Гр.дело №2-1012/2021
УИД 21RS0006-01-2021-001472-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2021 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Ивановой Т.В.,
с участием прокурора Михайлова А.Ю.,
при секретаре Алексеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах Угарина Виктора Николаевича к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления,
установил:
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Угарина В.Н. к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления ( л.д.2-6).
В обоснование требований прокурором указано, что Канашской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Угарина В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о нарушении его жилищных прав.
Установлено, что постановлением главы администрации Канашского района от 21 октября 2020 года №517 Угарин В.Н. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 16 декабря 1999 года родители Угарина В.Н. - отец ФИО5 и мать ФИО6 лишены в отношении последнего родительских прав.
Как указывает в своем исковом заявлении прокурор, по состоянию на 16 июня 2021 года Угарин В.Н. числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа под номером 3. Однако администрация Канашского района до настоящего времени не обеспечила последнего жилым помещением, чем нарушила жилищные права истца.
В судебном заседании прокурор Михайлов А.Ю. иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Истец Угарин В.Н. иск прокурора поддержал, пояснив, что с детства он с дедушкой и бабушкой проживал по адресу: <адрес>. Первый класс он завершил в <данные изъяты>, а со 2 по 8 класс учился <данные изъяты> которую завершил в 2008 году. После этого он учился в <данные изъяты>, получил там специальность «<данные изъяты>». В настоящее время он работает в <адрес> на <данные изъяты>, проживает там же - на <данные изъяты>.
Ответчик - представитель администрации Канашского района Чувашской Республики, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.
В своем отзыве на исковое заявление глава администрации Канашского района просит в иске прокурора просил отказать, ссылаясь на то, что по состоянию на 01 июля 2021 года в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденном главой администрации Канашского района, Угарин В.Н. числится под номером 3. Предоставление жилого помещения Угарину В.Н., который находится в названном списке не в числе первых, нарушает права других лиц, обладающих аналогичным правом и принятых на учет для получения жилья ранее, чем истец. Пунктом 10 части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с частью 5 статьи 19Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. При отсутствии соответствующего финансирования у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению жилья лицам названной категории не имеется ( л.д.79-82).
3-и лица на стороне ответчика - представитель Министерства финансов Чувашской Республики и представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального законаот 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 3 данной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 этой же статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьии достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Аналогичные положения предусмотрены в статье 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 "О регулировании жилищных отношений", согласно которой Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики ( часть 2).
В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц названной категории в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 73).
Из названной записи акта о рождении следует, что его отцом является ФИО5, матерью - ФИО6
Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и ФИО6 лишены родительских прав в отношении сына Угарина В.Н. ( л.д.61-64).
Следовательно, в соответствии с положениями ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Угарин В.Н. относился к лицам, оставшимся без попечения родителей, а затем - к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации Канашского района Чувашской Республики от 21 октября 2020 года №517 Угарин В.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений ( л.д.30).
Очередность Угарина В.Н. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, утвержденном главой администрации Канашского района, по состоянию на 01 июля 2021 года под номером 3, что следует из отзыва на исковое заявление прокурора.
Угарин В.Н. зарегистрированным по какому-либо адресу не значится ( л.д. 9, 65-66, 72, 94); ни собственником жилого помещения, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя он не является ( л.д.28-29, 76, 84, 85, 95).
Следовательно, Угарин В.Н. является нуждающимся в жилом помещении.
Принимая во внимание, что Угарин В.Н. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда, он имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы представителя ответчика об отсутствии соответствующего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не могут служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку обеспечение жилым помещением названной категории лиц не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Доводы представителя ответчика о том, что Угарин В.Н. находится в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для приобретения жилых помещений не в числе первых, а внеочередное предоставление жилья истцу повлечет за собой нарушение прав других лиц названной категории являются несостоятельными, поскольку исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства с момента включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на получение жилья и достижения Угариным В.Н. совершеннолетия у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения.
Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального законаот 02 июля 2013 года №185-ФЗ, вступившего в силу с 01 сентября 2013 года) и статьи 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих фактов: нуждаемость лиц названной категории в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по заявлению таких лиц завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом ни Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Закон Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» не устанавливают очередность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения гражданам названной категории внутри списка.
Формирование субъектом РФ сводного списка указанной категории лиц означает планирование числа лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и призвано обеспечить жилыми помещениями лиц названной категории незамедлительно по мере наступления основания для представления жилья, а не с целью формирования очередности в обеспечении жильем исходя из времени включения в такой список.
При этом право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в жилье, и времени принятия их на такой учет. В связи с этим жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск прокурора в интересах Угарина В.Н. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах Угарина Виктора Николаевича удовлетворить.
Обязать администрацию Канашского района Чувашской Республики предоставить Угарину Виктору Николаевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Иванова
Мотивированное решение составлено 02 августа 2021 года.