№2-219/2022
УИД 10RS10008-01-2022-002266-79
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2022 года г.Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,
при секретаре Теребовой А.В.,
с участием истца Рудаковой Е.С.,
представителя третьих лиц ФСИН России и Управления ФСИН России по Республике Карелия Демидовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рудаковой Е.С. к ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России о признании незаконными действий работодателя, взыскании денежных средств и обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Истцы Носова Е.В., <данные изъяты> Филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России, и Рудакова Е.С., <данные изъяты> Филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России, обратились в суд с иском по тем основаниям, что они в соответствии со своими должностными обязанностями проводят исследования биологических материалов пациентов и больных, в том числе на выявление РНК коронавируса SARS-CoV-2, относятся к числу лиц, которым установлены специальные социальные выплаты в связи с оказанием медицинской помощи (участием в оказании, обеспечении оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В 2020 – 2021 годах в дни исследований на коронавирусную инфекцию в табелях учета рабочего времени проставлялись рабочие часы с отметкой «CV» для дальнейшего начислении специальных социальных выплат. В ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России, проведенной контрольно-ревизионной группой УФСИН России по Республике Карелия в период с 09 по 30 ноября 2021 года, было установлено, что Носовой Е.В. и Рудаковой Е.С. незаконно начислены и выплачены специальные социальные выплаты в размере 149 779 руб. 72 коп. и 133 373 руб. 40 коп. соответственно за дни исследований, когда все результаты исследований были отрицательными и работники лаборатории контактировали с незараженным материалом. С октября 2021 года ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России суммы специальных социальных выплат за дни исследований, когда результаты исследований на коронавирусную инфекцию были отрицательными, более не начисляет. Истцы полагали, что данные действия работодателя являются незаконными, поскольку в соответствии с пунктом 12 Правил проведения лабораторных исследований, утвержденных приказом Минздрава России от 18.05.2021 №464н, весь биологический материал человека, поступающий в медицинские и иные организации, осуществляющие медицинскую деятельность, должен рассматриваться как потенциально инфицированный. Независимо от предполагаемого положительного или отрицательного результата, материал для исследования берется от лиц, имеющих симптоматику респираторных заболеваний, подозрительных на инфекцию, вызванную коронавирусом SARS-CoV-2, контактировавших с больными коронавирусной инфекцией. В соответствии с инструкциями по применению наборов реагентов для выявления РНК коронавируса SARS-CoV-2 проводятся контроли тест-систем каждой постановки, которые также являются потенциально инфицированным материалом согласно санитарным правилам СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами 3-4 группы патогенности (опасности)». В соответствии с СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» вирус SARS-CoV-2 отнесен ко 2 группе патогенности и является особо опасной инфекцией. В данной связи просили признать незаконными и нарушающими их трудовые права действия ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России, выразившиеся в отказе начисления специальных социальных выплат за дни исследований, в которые все результаты исследований на коронавирусную инфекцию являлись отрицательными.
В связи с тем, что спор между работником и работодателем является индивидуальным трудовым спором, иск Носовой Е.В. и Рудаковой Е.С. выделены в отдельные производства.
С учетом характера спорного правоотношения судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФСИН России, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, Управление ФСИН России по Республике Карелия.
В последующем истица Рудакова Е.С. увеличила заявленные исковые требования, окончательно просила признать незаконными и нарушающими ее трудовые права действия ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России, выразившиеся в отказе начисления специальных социальных выплат за дни исследований, в которые все результаты исследований на коронавирусную инфекцию являлись отрицательными (за период с октября 2021 года по февраль 2022 года), взыскать в ее пользу с ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России невыплаченную сумму специальной социальной выплаты за COVID-19 за период с октября 2021 года по февраль 2022 года в размере 122 472 руб., а также обязать ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России осуществлять начисление и выплату ей специальной социальной выплаты за COVID-19 за все нормативные смены, включая смены, в которых осуществлялась диагностика COVID-19, но все образцы анализов являлись отрицательными.
Увеличение исковых требований судом принято.
В судебном заседании истица Рудакова Е.С. поддержала заявленные требования (с учетом увеличения), просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что начисления специальных социальных выплат за дни исследований на коронавирусную инфекцию должны производиться независимо от результатов исследования, поскольку при работе с биоматериалом пациентов, она в соответствии с Инструкциями по применению Набора реагентов проводит 2 положительных контроля, содержащих вирус коронавирусной инфекции, т.е. независимо от результатов исследований биоматериалов пациентов во всех случаях проведения лабораторных исследований она контактирует с зараженным коронавирусной инфекцией (COVID-19) биологическим материалом. До настоящего времени истребуемые специальные социальные выплаты ей не выплачены.
Представитель ответчика ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Дагданова А.А. исковые требования не признала, поскольку они не основаны на требованиях постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2020 №1896 «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и приказа ФСИН России от 30.11.2020 №861 «Об утверждении порядка и условий осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Кроме того, отметила, что осуществление ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России специальной социальной выплаты медицинским работникам за дни, когда они работали с незараженным COVID-19 биологическим материалом, по результатам проведенной УФСИН России по Республике Карелия с 09.11.2021 по 30.11.2021 ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России за период с 01.11.2020 по 01.22.2021 признано нарушением финансовой дисциплины, произведенные выплаты признаны излишне начисленными и выплаченными. Возражения на иск представлены в материалы дела в письменном виде.
В судебном заседании представитель третьих лиц ФСИН России и Управления ФСИН России по Республике Карелия Демидова С.А. полагала заявленные исковые требования не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению, поскольку ежемесячные специальные социальные выплаты предусмотрены лишь за дни, когда медицинские работники ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России контактируют с пациентами с установленным диагнозом COVID-19 либо работают с зараженным вирусом COVID-19 биологическим материалом. Нарушение порядка осуществления специальных социальных выплат медицинским работникам ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России выявлено в ходе ревизии финансово хозяйственной деятельности ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России, проведенной Управлением ФСИН России по Республике Карелия, по результатам ревизии принято решение о прекращении специальных социальных выплат медицинским работникам ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России за дни, когда они контактировали с пациентами, у которых не было подтверждено наличие коронавирусной инфекции COVID-19, а также когда они работали с незараженным вирусом биологическим материалом, с октября 2021 года.
Третье лицо Минфин России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направило, сообщило, что вынесенное по делу решение права или обязанности Минфина России не затрагивает, в связи с чем процессуальные основания для участия Минфина России в деле в качестве третьего лица отсутствуют. Позиция по существу рассматриваемого спора не представлена.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2020 №1896 «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – постановление Правительства Российской Федерации №1896) постановлено производить медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) ежемесячно, с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года, специальную социальную выплату за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленную для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации №1896 определено, что специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце. Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно. Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени или отработанного служебного времени за дни работы (службы) в соответствующем календарном месяце, в которые работник (военнослужащий, сотрудник) привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, привлекался к санитарно-эпидемическим (профилактическим) мероприятиям и мероприятиям по их обеспечению на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
В развитие постановления Правительства Российской Федерации №1896 приказом ФСИН России от 30.11.2020 №861 «Об утверждении порядка и условий осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» утверждены Порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее – Порядок и условия №861).
Пунктом 2 Порядка и условий №861 определено, что специальная социальная выплата производится медицинским и иным работникам, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС), категории которых определены в подпунктах «а» (за исключением категории, указанной в абзаце восьмом), «б» и «в» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации №1896.
Согласно пунктам 3, 4, 5 Порядка и условий №861 специальная социальная выплата работникам УИС производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленную для категории работников УИС, указанных в пункте 2 настоящих Порядка и условий (далее - нормативная смена). Выплата специальной социальной выплаты производится ежемесячно. Установление размера и расчет специальной социальной выплаты осуществляются в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации №1896. Учет нормативных смен и работников УИС, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, осуществляется согласно табелям учета рабочего времени или отработанного служебного времени структурными подразделениями учреждения (органа) УИС по месту работы (прохождения службы) работников УИС ежемесячно, не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным. Выплата специальной социальной выплаты работникам УИС осуществляется на основании приказа начальника (руководителя) учреждения (органа) УИС, в которых работают (проходят службу) работники УИС.
Как установлено судом, Рудакова Е.С. работает в должности врач клинической лабораторной диагностики Филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России с 01.01.2014, в соответствии с должностной инструкцией по замещаемой должности, в том числе производит лабораторные исследования в соответствии со стандартом медицинской помощи, осуществляет работу по диагностике туберкулеза, работу с материалами, содержащими микробактерии туберкулеза, а также других инфекционных заболеваний, включая инфекции 2-4 группы патогенности.
Рудакова Е.С. относится к числу работников УИС, контактирующих при исполнении должностных обязанностей с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), т.е. относится к числу лиц, имеющих право на специальную социальную выплату за дни работы (службы) в соответствующем календарном месяце, в которые работник (военнослужащий, сотрудник) привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, привлекался к санитарно-эпидемическим (профилактическим) мероприятиям и мероприятиям по их обеспечению на нормативную смену.
По результатам проведенной УФСИН России по Республике Карелия с 09.11.2021 по 30.11.2021 ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России за период с 01.11.2020 по 01.22.2021 начисление специальных социальных выплат работникам, за дни, когда они контактировали с пациентами, у которых не было подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также дни, когда они работали с незараженным COVID-19 материалом, признано нарушением финансовой дисциплины, произведенные выплаты признаны излишне начисленными и выплаченными.
В данной связи начисление специальных социальных выплат работникам за дни, когда они контактировали с пациентами, у которых не было подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также дни, когда они работали с незараженным COVID-19 материалом, ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России с октября 2021 года прекращено.
В период с октября 2021 года по февраль 2022 года Рудаковой Е.С. отработано 28 нормативных смены, в течение которых она проводила исследование на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при этом результаты исследования являлись отрицательными, в связи с чем начисление специальных социальных выплат работодателем не производилось.
Оснований для признания данных действий ФКУЗ МСЧ №10 ФСИН России незаконными и нарушающими трудовые права истца у суда не имеется, поскольку в указанные смены Рудаковой Е.С. с зараженным COVID-19 биологическим материалом и (или) пациентами с установленным диагнозом новой короновирусной инфекции (COVID-19) не контактировала.
Довод Рудаковой Е.С. относительно того, что при проведении исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), независимо от результатов исследования, она во всех случаях контактирует с зараженным коронавирусной инфекцией биологическим материалом, поскольку проводит 2 положительных контроля, содержащих вирус коронавирусной инфекции, суд отвергает, поскольку в соответствии с Инструкциями по применению Набора реагентов для иммуноферментного определения lgM антител к антигенам SARS-CoV-2 в сыворотке (плазе) крови «SARS-CoV-2-lgM-ИФА», Набора реагентов «Тест-система иммуноферментная для выявления антител класса G к «SARS-CoV-2» «ИФА- SARS-CoV-2-АТ-G», серия №05, серия №06, Набора реагентов для выявления РНК коронавируса SARS-CoV-2 в клиническом материале методом полимеразной цепной реакции в реальном времени (COVID-19 Amp) используемые в наборе реагентов «Положительный контроль №1» и «Положительный контроль №2» являются инактивированными, т.е. состоят из микроорганизмов, являющихся неинфекционными (не способными вызвать заболевание).
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные Рудаковой Е.С. требования не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст решения изготовлен 29 марта 2022 года