Дело № 2-339/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гор. Кизилюрт 31 августа 2020 г.
Кизилюртовский городской суд в составе:
председательствующего судьи Хамидова М.Ш.,
при секретаре Идрисовой П.М.,
с участием:
представителя истца-помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Дигдало Я.И.,
представителя ответчика-администрации ГО «Город Кизилюрт» Магомедова Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по иску Кизилюртовского межрайонного прокурора к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9» гор. Кизилюрта и администрации городского округа «Город Кизилюрт», о понуждении к обеспечению обучающихся в муниципальном образовательном учреждении лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием,
У С Т А Н О В И Л:
Кизилюртовский межрайонный прокурор, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №9» гор. Кизилюрта и администрации городского округа «Город Кизилюрт», о понуждении к обеспечению обучающихся в муниципальном образовательном учреждении лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием, по следующим основаниям:
Кизилюртовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, в ходе которой выявлены нарушения в сфере организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно ч. 3 ст. 44 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе и организацию питания обучающихся. Частью 5 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
В соответствии с п.7 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Пунктом 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
При этом образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Основные требования к организации получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлены в ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно запрошенных в администрации городского округа «Город Кизилюрт» (далее – ГО «Город Кизилюрт»), сведений, об обучающихся в указанном образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на 01.06.2020 составляет 4 человека.
Между тем, вопреки требованиям ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» (далее – МКОУ «СОШ №9») обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием не обеспечены.
Более того, согласно положений ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, относится: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч.3 ст. 28).
Таким образом, нормы федерального законодательства, а именно, нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возлагают на учебное заведение требования об организации и обеспечении бесплатного двухразового питания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с ч.4 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Кроме того, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению организации бесплатного двухразового питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях лиц с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
С учетом указанных обстоятельств, администрация ГО «Город Кизилюрт» должна обеспечить финансирование МКОУ «СОШ №9» в части организации бесплатного двухразового питания обучающихся в образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Данное исковое заявление предъявляется прокурором в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, ввиду того, что количество несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МКОУ «СОШ №9» г.Кизилюрта постоянно изменяется.
Таким образом, осуществляя закрепленную законодательством Российской Федерации защиту интересов неопределенного круга лиц, органы прокуратуры Российской Федерации реализуют свое право на обращение в суд.
Представитель истца-помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Дигдало Я.И. в суде полностью подтверждая исковые требования истца, просит суд их удовлетворить по изложенным основаниям. Кроме того из-за не выполнения требований закона «Об образовании Российской Федерации» директор школы как должностное лицо и МКОУ СОШ № 9 были в этом году привлечены к административной ответственности.
Представитель ответчика-администрации ГО «Город Кизилюрт» Магомедов Б.А. исковые требования не признал обоснованными, т.к. для выделения МКОУ СОШ № 9, для обеспечения двухразового питания для детей с ограниченными возможностями, у администрации своих средств не имеются. Средства для указанной цели выделяются из республиканского или с Федерального бюджета. Как только будут выделены средства, требования Федерального закона будет исполнено. До выделения указанных средств истец обратился в суд с преждевременным иском.
Выслушав сторон и исследовав представленные письменные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. по следующим основаниям:
согласно ч.2 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования. А согласно ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Согласно же ч.3 ст. 44 этого же закона, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения. Согласно ч.1 и ч.5. ст. 41 Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе и организацию питания обучающихся. Также предусмотрено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей);
согласно п.7 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием;
согласно п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время. А согласно п. 4 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций. Пунктом 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.При этом образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Основные требования к организации получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлены в ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
согласно данных ответчика - администрации городского округа «Город Кизилюрт» (далее – ГО «Город Кизилюрт»), сведений, об обучающихся в указанном образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на 01.06.2020 составляет 4 человека. Между тем, вопреки требованиям ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» (далее – МКОУ «СОШ №9») обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием не обеспечены. А согласно ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, относится: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
таким образом, нормы федерального законодательства, а именно, нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возлагают на учебное заведение требования об организации и обеспечении бесплатного двухразового питания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья.
согласно с ч.4 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления. Кроме того, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению организации бесплатного двухразового питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях лиц с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. С учетом указанных обстоятельств, администрация ГО «Город Кизилюрт» должна обеспечить финансирование МКОУ «СОШ №9» в части организации бесплатного двухразового питания обучающихся в образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворив исковые требования Кизилюртовского межрайонного прокурора:
признать бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения «СОШ №9» города Кизилюрта и администрации ГО «Город Кизилюрт», выразившееся в неисполнении требований федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», незаконным;
обязать администрацию ГО «Город Кизилюрт» в срок до 1 сентября 2020 года выделить денежные средства МКОУ «СОШ №9» на организацию для обучающихся в ней лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием;
обязать МКОУ «СОШ №9» в течение 1 месяца со дня выделения денежных средств администрацией ГО «Город Кизилюрт» организовать для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатное двухразовое питание.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан, в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий: