№ 2-3639/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2023 года г. Астрахань
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Синельниковой Н.П.,
при секретаре Мухтаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Областного государственного учреждения «Центр занятости населения <адрес>» к <ФИО>1 о взыскании неосновательно полученных денежных средств,
у с т а н о в и л :
Областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения <адрес>» обратилось в суд с иском к <ФИО>1 о взыскании суммы, указав, что в период с <дата> по <дата> ответчик состоял на учете в качестве безработного по районам <адрес> и получал пособие по безработице. С <дата> регистрация граждан в целях поиска подходящей работы, а также осуществление выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными производилась в дистанционной форме в период действия на территории Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции на основании «Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер>. В этой связи ответчиком в электронном виде <дата> подано заявление, по результатам которого он был признан безработным и ему назначено пособие по безработице. В последующем на основании сведений, предоставленных органами ФНС при перерегистрации гражданина в качестве безработного, ответчик был снят с учета, по тем основаниям, что с <дата> зарегистрирован плательщиком налога на профессиональный доход, то есть является самозанятым, в связи с чем не имел права на статус безработного и получения пособия по безработице. Таким образом, с <дата> ответчик безработным не являлся. За период нахождения на учете с <дата> по <дата> ответчику было начислено и выплачено пособие по безработице в размере 50 427,64 руб. В адрес ответчика <дата> направлено уведомление о возврате денежных средств, которое оставлено без ответа, до настоящего времени денежные средства не возвращены. В связи с чем просили суд взыскать с <ФИО>1 в пользу ОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» денежные средства в размере 50 427,64 руб.
В судебном заседании представитель Областного государственного учреждения «Центр занятости населения <адрес>» <ФИО>3, действующая на основании доверенности, доводы искового заявления поддержала, просила взыскать с <ФИО>1 в пользу Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения <адрес>» денежные средства в размере 50 427,64 руб.
В судебном заседании ответчик <ФИО>1 иск признал в части, пояснив, что на момент оформления пособия по безработице имел регистрацию в качестве самозанятого, однако денежные средства на его счетах в период с <дата> по <дата> отсутствовали, какого-либо дохода он не получал. В связи с чем полагает, что оснований для возврата денежных средств не имеется. Просил суд в иске Областному государственному учреждению «Центр занятости населения <адрес>» отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от <дата> <номер> «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно части 2 указанной нормы закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Пунктом 3 статьи 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что безработными не могут быть признаны в том числе, граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными, перечисленные в статье 2 данного Закона (занятые граждане).
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона от <дата> «О занятости населения в Российской Федерации» <номер>, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с пунктом 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно пункту 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (пункт 3 Временных правил).
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
В силу пункта 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (пункт 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Исходя из пункта 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
В силу подпункта «д» пункта 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер>, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытки получения либо получение пособия по безработице обманным путем.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от <дата> <номер>-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот.
Следовательно, к спорным отношениям подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Судом установлено, что <ФИО>1 в период с <дата> по <дата> состоял на учете в ОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» в качестве безработного в Отделе содействия занятости по Советскому, Трусовскому и <адрес>м <адрес>, получал пособие по безработице.
С <дата> регистрация граждан в целях поиска подходящей работы, а также осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, производилась в дистанционной форме в период действия на территории Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции.
<дата> ответчиком в электронном виде подано соответствующее заявление, вследствие чего он был признан безработным и ему назначено пособие по безработице, что подтверждается приказом от <дата> <номер>Д137/2104.
В целях перерегистрации истцом ежемесячно с использованием информационно - аналитической системы направлялся запрос с ПФР Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности.
Направление запроса в органы ФНС ежемесячно с целью выявления плательщиков налога на профессиональный доход Правилами не предусмотрено.
Согласно сведениям, представленным органами ФНС, <ФИО>1 с <дата> зарегистрирован плательщиком налога на профессиональный доход, т.е. является самозанятым.
За период нахождения на учете с <дата> по <дата> ответчику было начислено и выплачено пособие по безработице в размере 50 427,64 руб., что подтверждается справкой от <дата> <номер>.
На основании приказа от <дата> <номер>Д171/2204 <ФИО>1 снят с регистрационного учета с <дата>, в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
<дата> <ФИО>1 направлено требование о возврате выплаченного пособия, которое им оставлено без ответа.
Учитывая, что в период нахождения на учете с <дата> <ФИО>1 безработным не являлся, что ответчиком в судебном заседании не оспаривалось, с налогового учета, как плательщик налога на профессиональный доход на момент оформления документов, не снялся, в связи с чем не имел права состоять на учете в службе занятости населения и в связи с этим получать пособие по безработице, при таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчик без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрел и сберег принадлежащее истцу имущество, которое подлежит возврату.
В действиях <ФИО>1 имеет место недобросовестность в получении пособия по безработице.
Поскольку в судебном заседании установлен факт регистрации ответчика в качестве самозанятого и получения при этом денежных средств - пособия по безработице, что законодательно не допускается при постановке на учет в качестве безработного, в этой связи требования Областного государственного учреждения «Центр занятости населения <адрес>» о взыскании с <ФИО>1 денежных средств в размере 50 427,64 руб. являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку при подаче настоящего иска ОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» освобождено от уплаты государственной пошлины, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования «<адрес>» в размере 1 712,83 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░ <░░░>1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ <░░░>1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 427,64 ░░░.
░░░░░░░░ ░ <░░░>1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 712,83 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░