Дело №
74RS0№-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 20 апреля 2023 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Губка Н.Б.,
при секретаре Губайдуллиной Л.Т.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с участием представителя истца Кураковой С.В., гражданское дело по иску Костылева С.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Костылев С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области) о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете размера пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, указав в обосновании заявленных требований на то, что в 2017 году ему была назначена пенсия по старости. Полагает, что ответчиком неправильно произведен расчет пенсионного стажа. Заявление о перерасчете страховой пенсии по старости ответчиком оставлено без удовлетворения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» при Правительстве Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
Согласно ч.1 и 2 ст. 18 Закона № 236 –ФЗ Фонд создается путем реорганизации государственного учреждения -Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фона социального страхования Российской Федерации с 01.01.2023 года.
В связи с чем, суд полагает заменить наименование ответчика на Государственному внебюджетному фонду– Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области (далее ОСФР по Челябинской области).
Истец Костылев С.А. в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель истца - Куракова С.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, представил отзыв на исковое заявление.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся в судебное заседание.
Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ Костылеву С.А. отказано в удовлетворении заявленных требований к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца Костылева С.А. без удовлетворения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные судебные акты в той части, которой отказано во включении в страховой стаж периода работы Костылева С.А. у индивидуального предпринимателя ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –отменены. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение.
Разрешая требования истца о включении в страховой стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы у ИП ФИО4 суд исходит из следующего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Костылев С.А. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В трудовой книжке истца имеется запись о работе у ИА ФИО4 в спорный период.
В определении от ДД.ММ.ГГГГ Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда указала, что суды оставили без надлежащей правовой оценки выписку из индивидуального лицевого счета, в которой отражен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы у ИП ФИО4
В выписке из лицевого счета застрахованного лица имеются сведения о работе в спорный период у ИП ФИО4
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Так, в соответствии с абз. 1, 2, 3 ст. 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 ст. 11 указанного Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Таким образом, поскольку при подсчете страхового стажа периоды, включаемые в стаж в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, указанный период отражен в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица то период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы у ИП ФИО4 подлежит включению в страховой стаж истца.
Размер страховой пенсии по старости определяется в порядке, предусмотренном статьей 15 Закона № 400-ФЗ путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) на стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия (СПК). При этом ИПК отражает в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
Согласно части 9 статьи 15 № 400-ФЗ ИПК за периоды, имевшие место до 01.01.2015, определяется по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее-Закон №173-ФЗ) и зависит от продолжительности общего трудового стажа за периоды до 01.01.2002, отношения среднемесячного заработка застрахованного лица за период работы до 01.01.2002 к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период, объема страховых взносов, поступивших на формирование страховой пенсии за период после 01.01.2002.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица на 01.01.2002 по нормам Закона № 173-ФЗ может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 либо пунктом 4 статьи 30 №173-ФЗ.
Статья 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определяет перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размеров страховых пенсий.
В силу ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
В силу ч.3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляется в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 № 1015, в соответствии с которыми исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Одновременно ч.8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Названная норма распространяется на порядок исчисления страхового стажа и не меняет правовое регулирование в отношении периодов, подлежащих зачету в страховой стаж.
Это значит, что периоды работы застрахованного лица могут включаться в страховой стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения данной работы.
В соответствии с п.1 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Размер страховой пенсии определяется в зависимости от вида пенсии в соответствии с нормами, указанными в главе 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу ч.1 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
В силу п.9 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле: ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП, где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года; ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В силу п.2 ст.14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу п.10 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется с учетом размера страховой пенсии по старости, определенного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» стажевой коэффициент в размере 0,55 устанавливается мужчинам, имеющим общий трудовой стаж не менее 25 лет, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
Таким образом, для мужчины общий трудовой стаж продолжительностью 25 лет является полным. При отсутствии указанной продолжительности общего трудового стажа размер пенсии определяется при неполном общем трудовом стаже по фактически отработанному времени (абз. 8 п.1 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии.
Поскольку при рассмотрении настоящего спора установлены нарушения со стороны ответчика при расчете размера пенсии, то имеются основания для возложения на ответчика обязанности произвести истцу перерасчет размера пенсии.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсия назначается со дня обращения за назначением пенсии, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Таким образом, перерасчет пенсии надлежит произвести со ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на Государственное учреждение - Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области включить в страховой стаж Костылева С.А. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы у ИП ФИО4, а также возложить обязанность произвести перерасчет пенсии с даты возникновения права с ДД.ММ.ГГГГ.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п Н.Б. Губка
Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2023 года
Копия верна
Судья: Н.Б.Губка
Секретарь: Л.Т.Губайдуллина