного консультирования и 13 августа 2021 г. в процессе выездного обследования жилищно-бытовых условий Изоськину В.Г. была предоставлена полная информация о правилах создания приемной семьи и требованиях, которые предъявляются к его членам. Были разъяснены методы контроля приемной семьи сотрудниками ГКУ СО «КЦСОН Центрального округа». Также указано, что 13 августа 2021 г. в процессе выездного обследования жилищно-бытовых условий и установления факта их соответствия нормам и требованиям для создания приемной семьи по адресу: <адрес>, специалисты отделения по муниципальному району Ставропольский ГКУ СО «КЦСОН Центрального округа» не установили факта совместного проживания Изоськина В.Г. с Ереминой Е.А. обозначенной как лицо, осуществляющее уход за Изоськиным В.Г. Кроме того, Еремина Е.А. с письменным заявлением о желании создать с Изоськиным В.Г. приемную семью, не обращалась. Учитывая вышеизложенное, создание в настоящий момент приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов с Ереминой Е.А. в рамках действия норм Закона Самарской области от 10 ноября 2008 г. N 121-ГД, не представляется возможным.
В адрес Изоськина В.Г. 11 ноября 2021 г. направлен ответ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, где разъяснен порядок обращения с заявлением о создании приемной семьи.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции Изоськин В.Г. не оспаривал, что 14 июля 2021 г. он обратился только с документами (заявление в этот день не подал), а 30 декабря 2021 г. подал заявление и просил приложить к нему ранее поданные документы.
При этом, из пояснений административного ответчика следует, что срок действия медицинских справок ограничен, поскольку состояние здоровья предполагаемого опекуна, и опекаемого может измениться, в связи с чем, к заявлению от декабря месяца не могут быть приложены документы, выданные за полгода до обращения с соответствующим заявлением.
30 декабря 2021 г. от Изоськина В.Г. и Ереминой В.А. поступили заявления о создании приемной семьи, без приложения необходимых документов (копий паспортов, медицинских справок об отсутствии социально-значимых заболеваний и др.) (том 1 л.д.106-107).
На обращение от 30 декабря 2021 г. Изоськину В.Г. 13 января 2022 г. дан ответ, из которого следует, что предоставление документов, предусмотренных частью 4 статьи 4 Закона Самарской области от 10 ноября 2008 г. N 121-ГД является обязательным. В связи с тем, что указанные документы предоставлены не были, заключение договора об оказании услуг по уходу в рамках приемной семьи не представляется возможным.
Разрешая административные исковые требования, суд исходил из того, что позиция административного истца, о бездействии административного ответчика, выразившемся в непредоставлении письменного ответа на его обращения, не нашла своего подтверждения, заявления Изоськина В.Г. рассмотрены, ему даны ответы в установленный законом срок, в пределах компетенции, которые направлены почтовым отправлением, следовательно, административные исковые требования удовлетворению не подлежат. Доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав, свобод и интересов административным истцом не представлено.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 2 статьи 8 и статья 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ).
Статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Самарской области от 10 ноября 2008 г. N 121-ГД "Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области" при организации деятельности по оказанию услуг по уходу в рамках приемной семьи орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, либо комплексный центр социального обслуживания осуществляет следующие функции:
выявляет и учитывает лиц, желающих организовать приемную семью;
составляет акт материально-бытового обследования лиц, желающих организовать приемную семью (далее - заявители);
рассматривает заявления и принимает решение о возможности заключения договора на оказание услуг по уходу в рамках приемной семьи (далее - договор) в течение 15 дней со дня подачи заявления при наличии всех документов, определенных статьей 4 настоящего Закона. Отказ в заключении договора направляется (вручается) в письменной форме заявителю с указанием причин отказа;
заключает договор;
контролирует выполнение условий договора;
взаимодействует с общественными организациями по вопросам выявления лиц, нуждающихся в постороннем уходе в рамках приемной семьи, и осуществлению контроля за условиями проживания в приемной семье;
составляет паспорт приемной семьи;
проводит обучение лиц, взявших на себя обязательства по уходу в рамках приемной семьи;
организует социально-психологическое сопровождение приемной семьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 и пунктом 4 статьи 4 Закона Самарской области от 10 ноября 2008 г. N 121-ГД "Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области" лица, желающие организовать приемную семью, обращаются в орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, либо комплексный центр социального обслуживания населения с соответствующим письменным заявлением, в котором указываются сведения о лицах, проживающих совместно с лицом, желающим взять на себя обязательства по уходу в рамках приемной семьи, с приложением пакета документов, в том числе:
паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность и подтверждающий проживание на территории Самарской области (копия с предъявлением оригинала);
справки медицинских организаций о состоянии здоровья и отсутствии у лица, изъявившего желание организовать приемную семью, и всех членов его семьи, совместно с ним проживающих, социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наркомании, токсикомании, хронического алкоголизма;
согласие лица, желающего взять на себя обязательства по уходу в рамках приемной семьи, и членов его семьи на обработку персональных данных по форме, установленной в приложении к настоящему Закону.
В случае выбора места проживания приемной семьи у лица, взявшего на себя обязательства по уходу, последнее должно представить дополнительно письменное согласие всех совершеннолетних совместно проживающих членов семьи и наймодателя, если жилое помещение предоставлено по договору социального найма.
Информация о наличии или отсутствии регистрации по месту жительства или пребывания заявителя, желающего взять на себя обязательства по уходу в рамках приемной семьи, и лиц, указанных в заявлении, запрашивается органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, либо комплексным центром социального обслуживания в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Заявитель вправе представить документы, содержащие информацию, указанную в настоящей части, по собственной инициативе.
Таким образом, заявление с определенным законом перечнем обязательных документов, от предполагаемого опекуна, и опекаемого должны быть поданы одновременно.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона Самарской области от 10 ноября 2008 г. N 121-ГД отказ в заключении договора допускается, в том числе, по основаниям непредставления документов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, 14 июля 2021 г. в ГКУ СО «КЦСОН Центрального округа» от Изоськина В.Г. и Ереминой Е.А. поступили заявления о предоставлении срочных социальных услуг (вх.№№, №№) (том 1 л.д.101-102).
14 июля 2021 г. Изоськину В.Г. и Ереминой Е.А. оказаны очные консультационные услуги, что подтверждается соответствующими актами (исх. №№, №№) (том 1 л.д.161-162 оборот).
13 августа 2021 г. специалистами отделения по муниципального района Ставропольский ГКУ СО «КЦСОН Центрального округа» проведено обследование жилищно-бытовых условий проживания Изоськина В.Г. по адресу: Самарская <адрес>
На обращение административного истца от 07 октября 2021 г. и 25 октября 2021 г. по вопросу создания приемной семьи в рамках Закона Самарской области от 10 ноября 2008 г. N 121-ГД "Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области", 03 ноября 2021 г. дан общий ответ №№, о предоставлении административному истцу полной информации о правилах создания приемной семьи и требованиях, которые предъявляются к его членам. Были разъяснены методы контроля приемной семьи. Также указано, что 13 августа 2021 г. в процессе выездного обследования жилищно-бытовых условий и установления факта их соответствия нормам и требованиям для создания приемной семьи по адресу: <адрес>, специалисты отделения по муниципальному району Ставропольский ГКУ СО «КЦСОН Центрального округа» не установили факта совместного проживания Изоськина В.Г. с Ереминой Е.А. обозначенной как лицо, осуществляющее уход за Изоськиным В.Г. Кроме того, Еремина Е.А. с письменным заявлением о желании создать с Изоськиным В.Г. приемную семью, не обращалась. Указано на невозможность в настоящий момент создание приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов с Ереминой Е.А. в рамках действия норм Закона Самарской области от 10 ноября 2008 г. N 121-ГД, не представляется возможным (том 1 л.д.53).
30 декабря 2021 г. от Изоськина В.Г. и Ереминой В.А. поступили только заявления, без приложения необходимых документов (копий паспортов, медицинских справок об отсутствии социально-значимых заболеваний и др.) (том 1 л.д.106-107).
На указанное обращение 13 января 2022 г. Изоськину В.Г. дан ответ, о необходимости предоставления документов, предусмотренных частью 4 статьи 4 Закона Самарской области от 10 ноября 2008 г. N 121-ГД.
Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований является обоснованным.
Обращения административного истца рассмотрены уполномоченным органом, в установленный законом срок, ответы на обращения направлены в адрес административного истца. Доказательств, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и интересов административного истца ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судебной коллегией не установлено процессуальных нарушений, которые могли бы послужить основанием для отмены по сути правильно принятого решения. Права иных лиц не привлеченных к участию в деле, принятым решением не затронуты. Участие прокурора по данной категории спора в соответствии со статьей 39 КАС РФ не является обязательным.
Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не влияют на правильность принятого решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Изоськина В.Г. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: