Дело № 2-1439/2022 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 20 мая 2022 года
Мотивированное решение составлено 27 мая 2022 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Симкина А.С.,
при секретаре судебного заседания Швецовой Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального образования «Хохловское сельское поселение» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости,
установил:
Муниципальное образование «Хохловское сельское поселение» обратилось в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости.
В обоснование заявления указано, что 28 сентября 2021 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю) объект недвижимого имущества - сооружения дорожного транспорта с кадастровым номером №, находящиеся по адресу: <адрес> - принят на учёт в качестве бесхозяйного. Фактически данным объектом недвижимого имущества владеет муниципальное образование «Хохловское сельское поселение», иные собственники объекта недвижимого имущества не известны. В течение трёх месяцев с момента постановки объекта недвижимого имущества на учёт как бесхозяйного иные лица своих прав на объект недвижимого имущества не предъявляли.
Заявитель - муниципальное образование «Хохловское сельское поселение», извещённое о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, представителем заявителя направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо - Управление Росреестра по Пермскому краю, извещённое о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, представителем заинтересованного лица направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо - Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, извещённый о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, представителем заинтересованного лица направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно ч. 1, ч. 3, ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
При изложенных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Из содержания ст. 12 ГК РФ следует, что защита гражданских прав осуществляется путём, в том числе, признания права.
Согласно п. 1, п. 3, п. 5 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт, а в случае постановки на учёт линейного объекта по истечении трёх месяцев со дня постановки на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим её собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
С заявлением о принятии на учёт бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в п. 3 и 4 ст. 225 ГК РФ, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трёх месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учёт лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
В силу п.п. 6 п. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Согласно п. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подаётся в суд по месту её нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
В случае, если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу.
В соответствии с п. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Из содержания ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что структуру органов местного самоуправления составляют, в том числе глава муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Положением ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В этой связи, исходя из установленных ГПК РФ принципов диспозитивности и состязательности, правомерность заявленных требований определяется судом на основании оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование (опровержение) их правовых позиций.
Из материалов дела следует и судом установлено, что сооружения дорожного транспорта с кадастровым номером №, протяженностью 782 метра, год завершения строительства 1995, находящиеся по адресу: <адрес>, приняты на учёт как бесхозяйный объект недвижимости 28 сентября 2021 г. на основании заявления администрации муниципального образования «Хохловское сельское поселение» (правообладатель), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, отзывом Управления Росреестра по Пермскому краю (л.д. 6-8, 21-22, 32).
Из содержания письма Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района следует, что указанный объект недвижимого имущества в реестре муниципального имущества Пермского муниципального района не числится (л.д. 23).
Согласно письма Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края указанный объект недвижимого имущества в реестре государственной собственности Пермского края не учитывается (л.д. 24).
Из содержания письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае следует, что сведения об объекте недвижимого имущества в реестре федерального имущества с указанными идентифицирующими данными отсутствуют (л.д. 25).
Принимая во внимание приведённые обстоятельства, учитывая, что с момента постановки на учёт указанного объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного имущества до подачи заявления о признании на такой объект недвижимого имущества права муниципальной собственности в суд прошло более трёх месяцев, собственник (владелец) указанного имущества не известен, недвижимое имущество принято на учёт в качестве бесхозяйного в установленном порядке, суд приходит к выводу о том, что данный объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
В этой связи суд приходит к выводу, что заявленное требование о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – сооружения дорожного транспорта с кадастровым номером №, находящиеся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 293 ГПК РФ суд
решил:
Заявление муниципального образования «Хохловское сельское поселение» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Хохловское сельское поселение» право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости – сооружения дорожного транспорта, кадастровый №, находящиеся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Решение является основанием для государственной регистрации права.
Решение в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в апелляционном порядке.
Судья: /подпись/ А.С. Симкин
Копия верна
Судья А.С. Симкин
Подлинник подшит
в гражданском деле № 2-1439/2022
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2022-001186-73