Дело № 5-318/2022
УИД № 43RS0018-01-2022-001071-94
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
06 октября 2022 года г. Котельнич
Судья Котельничского районного суда Кировской области Корчемкин И.В., при секретаре судебного заседания Зыкиной Л.Ш.,
с участием:
лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении – директора МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра» Ошуркова И.В.,
ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Соколовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Котельничского районного суда Кировской области по адресу: Кировская область,
г. Котельнич, ул. Советская, 27, в отношении:
ОШУРКОВА И. В., <дд.мм.гггг> года рождения, уроженца д. <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,
<адрес>, работающего директором МКОУ Спицынская средняя общеобразовательная школа п. Ленинская Искра Котельничского района Кировской области (далее по тексту – МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра»),
дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 22.04.2022 № 69 при рассмотрении материалов расследования причин возникновения заболевания COVID-19 в отношении МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра», в том числе акта № 03-46-2022-ГЗ санитарно-эпидемиологического обследования от 04.03.2022, выданного филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Кировской области» в Котельничском районе установлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенные в период повышенной готовности и при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), допущенные должностным лицом – директором МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра» Ошурковым И.В., а именно:
1) установлена несвоевременная изоляция заболевших с признаками ОРВИ:
С.А.А. – заболела 25.01.2022, последнее посещение 25.01.2022;
З.Т.Р. – заболел 26.01.2022, последнее посещение 26.01.2022;
И.Р.И. – заболел 26.01.2022, последнее посещение 26.01.2022;
А.А.А. – заболел 31.01.2022, последнее посещение 31.01.2022;
К.И.В. – заболела 10.02.2022, последнее посещение 10.02.2022;
Г.Г.П. – заболела 13.02.2022, последнее посещение 13.02.2022;
Д.А.А. – заболела 14.02.2022, последнее посещение 14.02.2022;
Ш.О.Ю. – заболела 16.02.2022, последнее посещение 16.02.2022;
Х.А.В. – заболел 22.02.2022, последнее посещение 22.02.2022;
Г.Т.Д. – заболела 24.02.2022, последнее посещение 24.02.2022,
что явилось причиной распространения инфекции и не соответствует требованиям ст.ст. 28, 29, 31 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Далее – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), п. 2612 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее – СанПиН 3.3686-21), п. 4.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее по тексту – СП 3.1.3597-20);
2) на момент обследования на 1-ом этаже здания школы внутренняя отделка стен в коридоре имеет множественные дефекты и повреждения не позволяющие проводить влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств, стены в 2-ух углах спортзала имеют признаки поражения грибком, что не соответствует требованиям ст.ст. 28, 29 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее по тексту – СП 2.4.3648-20), п.4.2, п.4.4 СП 3.1.3597-20, п.2.3 СП 3.1./2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее по тексту – СП 3.1./2.4.3598-20);
3) отсутствует контроль за проведением дезинфекции, а именно: заключительная дезинфекция по новой короновирусной инфекции, вызванной вирусом COVID-19, в помещениях МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра» должна проводится по всем случаям заболевания вызванным вирусом COVID-19 организацией, осуществляющей дезинфекционную деятельность, а не обученным техническим персоналом школы, что не соответствует требованиям ст.ст. 28, 29 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.3 п. 126 раздел 3 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее – СанПиН 3.3686-21), п.4.6 Методических Рекомендаций 3.1.0221-20 «Организация работы в очагах COVID-19» (далее – МР 3.1.0221-20), п. 6.1 СП 3.1.3597-20.
Указанные бездействия должностным лицом Роспотребнадзора квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (л.д. 4-8).
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении – директор МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра» Ошурков И.В. по обстоятельствам нарушений, указанных в протоколе, пояснил, что по первому нарушению администрацией школы предпринимались меры по борьбе с коронавирусной инфекцией. Был издан приказ «О сохранении особого режима работы Спицынской школы», запрет нахождения в школе родителей и иных лиц, дети были разобщены, в школе было организовано три входа и выхода, где проводилась термометрия, в раздевалке также было организовано два входа, отдельной для начальных классов и для старших, чтобы дети не пересекались. По поводу не своевременной изоляции заболевших пояснил, что учащиеся школы – Х.А.В., Ш.О.Ю., Д.А.А., А.А.А., И.Р.И., З.Т.Р., С.А.А., согласно копии классных журналов посещаемости занятий, в отмеченные в протоколе Роспотребнадзором дни, учебные занятия не посещали. Сотрудники школы К.И.В., Г.Г.П. и Г.Т.Д., также в указанные в протоколе дни, согласно копии журнала учета выявленных больных в условиях распространения коронавируса, термометрию при входе в школу не проходили и к исполнению должностных обязанностей не приступали, а только при входе в школу сообщали о своем болезненном состоянии и уходили сразу в медпункт.
По второму нарушению пояснил, что на стенах имеются дефекты, которые даже почти не заметны визуально, поэтому они позволяют проводить уборку, а уж тем более заключительную дезинфекцию. Стены в двух углах спортзала не были поражены грибком, а имели следы промерзания и после изменения погоды высохли. У него имеются документы о том, что школе не выделяли денежные средства на декоративны ремонт, хотя он ходатайствовал об этом.
По третьему нарушению пояснил, что выполнили заключительную дезинфекцию своими силами, так как считал, что в нормативных документах не указано о необходимости проведения окончательной дезинфекции специальной организацией, а также в связи с отсутствием денежных средств для оплаты работы сторонней организации.
Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Соколова Н.В. в судебном заседании подтвердила обстоятельства, изложенные в Протоколе, настаивала на привлечении директора МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра» Ошуркова И.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3. УК РФ в связи с допущенными нарушениями, полагала необходимым назначить административное наказание в пределах санкции статьи, поскольку оснований для признания деяния малозначительным не имеется.
Врио руководителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Бурков Н.Ю. в своем заявлении поддержал обстоятельства, изложенные в Протоколе об административном правонарушении, настаивал на привлечении Ошуркова И.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3. УК РФ в связи с допущенными нарушениями. Полагал, что оснований для признания деяния малозначительным не имеется.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья по делу об административном правонарушении оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой деятельностью выполнять требования санитарного законодательства установлена ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Статьей 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, которые должны неукоснительно соблюдаться в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм. Так, в указанных учреждениях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (ч. 1). При этом программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений, а использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 29 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 31 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности вводятся ограничительные мероприятия (карантин) (ч. 1).
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (ч. 2).
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3).
В соответствии с ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В целях охраны здоровья детей и молодежи, предотвращения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) приняты СП 2.4.3648-20, которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми. Данные санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и предписывают в том числе в п. 2.4.3: покрытие столов и стульев должно не иметь дефектов и повреждений и быть выполненным из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств; в п. 2.5.3: стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
Требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, установлены санитарно-эпидемиологическими правилами – СП 3.1.3597-20.
Согласно п.4.1 СП 3.1.3597-20 противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из п.4.2 СП 3.1.3597-20 следует, что эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает:
– принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска);
– выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию;
– установление границ очага;
– максимальное ограничение контактов (при распространении инфекции);
– проведение мероприятий в эпидемических очагах;
– дезинфекцию;
– экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
– профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях и организациях социального обслуживания;
– соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19, в том числе находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
В силу п. 4.4. СП 3.1.3597-20, мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются:
– соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
– организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
– обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
– организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
В соответствии с п. 6.1 СП 3.1.3597-20, с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Пунктом 2.3 СП 3.1./2.4.3598-20 установлено, что в Организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие:
уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее - генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования Организации;
обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций;
организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению;
мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.
Согласно положениям п. 126 абз. 3 СанПиН 3.3686-21 в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при проведении дезинфекционной деятельности профилактическую и текущую дезинфекцию проводит прошедший инструктаж персонал организации дезинфицирующими средствами IV класса опасности в соответствии с инструкциями по их применению. Заключительную дезинфекцию, камерную дезинфекцию, профилактическую, очаговую дезинсекцию, дератизацию проводят организации, осуществляющие дезинфекционную деятельность.
В соответствии с требованиями п.2612 СанПиН 3.3686-21 в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях отдыха детей и их оздоровления в целях профилактики групповой заболеваемости независимо от наличия или отсутствия регистрации в них случаев заболеваний в период эпидемического сезонного подъема заболеваемости ЭВИ вводятся следующие дополнительные профилактические мероприятия:
– проведение ежедневного утреннего фильтра с документальным оформлением результатов осмотра по каждому классу/группе/отряду (недопущение в организованный коллектив детей с признаками инфекционных заболеваний);
– проведение текущей дезинфекции не менее 2 раз в день (на пищеблоке, в столовой, в спальных помещениях, кабинетах/классах, групповых, кружковых, местах общего пользования, бассейнах, санузлах) с применением растворов дезинфекционных средств, эффективных в отношении энтеровирусов;
– проведение дезинфекции столовой посуды и столовых приборов после каждого приема пищи с использованием дезинфекционных средств, эффективных в отношении энтеровирусов; для обеззараживания столовой посуды в дезинфицирующем растворе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях отдыха детей и их оздоровления выделяется емкость с крышкой с четкими надписями с указанием названия препарата, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности;
– увеличение кратности проветривания кабинетов, рекреаций, спальных помещений; для обеззараживания воздуха могут использоваться специализированные приборы, разрешенные к применению в соответствии с инструкцией производителя;
– принятие мер по минимизации рисков для реализации пищевого пути распространения ЭВИ (фрукты, овощи допускаются в питание после стандартной обработки, овощи - с последующим ошпариванием кипятком, не допускается последующая нарезка фруктов; сервировку и порционирование блюд на пищеблоке, в групповых ячейках проводит только персонал с использованием одноразовых перчаток и предварительной обработкой рук кожным антисептиком);
– создание надлежащих условий для соблюдения детьми и работниками правил личной гигиены: наличие жидкого мыла, кожных антисептиков, одноразовых полотенец;
– проведение разъяснительной работы с детьми и родителями о мерах профилактики ЭВИ.
Согласно положениям п. 4.6 МР 3.1.0221-20 в помещениях организаций, транспортных средствах, попадающих в границы очага, проводится заключительная дезинфекция, в семейных очагах, медицинских организациях, учреждениях, которые продолжают работу - текущая дезинфекция с использованием средств, обладающий активностью в отношении вирусов.
В судебном заседании установлено, что Ошурков И.В. на основании приказа начальника Управления образования Котельничского района № 7 от 25.08.2000 назначен на должность директора МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра». Согласно п. 5.4 должностной инструкции директора школы Ошурков И.В. несет персональную ответственность за нарушение санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса.
Из Устава следует, что МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра» является бюджетным учреждением, основной целью которого является образовательная деятельность.
На основании распоряжения главного санитарного врача по Арбажскому, Даровскому, Котельничскому, Орловскому, Свечинскому, Шабалинскому районам Кировской области Федяевой И.Н. о проведении расследования причин возникновения инфекционных заболеваний от 04.02.2022 № 004 должностными Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе с привлечением специалистов Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Котельничском районе проведено санитарно-эпидемиологическое расследование с целью установления причин и условий возникновения инфекционного заболевания, зарегистрированного среди учащихся МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра», оценки последствий распространения инфекционного заболевания, предотвращения угрозы здоровью населения с эпидемиологическим обследованием очага инфекционного заболевания.
По результатам проведенного расследования начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Федяевой И.Н. составлен акт санитарно-эпидемиологического расследования очага заболевания COVID-19 с установлением причинно-следственной связи № 004 от 22.04.2022, в котором должностным лицом Роспотребнадзора отражены выявленные нарушения санитарных правил и гигиенических нормативов, а также невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
22.04.2022 в связи с выявлением нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Федяевой И.Н. в отношении должностного лица – директора МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра» Ошуркова И.В. составлен протокол № 69 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статей 28.2, 28.3 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при его составлении не установлено.
Согласно протоколов лабораторных испытаний № 14992.1-15001.1 от 02.03.2022, № 1639-1648 от 05.03.2022 и № 1277-1291 от 28.02.2022 установлено, что в рамках внепланового Госсанэпиднадзора осуществлен отбор проб (смывов) на объекте, расположенном по адресу осуществления деятельности МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра», а именно: <адрес>. По результатам проведенных исследований отобранных проб РНК 2019-nCov и БГКБ не обнаружены ни в одной из отобранных проб.
Из протокола лабораторных испытаний № 15002.1 от 28.02.2022 следует что при осуществлении внепланового Госсанэпиднадзора у МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра» для проведения испытаний соответствия было изъято 10 таблеток используемого дезинфицирующего средства «Дезхлор». По результатам санитарно-гигиенического исследования установлено, что массовая доля активного хлора в исследуемом образце соответствует величине допустимого уровня.
Из копии приказа от 27.01.2022 № 9 «О введении ограничительных мер и переводе учеников 3 класса на дистанционное обучение в связи со случаем заболевания COVID-19» следует, что в МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра» введены ограничительные мероприятия с 27.01.2022 по 03.02.2022, ученики 7«а» класса переведены на обучение с применением дистанционных образовательных технологий.
Согласно представленных копий экстренных извещений об инфекционном заболевании следует:
С.А.А. заболела 25.01.2022, дата первичного обращения 25.01.2022, диагноз «Covid-19» установлен 27.01.2022;
З.Т.Р. заболел 26.01.2022, дата первичного обращения 27.01.2022, диагноз «Covid-19» установлен 29.01.2022;
И.Р.И. заболел 25.01.2022, дата первичного обращения 27.01.2022, диагноз «Covid-19» установлен 29.01.2022;
А.А.А. заболел 31.01.2022, дата первичного обращения 01.02.2022, диагноз «Covid-19» установлен 04.02.2022;
К.И.В. заболела 10.02.2022, дата первичного обращения 11.02.2022, диагноз «Covid-19» установлен 12.02.2022;
Г.Г.П. заболела 13.02.2022, дата первичного обращения 14.02.2022, диагноз «Covid-19» установлен 15.02.2022;
Д.А.А. заболела 14.02.2022, дата первичного обращения 15.02.2022, диагноз «Covid-19» установлен 17.02.2022;
Ш.О.Ю. заболела 16.02.2022, дата первичного обращения 17.02.2022, диагноз «Covid-19» установлен 22.02.2022;
Х.А.В. заболел 21.02.2022, дата первичного обращения 24.02.2022, диагноз «Covid-19» установлен 26.02.2022;
Г.Т.Д. заболела 24.02.2022, дата первичного обращения 24.02.2022, диагноз «Covid-19» установлен 26.02.2022
Из копии журналов посещений занятий следует, что С.А.А. с 22.01.2022, З.Т.Р. с 25.01.2022, И.Р.И. с 26.01.2022, А.А.А. с 31.01.2022, Д.А.А. с 14.02.2022, Ш.О.Ю. с 16.02.2022, Х.А.В. с 22.02.2022 - не присутствовали на занятиях.
Доводы директора МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра» Ошуркова И.В. о том, что ни в одном предписании не указано, что заключительную дезинфекцию должна проводить сторонняя организация, в связи с чем он считает что не допустил никакого нарушения являются несостоятельными, поскольку согласно п.п.3 п. 126 раздел 3 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» установлено требование о том, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность заключительную дезинфекцию проводят организации, осуществляющие дезинфекционную деятельность.
С учетом неопровергнутых доводов директора Ошуркова И.В. о том, что со стороны администрации МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра» предпринимались меры для недопущения инфицированных учеников до учебы и сотрудников школы до выполнения ими своих должностных обязанностей, и их своевременной изоляции, исследованных письменных материалов, в том числе: копиями журналов посещения предметов и учета выявленных больных в условиях распространения коронавируса, а также при отсутствии в изъятых и исследованных лабораторным путем пробах (смывах) РНК 2019-nCov и БГКБ, исключаю в связи с недоказанностью из объема обвинения включенные в нарушение № 1 нарушения в отношении: учеников С.А.А., З.Т.Р., И.Р.И., А.А.А., Д.А.А., Ш.О.Ю., Х.А.В. и сотрудников школы К.И.В., Г.Г.П. и Г.Т.Д., связанное с несвоевременной изоляцией заболевших с признаками ОРВИ, что явилось причиной распространения инфекции.
С учетом изложенного, совершение отраженных в протоколе нарушений № 2 и № 3 с учетом уточнения объема обвинения, подтверждено объяснениями Ошуркова И.В., а также исследованными в судебном заседании письменными материалами дела.
Собранные и исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности суд оценивает как достоверные и допустимые, полученные с соблюдением требований закона.
Вышеперечисленные доказательства в установленном законом порядке не оспорены. Доказательств, подтверждающих обратное, суду не представлено и в материалах дела не содержится.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяют прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, объективно согласующимися между собой.
Оценивая вышеуказанные доказательства, суд приходит к выводу, что должностным лицом – директором Ошурковым И.В., ответственным за соблюдение санитарных правил в МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра» по адресу: <адрес> допущено нарушение действующих санитарных правил, не выполнены санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
При назначении наказания за совершенное административное правонарушение суд исходит из следующих правовых позиций.
Санкция ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает в качестве наказания, применяемого в отношении должностных лиц: административный штраф в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом, под должностным лицом следует понимать, в том числе, руководителей и других работников организаций, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающих административную ответственность, судом не установлены.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
При этом, квалификация правонарушения, как малозначительного, может иметь место только в исключительных случаях с учетом названных обстоятельств, и применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица административного органа или суда, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее применении по каким-либо составам, предусмотренным КоАП РФ.
В судебном заседании объективно установлено, что при выявлении сотрудниками Роспотребнадзора нарушения действующего санитарного законодательства, какого-либо вреда или неблагоприятных последствий от нарушения не установлено.
Оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, существо допущенных нарушений, как отдельного из них, так и в их совокупности, учитывая, уменьшение объема обвинения, совершенного Ошурковым И.В. правонарушения, факта устранения выявленного нарушения, в части очистки стены спортзала, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, учитывая, что общие требования санитарно-эпидемиологического законодательства в целом были соблюдены, по убеждению суда, в МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра» приняты достаточные меры для обеспечения требуемого уровня безопасности при распространении инфекционных заболеваний, деяние не повлекло вредных последствий для государства и общества, не нанесло ущерба государственным и общественным интересам, интересам конкретных граждан, суд приходит к выводу, что Ошурков И.В., как директор МКОУ «Спицынская СОШ п. Ленинская Искра», хотя формально и нарушил требования законодательства, однако это деяние не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
Исходя из целей и общих принципов назначения наказания, учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, руководствуясь принципом справедливости и соразмерности, суд полагает обоснованным применение по настоящему делу об административном правонарушении положений ст. 2.9 КоАП РФ, с освобождением Ошуркова И.В. от административной ответственности и прекращением производства по настоящему делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9, 29.10, 30.1 КоАП РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Освободить должностное лицо – директора МКОУ Спицынская средняя общеобразовательная школа п. Ленинская Искра Котельничского района Кировской области ОШУРКОВА И. В. от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Ошуркова И.В. прекратить, в связи с малозначительностью правонарушения.
Объявить должностному лицу Ошуркову И. В. устное замечание.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано (опротестовано) в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.В. Корчемкин