Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2023 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Двинских К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-360/2023 по административному исковому заявлению Симонова Виталия Владимировича об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной рыночной стоимости,
с участием представителя административного истца по доверенности Бакировой Г.М.,
у с т а н о в и л:
Симонов В.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 12 383 400 руб., нежилого здания с кадастровым номером № - по состоянию на 1 января 2021 года в размере 29 156 341 руб., нежилого здания с кадастровым номером № - по состоянию на 1 января 2021 года в размере 8 648 693 руб..
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником названных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество.
Представитель административного истца Бакирова Г.М. в судебном заседании поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: Управление Росреестра по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, заинтересованные лица: филиал Публично-правовая компания «Роскадастр» по Самарской области, Правительство Самарской области Самарской области, Администрация г.о. Тольятти, ГБУ СО ЦКО не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО «ЦКО представило письменный отзыв, а затем дополнительные пояснения, в которых указало, что рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, определенная заключением эксперта в размере 15 214 417,53 руб. и 31 756 150,4 руб.., находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимости.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 237 Федерального закона № 237 от 3 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Как следует из материалов дела, Симонову В.В. на праве собственности принадлежат следующие нежилые здания, расположенные по адресу: <адрес> нежилое здание с кадастровым номером № площадью 1354,5 кв. м, нежилое здание с кадастровым номером № площадью 3761,9 кв. м. (стр.3), нежилое здание с кадастровым номером № площадью 1274 кв.м. (стр.2).
Кадастровая стоимость нежилых зданий определена Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 1 января 2021 года в следующих размерах: нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 22 597 523,99 руб., нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 69 665 241,45 руб., нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 15 783 688,86 руб.
Административный истец, являясь собственником нежилых зданий, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.
Считая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, а свои права нарушенными, 13 декабря 2022 года административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости №73112022О, выполненный оценщиком ООО «Региональный Центр Экспертизы» от 1 ноября 2022 года, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 12 383 400 руб., нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 29 156 341 руб., нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 8 648 693 руб.
ГБУ СО ЦКО ходатайствовало о назначении судебной экспертизы в отношении нежилого здания с кадастровым номером № Администрация г.о. Тольятти ходатайствовала о назначении судебной экспертизы в отношении нежилого здания с кадастровым номером 63:09:0102152:762.
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.
В соответствии с выводами, содержащимися в решении Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2022 года № АКПИ22-93, положения Перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, не исключают возможность назначения по делу об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости судебной оценочной экспертизы и поручение ее проведения вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями, но не являющихся государственными судебными экспертами.
Определением суда от 11 января 2023 года по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «Консалтинговый центр «СЛОВО».
По результатам судебной экспертизы, проведенной ООО «Консалтинговый центр «СЛОВО» от 2 марта 2023 года, составлено экспертное заключение № 2/2023-СЭ, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2021 года составила 15 214 417,53 руб., нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 31 756 150,40 руб. по состоянию на ту же дату.
Исследовав заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что оно является достоверным и допустимым доказательством по делу, оно понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения, не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта. Выводы эксперта сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведен метод исследования и расчеты величин рыночной стоимости нежилых зданий, приведенные выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов исследования полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости основано на анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
С выводами судебной экспертизы согласилась представитель административного истца и ГБУ СО ЦКО. От сторон не поступило ходатайств о назначении повторной или дополнительной судебной экспертизы.
В связи с изложенным суд признает величины рыночной стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами №, № определенные заключением судебной экспертизы в размерах 15 214 417,53 руб., 31 756 150,40 руб.- достоверными величинами.
Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № сторонами не оспаривалась, поэтому суд признает величину рыночной стоимости этого здания, определенную отчетом об оценке в размере 8 648 693 руб. достоверной величиной.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 13 декабря 2022 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Симонова Виталия Владимировича удовлетворить частично
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 1354,5 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 15 214 417,53 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 3761,9 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 31 756 150,40 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 1274 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 8 648 693 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 13 декабря 2022 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2023 года.