Судья Арефьева Н.В. дело N 33а-14170/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 декабря 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А. и Пудовкиной Е.С.,
с участием помощника прокурора Никитиной Е.С.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
N 2а-2868/2023 по апелляционной жалобе Редина Алексея Сергеевича на решение Красноглинского районного суда города Самары Самарской области от 1 ноября 2023 года,
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Редина А.С., поддержавшего апелляционную жалобу, заключение прокурора Никитиной Е.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
начальник ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Редина А.С., указав, что то отбывает в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области наказание в виде лишения свободы сроком <данные изъяты> назначенное приговором от 25 сентября 2020 г. Новокуйбышевского городского суда Самарской области по <данные изъяты> УК РФ.
Конец срока отбывания наказания – ДД.ММ.ГГГГ г.
Административный истец просил установить в отношении Редина А.С. административный надзор сроком на <данные изъяты> со следующими административными ограничениями: запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с <данные изъяты>, кроме случаев связанных с работой; явка на регистрацию в орган внутренних дел по месту своего жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц, запрет посещения питейных заведений, кафе баров, ресторанов, осуществляющих реализацию спиртосодержащей продукции посетителям на розлив.
Решением Красноглинского районного суда г.Самары Самарской области от 1 ноября 2023 г. в отношении Редина А.С. установлен административный надзор на срок погашения судимости <данные изъяты>, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со следующими ограничениями:
- явка поднадзорного лица 1 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрет пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период времени с <данные изъяты> следующего дня, за исключением случаев связанных с работой; - запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков (л.д. 23-31).
В апелляционной жалобе Редин А.С. просит решение суда отменить (л.д. 33-34).
Рассмотрев материалы административного дела, заслушав объяснения Редина А.С. и заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 2 Федерального закона от 6 апреля 2011г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Из пункта 2 части 2 статьи 3 Закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ следует, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Срок административного надзора исчисляется в отношении указанных лиц со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона № 64-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно статье 4 Федерального закона от 6 апреля 2011г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Из материалов дела следует, что Редин Алексей Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ, осужден ДД.ММ.ГГГГ г. Новокуйбышевским городским судом Самарской области по <данные изъяты> УК РФ, к <данные изъяты> лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Редин А.С. отбывал наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области, после истечения срока отбывания наказания 25 ноября 2023 г. освобожден.
После отбытия наказания, Редин А.С. согласно его объяснений в суде первой инстанции, следует по месту жительства до осуждения по адресу: <адрес>.
В силу части 4 статьи 15 УК РФ преступление, совершенное Рединым А.С. отнесено к категории тяжких преступлений.
В приговоре имеется указание о совершении Рединым А.С. тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений (л.д. 6-10).
Исходя из пункта "г" части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В силу приведенных правовых норм и с учетом, установленных по административному делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 3 и пунктом 2 части 1 статьи 5 приведенного федерального закона оснований для установления административного надзора в отношении Редина А.С. имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, на срок <данные изъяты>.
При разрешении вопроса об установлении Редину А.С., административных ограничений районным судом учтены данные характеризующие личность Редина А.С., а также обстоятельства совершения преступления, за которые он отбывает наказание, а также поведение в местах лишения свободы.
Из характеристики, представленной на осужденного ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Самарской области, усматривается, что за период отбывания наказания в местах лишения свободы, осужденный зарекомендовал себя с отрицательной стороны, как не вставший на путь исправления (л.д. 4).
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Административное ограничение в виде явки поднадзорного лица в орган внутренних дел для регистрации по месту жительства, пребывания, фактического нахождения 1 раза в месяц, установленное в отношении Редина А.С. определено судом в соответствии с положениями части 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с учетом обстоятельств дела, тяжести совершенного преступления, личности осужденного, его поведения, как до совершения преступления, так и в период отбывания наказания, с учетом характеристики, представленной администрацией исправительного учреждения.
Количество раз в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (один раз в месяц), определено судом в допустимых пределах (от одного до четырех раз в месяц) и с учетом указанных выше обстоятельств дела, является разумным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23 до 06 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с работой, мешает ему полноценно выполнять заботу и обязательства в семье, судебной коллегией отклоняются.
Данное административное ограничение не лишает Редина А.С., права на труд. При этом такое право может быть им реализовано в ночное время исходя из положений пункта 3 статьи 10 и части 3 статьи 12 Закона об административном надзоре в их взаимосвязи.
Названное административное ограничения установлено судом с учетом характеризующих данных о личности Редина А.С. с целью недопущения совершения им новых преступлений и других правонарушений в ночное время, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов.
Установленное судом административное ограничение в виде запрещения пребывания в местах распития спиртных напитков (барах, ресторанах, клубах, пабах, кафе) ограничивает круг мест общественного питания, которые запрещено посещать Редину А.С., только перечисленными заведениями, что соответствует задачам административного надзора. Кроме того, преступление он совершил, находясь в состоянии алкогольного опьянения.
С учетом обстоятельств совершения преступления, имеющихся сведений, характеризующих административного ответчика, его поведения как, до совершения преступления, так и в период отбывания наказания, оснований для уменьшения объема и характера административных ограничений судебная коллегия не усматривает. Административные ограничения соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании представленных сторонами доказательств. При этом установлен не максимальный перечень ограничений, предусмотренный названным выше законом. Оснований для отмены или изменения административных ограничений не усматривается.
Выводы районного суда соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Вопреки приведенным выше требованиям закона, административный ответчик в обоснование своих доводов не предоставил доказательств о несоразмерном ограничении его прав и законных интересов вследствие установления вышеназванных административных ограничений, предположения о таковых не могут быть приняты во внимание.
В настоящее время каких-либо объективных данных о том, что административные ограничения могут несоразмерно ограничивать реализацию гражданских прав и интересов административного ответчика, материалы дела не содержат.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что административные ограничения, установленные судом, соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Срок административного надзора установлен в соответствии с положением п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Оснований полагать, что уведомление административного ответчика о судебном заседании было ненадлежащим, у судебной коллегии не имеется.
Вопреки доводам жалобы Редина А.С., административный надзор не является повторным наказанием и согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного закона преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из смысла вышеприведенной нормы следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
Нормы материального права применены судом правильно. Существенных норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
решение Красноглинского районного суда города Самары Самарской области от 1 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Редина А.С. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Определение в мотивированной форме принято 20 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи