Копия
дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Богородск ДД.ММ.ГГГГ
Богородский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Луниной Т.С.,
при секретаре судебного заседания Романовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
установил:
Заявитель – администрация Богородского муниципального округа Нижегородской области обратилась в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, в обоснование заявления указав, что КУМИ администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области выявлено бесхозяйное недвижимое имущество, а именно: сооружение коммунального хозяйства, по адресу: <адрес> кадастровый №. Данный объект принят на учет как бесхозяйные объект недвижимого имущества Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области. В течение трех месяцев право собственности ни за кем не зарегистрировано. Заявитель просит признать вышеназванную недвижимую вещь бесхозяйной недвижимой вещью передать бесхозяйную недвижимую вещь в муниципальную собственность администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области.
В ходе судебного разбирательства в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Газпром газораспределение Нижний Новгород».
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив заявление, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
В силу требований пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как определено статьей 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газ - это природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
В соответствии с абзацем 1 частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята по владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 430-ФЗ введен в действие пункт 5 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, предусматривающий, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
В соответствии с пунктом 5 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Приказ) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к настоящему Порядку): орган местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях -органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 13 Приказа объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае: государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом; принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.
В силу пункта 14 Приказа запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.
Постановлением администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области от 18.08.2022 № 3051 утвержден Порядок проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенные на территории Богородского муниципального округа Нижегородской области, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета Богородского муниципального округа Нижегородской области и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права собственности (далее Положение).
Названное Положение регулирует порядок выявления бесхозяйного имущества, принятия решения об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, учета бесхозяйного имущества в Реестре бесхозяйного недвижимого имущества и в Реестре бесхозяйного движимого имущества, постановки бесхозяйных объектов на учет в Управлении Росреестра по Нижегородской области и принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения управление городского хозяйства и проектной деятельности администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области (далее - Управление городского хозяйства), управление сельских территорий администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области (далее - управление сельских территорий), его территориальные отделы по месту нахождения Объектов, промышленно- экономическое управление и ЖКХ администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области (далее - промышленно-экономическое управление) в случае выявления Объектов в течение трех рабочих дней с даты их выявления направляет запрос в Комитет имущественных и земельных отношений, учета и распределения жилья администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области (далее - Комитет по имуществу администрации округа) на предмет их нахождения в реестре имущества муниципальной собственности Богородского муниципального округа Нижегородской области, а также на наличие или отсутствие заявлений собственника Объектов об отказе от права собственности на Объекты.
Сведения об объекте недвижимого имущества, обладающем признаками бесхозяйного, так же могут поступать от исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что в случае если Объекты не числятся в реестре имущества муниципальной собственности Богородского муниципального округа Нижегородской области, а также отсутствуют заявления собственников Объектов об отказе от права собственности на Объекты:
Пункт 1.2.1. Положения Комитет по имуществу администрации округа:
Пункт 1.2.1.1. Положения в установленном законом порядке в течение пяти рабочих дней направляет запросы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, а также в государственные органы (организации), осуществлявшие регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.2007 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на предмет наличия (отсутствия) регистрации права на Объекты указанными органами.
Пунктом 1.2.1.2. Положения в случае отсутствия регистрации права собственности на Объекты в указанных в подпункте 1.2.1.1 органах:
Пунктом 1.2.1.3. Положения уведомляет инициатора запроса, указанного в п.1.1, и запрашивает у него информацию о технических характеристиках Объектов, по формам, прилагаемым к настоящему Порядку (в бумажном и электронном виде в формате Excel).
Кроме технических характеристик Объектов, предусмотренных вышеуказанными формами, дополнительно указывается: в отношении бесхозяйных объектов холодного водоснабжения и (или) бесхозяйных объектов водоотведения - гарантирующая организация либо организации, которые осуществляют холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и водопроводные и (или) канализационные сети которых непосредственно присоединены к бесхозяйным объектам холодного водоснабжения и (или) объектам водоотведения в случае отсутствия гарантирующей организации; д) в отношении бесхозяйных объектов газоснабжения - газораспределительная организация.
Указанная информация должна быть предоставлена в комитет по имуществу администрации округа лицами, указанными в п.1.1, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения запроса.
Пунктом 1.2.1.5. Положения после получения информации, указанной в п.1.2.1.2, в отношении Объектов в течении 5 рабочих дней организует направление в организации, осуществляющие эксплуатацию Объектов, уведомления о выявлении бесхозяйного Объекта и возможности оформления его в собственность организации.
Пунктом 1.2.1.6. Положения в случае отказа организации от оформления в собственность или не получения от неё ответа в установленный срок, организует дальнейшую работу по признанию права муниципальной собственности на Объекты, обеспечив:
- изготовление исполнительных схем и технических планов на Объекты, выступив муниципальным заказчиком при осуществлении закупки по определению подрядчика на выполнение работ по изготовлению исполнительных схем, технических планов, постановке на государственный кадастровый учет Объектов;
- постановку Объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как бесхозяйного имущества;
- выполнение мероприятий по признанию права муниципальной собственности в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- проведение государственной регистрации права муниципальной собственности Богородского муниципального округа.
- включение Объектов в реестр муниципального имущества муниципальной собственности Богородского муниципального округа Нижегородской области.
Пунктом 1.3. Положения в случае наличия заявления собственника Объектов об отказе от права собственности на Объекты Комитет в соответствии с действующим законодательством осуществляет действия, указанные в п.1.2.1 за исключением уведомления инициатора запроса, указанного в п. 1.1.
Пунктом 3.1. Положения предусмотрено, что организация и финансирование работ по ремонту Объектов в связи с аварией в целях обеспечения качественного электро-, тепло-, газо-, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения жилищного фонда и объектов социальной сферы с даты выявления Объектов до подписания актов приема - передачи Объектов в эксплуатацию в специализированную организацию обеспечивается администрацией Богородского муниципального округа Нижегородской области.
Кроме того, пунктом 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена обязанность административного ответчика по принятию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 на основании Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" утверждены Правила охраны газораспределительных сетей (далее - Правила охраны газораспределительных сетей).
Правила охраны газораспределительных сетей устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий (пункт 1). Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищного, гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность (пункт 2).
Согласно пункту 5 Правил охраны газораспределительных сетей в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. В целях обеспечения нормальных условий эксплуатации газораспределительной сети и исключения возможности ее повреждения законодательством предусмотрено установление охранных зон.
В соответствии с пунктом 44 Правил охраны газораспределительных сетей эксплуатационные организации газораспределительных сетей, органы местного самоуправления обязаны взаимодействовать в части обеспечения сохранности газораспределительных сетей, предупреждения аварий и чрезвычайных ситуация, а также ликвидации их последствий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;… в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий…
Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
На основании части 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
В силу вышеназванной статьи заявление может быть подано по истечении трех месяцев со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество
В судебном заседании установлено, что заявление подано по истечение трех месяцев для линейных объектов, после принятия спорных объектов недвижимости в качестве бесхозяйного на учет в Управлении Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно выписке из ЕГРН, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Согласно ответа на запрос суда из ООО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» газопровод был принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, право собственности ни за кем не зарегистрировано.
В соответствии с частью 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса РФ дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь суд рассматривает в порядке особого производства.
В соответствии с частью 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения.
Анализируя совокупность исследованных в судебном заседании, оценивая относимость, достоверность и достаточность указанных доказательств для разрешения настоящего дела, установив, что сведения о собственнике объекта, являющегося предметом заявления, отсутствует, с момента постановки на учет спорного объекта органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного, прошло более трех месяцев для линейных объектов (распределительного газопровода), и в течение этого времени никто о своих правах на указанный объект недвижимого имущества не заявил, спор о праве отсутствует, заявление подано уполномоченным лицом, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
заявление администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области (ИНН № ОГРН №) на следующее бесхозяйное недвижимое имущество: сооружение коммунального хозяйства, по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Богородский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья (подпись) Т.С. Лунина
иные данные
иные данные
иные данные
иные данные