Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 8 декабря 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2391/2023 по административному исковому заявлению Сергеевой Екатерины Елизаровны об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратилась в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства жилых домов, площадью 825 кв.м, по адресу: <адрес>, участок № 9, кадастровый номер №, в размере его рыночной стоимости 484 770 рублей по состоянию на 01.01.2020, действующей на период с 11.04.2022 по 20.06.2022,
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства жилых домов, площадью 828 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, в размере его рыночной стоимости 486 193 рубля по состоянию на 01.01.2020, действующей на период с 12.04.2022 по 21.06.2022,
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства жилых домов, площадью 821 кв.м, по адресу: <адрес>, участок №, кадастровый номер № в размере его рыночной стоимости 482 863 рублей по состоянию на 01.01.2020, действующей на период с 12.04.2022 по 21.06.2022,
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства жилых домов, площадью 820 кв.м, по адресу: <адрес>, участок №, кадастровый номер № в размере его рыночной стоимости 482 390 рублей по состоянию на 01.01.2020, действующей на период с 12.04.2022 по 21.06.2022,
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства жилых домов, площадью 830 кв.м, по адресу: <адрес>, участок №, кадастровый номер № в размере его рыночной стоимости 487 144 рублей по состоянию на 01.01.2020, действующей на период с 12.04.2022 по 21.06.2022,
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства жилых домов, площадью 833 кв.м, по адресу: <адрес>, участок №, кадастровый номер № в размере его рыночной стоимости 488 571 рубль по состоянию на 01.01.2020, действующей на период с 12.04.2022 по 19.06.2022,
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства жилых домов, площадью 828 кв.м, по адресу: <адрес>, участок №, кадастровый номер № в размере его рыночной стоимости 486 193 рублей по состоянию на 01.01.2020, действующей на период с 18.04.2022 по 30.06.2022,
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства жилых домов, площадью 825 кв.м, по адресу: <адрес>, участок №, кадастровый номер № в размере его рыночной стоимости 484 770 рублей по состоянию на 01.01.2020, действующей на период с 18.04.2022 по 20.06.2022,
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства жилых домов, площадью 825 кв.м, по адресу: <адрес>, участок №, кадастровый номер № в размере его рыночной стоимости 483 817 рублей по состоянию на 01.01.2020, действующей на период с 19.04.2022 по 20.06.2022.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что в период с 13.05.2022 по 24.05.2022 являлась собственником указанных земельных участков, в отношении которых актами ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» установлена кадастровая стоимость каждого объекта, не соответствующая их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке. Данным обстоятельством нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательства по уплате земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости объектов. При внесение сведений о рассматриваемых объектах недвижимости в ЕГРН допущена реестровая ошибка в части указания вида разрешенного использования каждого земельного участка. После устранения реестровой ошибки в ЕГРН, в соответствии с актами ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» установлена иная кадастровая стоимость каждого объекта.
В судебное заседание административный истец, административные ответчики ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица администрация г.о. Сызрань Самарской области, ППК Роскадастр в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило.
В письменном отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость земельных участков, определенная в отчете об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимого имущества.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административный истец в период с 13.05.2022 по 24.05.2022 являлась правообладателем объектов недвижимого имущества:
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 825 кв.м, по адресу: <адрес>, участок № 9,
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 828 кв.м, по адресу: <адрес>,
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 821 кв.м, по адресу: <адрес>, участок №,
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 820 кв.м, по адресу: <адрес>, участок №,
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 830 кв.м, по адресу: <адрес>, участок № №,
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 833 кв.м, по адресу: <адрес>, участок № №,
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 828 кв.м, по адресу: <адрес>, участок № №
- земельного участка с кадастровый номер №, площадью 825 кв.м, по адресу: <адрес>, участок №
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 825 кв.м, по адресу: <адрес>, участок № №.
Согласно налогового уведомления от 28.08.2023 административному истцу рассчитан земельный налог за 3 месяца из 12 месяцев 2022 год на рассматриваемые земельные участки исходя из кадастровой стоимости каждого объекта.
Кадастровая стоимость каждого земельного участка утверждена актами ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки»:
- в отношении объекта с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 АОКС-63/2022/000131 от 22.04.2022 в размере 2 489 619 рублей, дата начала применения 11.04.2022; по состоянию на 01.01.2020 АОКС-63/2022/000210 от 06.07.2022 в размере 513 265,50 рублей, дата начала применения 21.06.2022;
- в отношении объекта с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 АОКС-63/2022/000132 от 25.04.2022 в размере 2 498 556,24 рублей, дата начала применения 12.04.2022; по состоянию на 01.01.2020 АОКС-63/2022/000211 от 07.07.2022 в размере 515 131, 92 рублей, дата начала применения 22.06.2022;
- в отношении объекта с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 АОКС-63/2022/000132 от 25.04.2022 в размере 2 477 704, 11 рублей, дата начала применения 12.04.2022; по состоянию на 01.01.2020 АОКС-63/2022/000211 от 07.07.2022 в размере 510 776, 94 рублей, дата начала применения 22.06.2022;
- в отношении объекта с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 АОКС-63/2022/000132 от 25.04.2022 в размере 2 474 727,20 рублей, дата начала применения 12.04.2022; по состоянию на 01.01.2020 АОКС-63/2022/000211 от 07.07.2022 в размере 510 154, 80 рублей, дата начала применения 22.06.2022;
- в отношении объекта с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 АОКС-63/2022/000132 от 25.04.2022 в размере 2 504 508, 40 рублей, дата начала применения 12.04.2022; по состоянию на 01.01.2020 АОКС-63/2022/000211 от 07.07.2022 в размере 516 376,20 рублей, дата начала применения 22.06.2022;
- в отношении объекта с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 АОКС-63/2022/000132 от 25.04.2022 в размере 2 513 444, 22 рублей, дата начала применения 12.04.2022; по состоянию на 01.01.2020 АОКС-63/2022/000209 от 05.07.2022 в размере 518 242, 62 рублей, дата начала применения 20.06.2022;
- в отношении объекта с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 АОКС-63/2022/000138 от 29.04.2022 в размере 2 498 556, 24 рублей, дата начала применения 18.04.2022; по состоянию на 01.01.2020 АОКС-63/2022/000221 от 18.07.2022 в размере 515 131, 92 рублей, дата начала применения 01.07.2022;
- в отношении объекта с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 АОКС-63/2022/000138 от 29.04.2022 в размере 2 498 619 рублей, дата начала применения 18.04.2022; по состоянию на 01.01.2020 АОКС-63/2022/000210 от 06.07.2022 в размере 513 265,50 рублей, дата начала применения 21.06.2022.
Таким образом, в настоящее время осуществлена очередная государственная кадастровая оценка земельных участков.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года №-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Административный истец, являясь собственником указанных объектов, обязан уплачивать земельный налог, зачисляемый в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Установление кадастровой стоимости каждого объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу положений пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Исходя из представленных материалов, суд приходит к выводу, что оспариваемая кадастровая стоимость каждого земельного участка является архивной, поскольку произведена очередная государственная кадастровая оценка земельных участков после устранения реестровой ошибки. Срок для пересмотра архивной кадастровой стоимости не пропущен.
Оспариваемой архивной кадастровой стоимостью права и законные интересы административного истца затрагиваются, как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка. Установление кадастровой стоимости каждого объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налогов.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 27.10.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 201020230 от 16.10.2023 оценщика Хрущевой Н.В. оценочной организации ООО «Региональный центр Экспертизы» об определении итоговой величины рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 земельных участков
- с кадастровым номером № в размере 484 770 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 486 193 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 482 863 рубля,
- с кадастровым номером № в размере 482 390 рубля,
- с кадастровым номером № в размере 487 144 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 488 571 рубля,
- с кадастровым номером № в размере 486 193 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 484 770 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 483 817 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 №-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости каждого земельного участка основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объектов и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 №-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости каждого объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», являясь уполномоченным учреждением по расчету кадастровой оценки, замечаний, нарушений в представленном отчете об оценке не выявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости каждого земельного участка на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение их в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанных объектов, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости каждого земельного участка равной их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 27.10.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Сергеевой Екатерины Елизаровны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, участок №, равной его рыночной стоимости в размере 484 770 рублей по состоянию на 01.01.2020, действующей в период с 11.04.2022 по 20.06.2022.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 486 193 рубля по состоянию на 01.01.2020, действующей в период с 12.04.2022 по 21.06.2022.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, участок №, равной его рыночной стоимости в размере 482 863 рублей по состоянию на 01.01.2020, действующей в период с 12.04.2022 по 21.06.2022.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, участок №, равной его рыночной стоимости в размере 482 390 рублей по состоянию на 01.01.2020, действующей в период с 12.04.2022 по 21.06.2022.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, участок №, равной его рыночной стоимости в размере 487 144 рублей по состоянию на 01.01.2020, действующей в период с 12.04.2022 по 21.06.2022.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, участок №, равной его рыночной стоимости в размере 488 571 рубль по состоянию на 01.01.2020, действующей в период с 12.04.2022 по 19.06.2022.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, участок №, равной его рыночной стоимости в размере 486 193 рублей по состоянию на 01.01.2020, действующей в период с 18.04.2022 по 30.06.2022.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, участок №, равной его рыночной стоимости в размере 484 770 рублей по состоянию на 01.01.2020, действующей в период с 18.04.2022 по 20.06.2022.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, участок №, равной его рыночной стоимости в размере 483 817 рублей по состоянию на 01.01.2020, действующей в период с 19.04.2022 по 20.06.2022.
Датой подачи заявления в суд считать 27.10.2023.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 22.12.2023.
Судья И.А. Щетинкина