Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-339/2020 ~ М-329/2020 от 03.08.2020

Дело № 2-339/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гор. Кизилюрт 31 августа 2020 г.

Кизилюртовский городской суд в составе:

председательствующего судьи Хамидова М.Ш.,

при секретаре Идрисовой П.М.,

с участием:

представителя истца-помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Дигдало Я.И.,

представителя ответчика-администрации ГО «Город Кизилюрт» Магомедова Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по иску Кизилюртовского межрайонного прокурора к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9» гор. Кизилюрта и администрации городского округа «Город Кизилюрт», о понуждении к обеспечению обучающихся в муниципальном образовательном учреждении лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием,

У С Т А Н О В И Л:

Кизилюртовский межрайонный прокурор, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №9» гор. Кизилюрта и администрации городского округа «Город Кизилюрт», о понуждении к обеспечению обучающихся в муниципальном образовательном учреждении лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием, по следующим основаниям:

Кизилюртовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, в ходе которой выявлены нарушения в сфере организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Согласно ч. 3 ст. 44 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе и организацию питания обучающихся. Частью 5 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

В соответствии с п.7 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Пунктом 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Пунктом 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

При этом образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

     Основные требования к организации получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлены в ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно запрошенных в администрации городского округа «Город Кизилюрт» (далее – ГО «Город Кизилюрт»), сведений, об обучающихся в указанном образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на 01.06.2020 составляет 4 человека.

Между тем, вопреки требованиям ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» (далее – МКОУ «СОШ №9») обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием не обеспечены.

Более того, согласно положений ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, относится: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч.3 ст. 28).

Таким образом, нормы федерального законодательства, а именно, нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возлагают на учебное заведение требования об организации и обеспечении бесплатного двухразового питания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с ч.4 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Кроме того, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению организации бесплатного двухразового питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях лиц с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

С учетом указанных обстоятельств, администрация ГО «Город Кизилюрт» должна обеспечить финансирование МКОУ «СОШ №9» в части организации бесплатного двухразового питания обучающихся в образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Данное исковое заявление предъявляется прокурором в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, ввиду того, что количество несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МКОУ «СОШ №9» г.Кизилюрта постоянно изменяется.

Таким образом, осуществляя закрепленную законодательством Российской Федерации защиту интересов неопределенного круга лиц, органы прокуратуры Российской Федерации реализуют свое право на обращение в суд.

Представитель истца-помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Дигдало Я.И. в суде полностью подтверждая исковые требования истца, просит суд их удовлетворить по изложенным основаниям. Кроме того из-за не выполнения требований закона «Об образовании Российской Федерации» директор школы как должностное лицо и МКОУ СОШ № 9 были в этом году привлечены к административной ответственности.

Представитель ответчика-администрации ГО «Город Кизилюрт» Магомедов Б.А. исковые требования не признал обоснованными, т.к. для выделения МКОУ СОШ № 9, для обеспечения двухразового питания для детей с ограниченными возможностями, у администрации своих средств не имеются. Средства для указанной цели выделяются из республиканского или с Федерального бюджета. Как только будут выделены средства, требования Федерального закона будет исполнено. До выделения указанных средств истец обратился в суд с преждевременным иском.

Выслушав сторон и исследовав представленные письменные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. по следующим основаниям:

согласно ч.2 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования. А согласно ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Согласно же ч.3 ст. 44 этого же закона, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения. Согласно ч.1 и ч.5. ст. 41 Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе и организацию питания обучающихся. Также предусмотрено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей);

согласно п.7 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием;

согласно п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время. А согласно п. 4 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций. Пунктом 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.При этом образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Основные требования к организации получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлены в ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

согласно данных ответчика - администрации городского округа «Город Кизилюрт» (далее – ГО «Город Кизилюрт»), сведений, об обучающихся в указанном образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на 01.06.2020 составляет 4 человека. Между тем, вопреки требованиям ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» (далее – МКОУ «СОШ №9») обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием не обеспечены. А согласно ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, относится: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

таким образом, нормы федерального законодательства, а именно, нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возлагают на учебное заведение требования об организации и обеспечении бесплатного двухразового питания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья.

согласно с ч.4 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления. Кроме того, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению организации бесплатного двухразового питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях лиц с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. С учетом указанных обстоятельств, администрация ГО «Город Кизилюрт» должна обеспечить финансирование МКОУ «СОШ №9» в части организации бесплатного двухразового питания обучающихся в образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Удовлетворив исковые требования Кизилюртовского межрайонного прокурора:

признать бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения «СОШ №9» города Кизилюрта и администрации ГО «Город Кизилюрт», выразившееся в неисполнении требований федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», незаконным;

обязать администрацию ГО «Город Кизилюрт» в срок до 1 сентября 2020 года выделить денежные средства МКОУ «СОШ №9» на организацию для обучающихся в ней лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием;

обязать МКОУ «СОШ №9» в течение 1 месяца со дня выделения денежных средств администрацией ГО «Город Кизилюрт» организовать для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатное двухразовое питание.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан, в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате.

Председательствующий:

2-339/2020 ~ М-329/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кизилюртовский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация ГО "Город Кизилюрт"
МКОУ СОШ № 9 г. Кизилюрта
Суд
Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан
Судья
Хамидов Магомед Шайхмагомедович
Дело на странице суда
kiziljurt-gs--dag.sudrf.ru
03.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2020Передача материалов судье
06.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2020Подготовка дела (собеседование)
26.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2020Дело оформлено
24.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее