Дело № 2-282/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2021 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Александрова Ю.Н.,
с участием помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Кильмаева Д.А.,
при секретаре Кузиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, об обязании провести демонтаж лестничных маршей и установить новые лестничные марши с пандусами и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в защиту законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, об обязании провести демонтаж лестничных маршей и установить новые лестничные марши с пандусами и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам, указывая, что ходе проведенной прокуратурой района проверки обращения на предмет соответствия деревянных лестниц около домов № по <адрес> Чувашской Республики требованиям строительных норм и правил, законодательства о допустимости объектов для малоподвижных групп населения и законодательства о правилах благоустройства было установлено, что визуальный облик данных лестниц характеризуется изменением их конструкций вследствие гниения несущих устройств, названная конструкция каким-либо уровнем устойчивости не обладает, расположенный на частях лестниц пандус имеет валкость в правую либо левую стороны в зависимости от основной точки опоры, марши лестниц не оборудованы поручнями. Вышеуказанные лестничные марши расположены на пути следования к объекту социального значения – БУ «<данные изъяты> ЦРБ» и их аварийное состояние препятствует свободному передвижению по ним маломобильных групп населения и женщин с детьми, нарушает права жителей поселения на благоприятную городскую среду и создает угрозу безопасности жизни и здоровья населения.
Просил признать бездействие администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики незаконным и обязать произвести демонтаж лестничных маршей, расположенных между домами № по <адрес> Чувашской Республики и установить на том же месте новые лестничные марши с пандусами и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по СП 59.13330.2016 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Кильмаев Д.А. полностью поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.
Надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания представитель ответчика – глава администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики Воронин В.В. в суд не явился и представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя администрации городского поселения, а также указал, что исковые требования в части бездействия относительно переоборудования указанных в исковом заявлении лестничных маршей признает и не возражает против возложения на администрацию Ибресинского городского поселения обязанности по их демонтажу и установке новых лестничных маршей с пандусами и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам, однако просил увеличить срок для проведения вышеуказанных работ до 3 месяцев, поскольку организация работ подразумевает под собой комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат при имеющемся дефиците бюджета и требует изыскание денежных средств путем пересмотра бюджета Ибресинского городского поселения.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Выслушав помощника прокурора Кильмаева Д.А. и изучив письменные доказательства, находящиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Согласно ч. 1, п. 9 ч. 2 ст. 45.1 вышеназванного Федерального закона, правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016 года № 798/пр утвержден Свод правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», согласно п. 5.1.14 которого лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Кроме того, в соответствии с п. 4.1.14 Свод правил 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Составленной по итогам проведенной проверки справкой и фото-снимками подтверждается, что лестничный марш между домами № по <адрес> Чувашской Республики не соответствует вышеуказанным СНиП.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком обязанность по организации беспрепятственного передвижения по территории поселения инвалидов и других маломобильных групп населения не исполняется, данная обязанность нормами действующего законодательства напрямую возложена на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и установкой конструкции. При этом отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции администрации городского поселения по исполнению указанной обязанности не должны влиять на права граждан на безопасность их жизни и здоровья и конкретный способ реализации данной обязанности избирается органом местного самоуправления с тем условием, что лестничный марш должен соответствовать установленным техническим требованиям.
Поскольку доказательств того, что выявленные в ходе проведенной прокуратурой района нарушения устранены ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется, суд считает исковые требования обоснованными, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание, что необходимость совершения административным ответчиком действий установить лестничные марши с пандусами и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам потребуется значительное время, суд приходит к выводу о том, что городским поселением указанные нарушения закона могут быть устранены в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. По указанным основаниям суд постановляет обязать административного ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести демонтаж лестничных маршей между домами № по <адрес> Чувашской Республики и установить на том же месте новые лестничные марши с пандусами и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам в соответствии со СП 59.13330.2016.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность муниципального образования в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение администрации городского поселения в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать бездействие администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, расположенной по юридическому адресу: Чувашская Республика, поселок Ибреси, улица Комсомольская, дом № 13, имеющей идентификационный номер налогоплательщика 2105004045 и основной государственный регистрационный номер 1052133019091 незаконным и обязать в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести демонтаж лестничных маршей между домами № по <адрес> Чувашской Республики и установить на том же месте новые лестничные марши с пандусами и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам в соответствии со СП 59.13330.2016.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ