№ 21-761/2023
УИД 38RS0019-01-2022-001937-90
Р Е Ш Е Н И Е
1 ноября 2023 года г. Иркутск
Судья Иркутского областного суда Ткачук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Транснефть-Восток» ФИО2, с учетом уточнений к ней, на постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству ФИО3 от 21 июня 2022 года Номер изъят и решение судьи Заларинского районного суда Иркутской области от 22 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству ФИО3 от 21 июня 2022 года Номер изъят Общество с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Решением судьи Заларинского районного суда Иркутской области от 22 июня 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба общества без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, с учетом уточнений, поступивших в областной суд 5 и 11 октября 2023 года, защитник ООО «Транснефть-Восток» ФИО2 просит об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает, что дело об административном правонарушении возбуждено на основании результатов контрольных мероприятий, проведенных вопреки запрету, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Под видом проверки соблюдения условий гражданско-правовой сделки административный орган в нарушение законодательства о моратории на проверку, а также законодательства о порядке проведения государственного контроля (надзора), провел не предусмотренное законом контрольное мероприятие. Суд первой инстанции не учел, что акт проверки от 11 марта 2022 года является недостоверным доказательством, акт натурного обследования от 14 апреля 2022 года недопустимым доказательством, при их составлении допущены многочисленные нарушения законодательства. Общество привлечено к ответственности за нарушение договорных обязательств, за которое ранее предусматривалась ответственность по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данная норма утратила силу, как содержащая избыточную ответственность за нарушение условий договора аренды лесного участка, поэтому производство по делу подлежит прекращению по пункту 5 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судом нарушен принцип состязательности сторон, поскольку суд оценил в качестве достоверных доказательств показания свидетелей со стороны административного органа и не принял во внимание, умолчав о показаниях свидетелей со стороны общества. Показания свидетеля ФИО4 не упоминаются, а показания свидетеля ФИО5 поставлены под сомнение без достаточных оснований. Суд не дал надлежащей оценки показаниям должностного лица ФИО3
Законный представитель ООО «Транснефть-Восток», заместитель прокурора Заларинского района Иркутской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. Учитывая, что необходимым и обязательным участие указанных лиц в судебном заседании не признано, полагаю возможным рассматривать жалобу в их отсутствие.
В судебном заседании защитник ООО «Транснефть-Восток» ФИО2 доводы жалобы поддержал, прокурор отдела Прокуратуры Иркутской области ФИО6 полагал состоявшиеся по делу акты соответствующими требованиям закона и не подлежащим отмене.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству № 67, материалы дела Заларинского районного суда Иркутской области № 12-5/2023, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с положениями частей 1, 2, 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Пунктами 26, 27, 31 названных Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: 20 метров от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; 40 метров от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - 2 такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Как усматривается из материалов дела, на основании договора аренды от 31 июля 2020 года № 91-255/20, заключенного между министерством лесного комплекса Иркутской области и ООО «Транснефть-Восток», общество использует лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 19,3898 га, местоположение: <адрес изъят>, кварталы №№ 4 (в. 29ч, 32ч) 7 (в.16ч, 3ч, 5ч, 30ч), 8 (в. 27ч, 39ч), 11 (в. 5ч, 39ч); эксплуатационные леса, Заларинская дача, кварталы №№ 33 (выделы 13ч, 22ч, 21ч, 17ч), 35 (выделы 2ч, 24ч, 7ч, 3ч, 9ч, 15ч, 18ч, 25ч, 14ч, 21ч), 37 (выделы 2ч, 3ч, 10ч, 12ч, 5ч, 8ч, 6ч), 137 (выделы 45ч, 46ч, 47ч, 44ч, 41ч, 43ч), 135 (выделы 56ч, 59ч, 61ч), 38 (выдел 13ч), Технический участок № 3 (совхоз «Новочеремховский») кварталы №№ 18 (выделы 21ч, 22ч), 4 (выделы 20ч, 28ч, 29ч), с кадастровыми номерами 38:04:000000:2832 (82209 +//- 5018 кв.м), 38:04:090101:1442 (1578 +/- 695 кв.м), 38:04:000000:2833 (70198 +/- 4637 кв.м), 38:04:090601:373 (60 +/- 136 кв.м), 38:04:090601:374 (144 +/- 210 кв.м), 38:04:090601:367 (28961 +/- 2978 кв.м), 38:04:090601:368 (2862 +/- 936 кв.м), 38:04:090601:369 (1067 +/- 572 кв.м), 38:04:090601:370 (832 +/- 936 кв.м), 38:04:090601:371 (424 +/- 360 кв.м), 38:04:090601:372 (5563 +/- 1305 кв.м), категория защищенности: ценные леса (леса, расположенные в зеленых зонах), вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, участок предоставлен с целью строительства «Магистрального нефтепровода Красноярск – Иркутск, Ду 1000 мм, 646,80 – 697,50 километров», участок Кимильтей – Кутулик 692,71 – 696,355 км, ИРНУ, Реконструкция.
Согласно проекту освоения лесов, лесной склад должен находиться в Заларинском лесничестве, Тыретском участковом лесничестве, Заларинская дача, квартал 137, выдел 41ч. Лесной склад представляет собой временную площадку, свободную от древесной растительности, окаймленную минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
11 марта 2022 года в ходе проверки исполнения обязательств по договору аренды лесного участка, а также в ходе проведения натурного обследования 14 апреля 2022 года должностными лицами территориального управления министерства лесного комплекса по Заларинскому лесничеству ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 выявлены нарушения ООО «Транснефть-Восток» требований пунктов 26, 27, 31 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1614, выразившиеся в следующем:
- на территории <адрес изъят> в квартале 137, выдел 45ч, расположена древесина, уложенная в штабель длиной 61 метр и высотой 3,5 метра. Общий объем древесины в штабеле составляет 813,4 куб.м, (в ходе повторного осмотра сотрудниками Заларинского лесничества от 14 апреля 2022 года установлено, что объем древесины составил 541,48 куб.м.). Данный штабель расположен в непосредственной близости к стенке леса, то есть на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений;
- на территории <адрес изъят> в квартале 37, выдел 6 ч, расположена древесина породы сосна, лиственница, береза в виде сортимента длиной 6 метров, уложенная в штабель длиной 73 метра и высотой 6,5 метра. Общий объем древесины в штабеле составляет 1807,8 куб.м, (в ходе повторного осмотра сотрудниками Заларинского лесничества от 14 апреля 2022 года установлено, что объем древесины составил 1779,55 куб.м.) Данный штабель расположен в непосредственной близости к стенке леса, то есть на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений;
- на территории <адрес изъят> в квартале 37, выдел 6ч, расположена древесина породы сосна, лиственница, береза, осина в виде сортимента длиной 6 метров, уложенная в штабель длиной 16 метров и высотой 2 метра. Общий объем древесины в штабеле составляет 121,9 куб.м., (в ходе повторного осмотра сотрудниками Заларинского лесничества от 14 апреля 2022 года установлено, что объем древесины составил 53 куб.м.) Данный штабель расположен в непосредственной близости к стенке леса, то есть на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений;
- вышеуказанные штабеля минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра не окаймлены;
- лесной участок не очищен от порубочных остатков, порубочные остатки уложены в кучи шириной более трех метров.
Сообщение о допущенных ООО «Транснефть-Восток» нарушениях требований лесного законодательства направлено территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству в прокуратуру Заларинского района Иркутской области.
В соответствии с положениями статей 1, 10, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов, осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Информация о фактах нарушения законов может содержаться в поступающих в органы прокуратуры обращениях, которые являются поводами для возбуждения дела об административных правонарушениях, в случае, если в них содержится информация, указывающая на наличие события административного правонарушения (пункт 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 28.4 названного Кодекса прокурор при осуществлении надзора за соблюдением законов вправе возбудить дело о любом административном правонарушении.
18 мая 2022 года заместителем прокурора Заларинского района Иркутской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Транснефть-Восток».
Постановлением начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству ФИО3 от 21 июня 2022 года № 67 Общество с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: копией договора аренды лесного участка от 31 июля 2020 года № 91-255/20, копией проекта освоения лесов, копией лесной декларации от 24 ноября 2021 года № 91-255/20-1 об использовании лесов в период с 6 декабря 2021 года по 1 июня 2022 года, отчетом об использовании лесов, актом натурного обследования от 14 апреля 2022 года и фототаблицей и видеозаписями к нему, актом проведения проверки соблюдения договорных обязательств от 11 марта 2022 года с фототаблицей и другими материалами дела.
Вышеперечисленным доказательствам, отвечающим требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом и судьей районного суда на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дана надлежащая правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судья Заларинского районного суда Иркутской области исследовал представленные доказательства, счел их достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, пришел к мотивированным и обоснованным выводам о том, что постановление должностного лица территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству отмене не подлежит, так как в действиях ООО «Транснефть-Восток» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По смыслу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Транснефть-Восток», являясь арендатором лесного участка, на территории которого расположены ценные леса и зеленые зоны, обязано соблюдать требования Правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно материалам дела ООО «Транснефть-Восток» осуществляло деятельность по заготовке древесины на лесном участке с нарушением пунктов 26, 27, 31 Правил пожарной безопасности в лесах.
К выводу о виновности ООО «Транснефть-Восток» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо министерства лесного комплекса и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Доказательств отсутствия вины обществом не представлено, отсутствуют сведения о том, что обществом предприняты все возможные меры для соблюдения установленных законодательством обязанностей.
Действия ООО «Транснефть-Восток» правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом и судьей районного суда соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Решение судьи Заларинского районного суда Иркутской области и постановление должностного лица министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству вынесены в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям статьи 29.10 указанного кодекса.
Доводы жалобы о том, что дело об административном правонарушении возбуждено на основании результатов контрольных мероприятий, проведенных вопреки запрету, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», а также о том, что под видом проверки соблюдения условий гражданско-правовой сделки административный орган в нарушение законодательства о моратории на проверку и о порядке проведения государственного контроля (надзора), провел не предусмотренное законом контрольное мероприятие, являются несостоятельными, поскольку административное правонарушение выявлено заместителем прокурора Заларинского района Иркутской области на основании сообщения должностных лиц территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о лесопользовании.
Все доводы жалобы о недопустимости доказательств: акта проверки от 11 марта 2022 года и акта натурного обследования от 14 апреля 2022 года являются ошибочными, поскольку выводы о их недопустимости основаны на толковании законодательства о государственном контроле (надзоре), которое в данном случае не применялось при производстве по делу об административном правонарушении, возбужденном прокурором.
Доводы жалобы о неправильной оценке судьей районного суда имеющихся в деле доказательств не влечет отмену судебного акта, поскольку показания свидетелей приняты во внимание с учетом их согласованности с письменными материалами дела.
Доводы жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу по пункту 5 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с утратой силы положений части 4 статьи 8.25 названного Кодекса являются несостоятельными, поскольку прокурором, должностным лицом и судьей районного суда достоверно установлено нарушение обществом Правил пожарной безопасности в лесах, действия общества правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.32 Кодекса.
Административное наказание ООО «Транснефть-Восток» назначено с учетом характера и обстоятельств совершения правонарушения, в пределах санкции части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, является справедливым, оснований для его изменения по доводам жалобы лица, привлекаемого к административной ответственности, не имеется.
Постановление о привлечении ООО «Транснефть-Восток» к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение либо отмену обжалуемых актов, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству ФИО3 от 21 июня 2022 года № 67 и решение судьи Заларинского районного суда Иркутской области от 22 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток», оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Транснефть-Восток» ФИО2, с учетом уточнений к ней – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья М.А. Ткачук