№ 2-1-797/2019
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерациип.Юрино 02 октября 2019 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Савинцевой Н.В.,
при секретаре Березиной Н.Е.,
с участием представителя истца Сазановой Е.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл обратилось в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» об обязании в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать проект санитарно-защитных зон и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным правилам на объект 2 класса опасности- полигон твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: <адрес>, в северо-западной части кадастрового квартала № примерно в <данные изъяты> км севернее от <адрес>, в соответствии с требованиями п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», ч.3 ст.20 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»; установить размеры санитарно-защитных зон для полигона ТБО, расположенного примерно в <данные изъяты> км севернее от <адрес> в северо-западной части кадастрового квартала <адрес>, в соответствии с требованиями п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В обоснование иска указало, что ООО «Полигон» имеет в собственности полигон твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: <адрес>, северо-западная часть кадастрового квартала №, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №. Основным видом деятельности ООО «Полигон», согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц № от ДД.ММ.ГГГГ, является сбор неопасных отходов, дополнительным видом деятельности является сбор опасных отходов.
ООО «Полигон» имеет лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл, на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - IV классов опасности.
Однако, в соответствии с Реестром Роспотребнадзора 000 «Полигон» не имеет санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны полигона ТБО, также не установлен размер санитарно-защитной зоны полигона ТБО, расположенного по адресу: <адрес>, в северо-западной части кадастрового квартала, примерно в 1,2 км севернее от <адрес>, находящегося в собственности у ООО «Полигон», в соответствии с требованиями п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», что подтверждается отсутствием Решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Сазонова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным выше, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Полигон» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, возражений относительно иска не представил.
Суд в силу ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу пп.2 п.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, в том числе в порядке ст.46 ГПК РФ вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
Основным видом деятельности ООО «Полигон» является сбор неопасных отходов, дополнительным видом деятельности является сбор опасных отходов.
ООО «Полигон» имеет лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл, на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - IV классов опасности.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение окружающей среде.
В соответствии с п. 3.1.6. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха; обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. Санитарная классификация, размер СЗЗ, ее организация и благоустройство определяются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к санитарно-защитным зонам.
Согласно пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, установлено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1 и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов 1-3 классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха ( с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно п.3 ст.20 ФЗ от 30.03.1999 №52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Полигоны твердых бытовых отходов, являющиеся специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Согласно п.п.2,8 п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 полигоны твердых бытовых отходов, участки компостирования твердых бытовых отходов, полигоны по размещению, обезвреживанию, захоронению токсичных отходов производства и потребления 3-4 классов опасности относятся к 2 классу санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов с санитарно-защитной зоной 500 м.
Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона согласно п.3.2 СП 2.17.1038-01 должен составлять 500 м, причем размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны; разработка проекта санитарно-защитной зоны объектов 1-2 класса опасности является обязательной.
В соответствии с п.4.1 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта
Согласно п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. №222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с п. 2 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарнозащитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года №222 для правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Согласно п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств 1 и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, анализа норм права, пояснений представителя истца, представленных письменных доказательств в их совокупности, конкретных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в полном объеме, поскольку вследствие указанных нарушений ущемляются права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие и на благоприятную и безопасную окружающую среду.
Суд в соответствии с нормами ст.196 ГПК РФ разрешил спор в пределах заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Полигон» разработать проект санитарно-защитных зон и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным правилам на объект 2 класса опасности- полигон ТБО, расположенного по адресу: <адрес>, в северо-западной части кадастрового квартала № примерно в <данные изъяты> км севернее от <адрес>, в соответствии с требованиями п.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», ч.3 ст.20 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения;
-установить размеры санитарно-защитных зон для полигона твердых бытовых отходов, расположенного примерно в <данные изъяты> км севернее от <адрес> в северо-западной части кадастрового квартала <адрес>, в соответствии с требованиями п.2.1 СанПиН 2.2./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Н.В. Савинцева