Дело 2-194/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ижма 18 июля 2013 года
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.И.,
прокурора Лазаревой Л.Е.,
при секретаре Орловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ижемского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению « Щельяюрская средняя общеобразовательная школа» об обязании устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ижемского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению « Щельяюрская средняя общеобразовательная школа» утверждая, что прокуратурой Ижемского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления в деятельности образовательных и дошкольных учреждений Ижемского района.
Проверкой установлено следующее.
В ходе осуществления деятельности по организации освещения МБОУ « Щельяюрская СОШ» использует ртутьсодержащие лампы, в результате чего образуются отходы, а именно: люминесцентные ртутьсодержащие лампы.
В соответствии с п.6 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681, не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями.
В ходе проверки установлено, что МБОУ «Щельяюрская СОШ» договор на обезвреживание, использование, транспортирование ртутьсодержащих ламп не заключен.
В порядке ст. 45 ГПК РФ, просит суд:
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Щельяюрская средняя общеобразовательная школа» заключить договор на обезвреживание, использование, транспортирование ртутьсодержащих ламп.
Ответчиком – МБОУ «Щельяюрская СОШ» в адрес суда направлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя МБОУ «Щельяюрская СОШ». В заявлении указывается, что 08 июля 2013 года заключен договор № 296 на прием и обезвреживание ртутьсодержащих отходов с Управлением противопожарной службы и гражданской защиты, копию договора приложена к заявлению.
В связи с тем, что ответчик надлежаще уведомлен о рассмотрении дела, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании прокурор Лазарева Л.Е. с учетом того, что часть требований ответчиком до дня судебного заседания выполнена, в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнила исковые требования, просила суд: Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Щельяюрская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01 ноября 2013 года принять меры по организации транспортирования ртутьсодержащих ламп.
Представитель третьего лица Ижемского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Чистякова В.И., в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав прокурора Лазареву Л.Е., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары ( продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии с п.3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
В соответствии с п.6 Правил не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями.
Согласно федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786, ртуть относится к 1 классу опасности для окружающей природной среды.
Судом установлено, что в ходе осуществления деятельности по организации освещения МБОУ « Щельяюрская СОШ» использует ртутьсодержащие лампы, в результате чего образуются отходы, а именно: люминесцентные ртутьсодержащие лампы.
Из представленного суду договора № 296 от 08.07.2013 г. следует, что 08 июля 2013 года между Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением « Щельяюрская средняя общеобразовательная школа» ( Заказчик) и Государственным казённым учреждением Республики Коми «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» (Исполнитель) заключен договор на прием и обезвреживание ртутьсодержащих отходов.
Согласно п.1.1. ( Предмет договора), Исполнитель обязуется по заявке Заказчика оказать услуги по приему и обезвреживанию ртутьсодержащих отходов, с предоставлением Заказчику Акта приема- передачи отходов, а Заказчик обязуется передать отходы в таре (упаковке), исключающей их возможный бой и повреждение.
Согласно п.2.2. Заказчик обязуется: передать отходы в соответствии с «Инструкцией по упаковке и транспортировке ртутьсодержащих отходов».
Согласно п. 2.1 Договора, исполнитель обязуется оказывать услуги по приему и обезвреживанию ртутьсодержащих отходов.
Из анализа условий договора № 296 от 08.07.2013 года следует, что Исполнитель- Государственное казённое учреждение Республики Коми «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» оказывает лишь услуги по приему и обезвреживанию ртутьсодержащих отходов, а в обязанности Заказчика- МБОУ «Щельяюрская СОШ» входит передача ртутьсодержащих отходов.
Из содержания заключенного договора не видно каким образом транспортируются ртутьсодержащие отходы к месту их приема.
Поскольку ответчиком МБОУ «Щельяюрская СОШ» информации о способах транспортирования ртутьсодержащих отходов к месту их приема не представлено, а пункт п.6 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681, запрещает самостоятельное транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями, учитывая тот факт, что к упаковке и транспортировке отработанных ртутьсодержащих ламп предъявляются специальные требования, то есть их транспортирование осуществляется в соответствии с требованиями правил перевозки опасных грузов, суд находит, что требования прокурора об обязании принять меры к организации транспортирования ртутьсодержащих лам, подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, государственная пошлина от уплаты которой истец был освобожден подлежит взысканию в доход местного бюджета с ответчика МБОУ «Щельяюрская СОШ» на основании ст.103 ГПК РФ и ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ижемского района Республики Коми удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Щельяюрская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01 ноября 2013 года принять меры по организации транспортирования ртутьсодержащих ламп.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Щельяюрская средняя общеобразовательная школа» в доход муниципального района «Ижемский» государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца с момента вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья: Т.И. Засыпкина