Дело № 2-3823/2020
Изготовлено 27.11.2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 ноября 2020 года Октябрьский районный суд города Мурманск
в составе председательствующего судьи Быриной Д.В.,
при секретаре Житниковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппова С.В. к Правительству Мурманской области в лице Комитета по обеспечению безопасности населения Мурманской области о предоставлении ежемесячной социальной выплаты,
установил:
Филиппов С.В. обратился в суд с иском к Правительству Мурманской области в лице Комитета по обеспечению безопасности населения Мурманской области о предоставлении ежемесячной социальной выплаты.
В обоснование требования указал, что 15 лет проработал в должности спасателя, в связи с чем, приобрел право на получение ежемесячной социальной выплаты (ЕСВ), предусмотренной Законом Мурманской области от 02.10.2018 № 2293-01-ЗМО «Об аварийно-спасательной службе Мурманской области, аварийно-спасательных формированиях Мурманской области» (далее – Закон Мурманской области от 02.10.2018 № 2293-01-ЗМО), постановлением Правительства Мурманской области от 04.02.2019 № 25-ПП «О страховых и социальных гарантиях спасателям аварийно-спасательной службы Мурманской области, аварийно-спасательных формирований Мурманской области» (далее - постановление Правительства Мурманской области от 04.02.2019 № 25-ПП).
Полагая отказ ответчика в назначении ему указанной выплаты противоречащим требованиям законодательства, обратился в суд с данным иском.
В судебном заседании Филиппов С.В. и его представитель Кривопалов А.В. исковые требования поддержали, настаивая на том, что положения Закона Мурманской области от 02.10.2018 № 2293-01-ЗМО распространяются на всех спасателей аварийно-спасательных служб и формирований, созданных на территории Мурманской области и, таким образом, гарантируют ему выплату при наличии иных условий. Приводили доводы о том, что в спорный период времени истец работал в должности спасателя и мог в любой момент быть привлечен к участию в спасении людей по ликвидации последствий аварийных и чрезвычайных ситуаций, его должностные обязанности и характер работы в течение всего периода времени не менялись, лишение его права на ЕСВ по мотиву разграничения финансирования ущемляет его конституционные права. Кроме того, полагали, что отказ ответчика в назначении ЕСВ основан, в том числе, на недостоверных сведениях, поскольку в соответствии с представленной в дело выпиской из протокола заседания комиссии Мурманской области по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения аттестационных материалов на Филиппова С.В. подтвержден класс квалификации «Спасатель 3 класса». Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве иск не признал по тем основаниям, что финансовое обеспечение аварийно-спасательной службы, созданной органом местного самоуправления, является расходным обязательством муниципального образования, в связи с чем, истец ошибочно ссылается в обоснование своих требований на постановление Правительства Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП. Кроме того, указал на то, что при отказе в назначении ЕСВ Комитет по обеспечению безопасности населения Мурманской области руководствовался записями книжки спасателя Филиппова С.В., в которой информация о прохождении аттестации за 2006 год отсутствует. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица МКУ «Центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» ЗАТО Александровск Журавлев С.В. полагал требования истца о назначении ЕСВ за счет средств бюджета Мурманской области обоснованными.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, отклоняет иск по следующим основаниям.
Судом на основании материалов дела, в том числе представленной истцом копии трудовой книжки серии AT-VII №, установлено, что распоряжением администрации МО г.Полярный Мурманской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ Филиппов С.В. был принят на должность спасателя в аварийно-спасательную службу Администрации ЗАТО г.Полярный, с ним был заключен трудовой договор (контракт), с дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации ЗАТО г.Полярный № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ аварийно-спасательная служба Управления по делам ГО, ЧС, мобилизации и режиму ЗАТО г.Полярный реорганизована в форме выделения в муниципальное учреждение «Аварийно-спасательная служба» (далее - МУ «АСС»).
Постановлением администрации ЗАТО Александровск от ДД.ММ.ГГГГ № МУ «АСС» ДД.ММ.ГГГГ переименовано в муниципальное учреждение «Центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» ЗАТО Александровск (далее - МУ «Центр по ГО и ЧС» ЗАТО Александровск).
Постановлением администрации ЗАТО Александровск от ДД.ММ.ГГГГ № организационно-правовая форма МУ «Центр по ГО и ЧС» ЗАТО Александровск изменена на муниципальное казенное учреждение «Центр по ГО и ЧС» ЗАТО Александровск.
Приказом муниципального казенного учреждения «Центр по ГО и ЧС» ЗАТО Александровск № л/с от ДД.ММ.ГГГГ Филиппов С.В. ДД.ММ.ГГГГ был уволен по собственному желанию, п.3 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ.
Истец обратился к ответчику за назначением ежемесячной социальной выплаты, предусмотренной Законом Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗМО, постановлением Правительства Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП.
Приказом Комитета по обеспечению безопасности населения Мурманской области (далее – Комитет) от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД Филиппову С.В. в предоставлении ежемесячной социальной выплаты отказано в связи с отсутствием правовых оснований.
Письмом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ №-ВГ Филиппову С.В. направлены мотивированные разъяснения причин отказа в назначении ежемесячной социальной выплаты.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд основывается на анализе правового регулирования спорных отношений и исходит из того, что МКУ «Центр по ГО и ЧС» ЗАТО Александровск не относится к аварийно-спасательной службе Мурманской области, работа в таком учреждении не дает право на назначение спорной выплаты.
Так, согласно статье 2 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Федеральный закон № 151-ФЗ), правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 151-ФЗ, профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:
в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 151-ФЗ состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной властй субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 151-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗМО определены следующие понятия:
аварийно-спасательная служба Мурманской области - совокупность органов управления, создаваемых на постоянной штатной основе в соответствии с решением Правительства Мурманской области, а также сил и средств Мурманской области, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования Мурманской области;
аварийно-спасательное формирование Мурманской области - структура, входящая в состав аварийно-спасательной службы Мурманской области, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ на территории Мурманской области, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
спасатель Мурманской области - спасатель (гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ), работающий на профессиональной постоянной основе в составе аварийно-спасательной службы Мурманской области или аварийно-спасательного формирования Мурманской области.
Согласно статье 5 Закона Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗМО, принятие решения о создании, перемещении, перепрофилировании, ликвидации аварийно-спасательной службы Мурманской области, аварийно-спасательных формирований Мурманской области, а также определение их состава и структуры находятся в ведении Правительства Мурманской области.
В соответствии со статьей 10 Закона Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗМО финансовое обеспечение деятельности аварийно-спасательной службы Мурманской области, аварийно-спасательных формирований Мурманской области осуществляется за счет средств областного бюджета.
Статьей 9 Закона Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗМО предусмотрено спасателям Мурманской области, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях, по достижении ими возраста 40 лет предоставление ежемесячной социальной выплаты.
Порядок определения размера ежемесячной социальной выплаты и порядок предоставления ежемесячной социальной выплаты устанавливаются Правительством Мурманской области.
Постановлением Правительства Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О страховых и социальных гарантиях спасателям аварийно-спасательной службы Мурманской области, аварийно-спасательных формированиях Мурманской области» утвержден Порядок предоставления ежемесячной социальной выплаты спасателям аварийно-спасательной службы Мурманской области, аварийно-спасательных формирований Мурманской области (далее - Порядок).
Порядок устанавливает правила предоставления и порядок определения размера ежемесячной социальной выплаты (далее - социальная выплата) работникам аварийно-спасательной службы Мурманской области, аварийно-спасательных формирований Мурманской области, работающим (работавшим) на должностях, предусмотренных Перечнем должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - перечень должностей), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 1.4. Порядка, производство (перечисление) выплат
производит Министерство социального развития Мурманской области в
пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству законом Мурманской области о бюджете Мурманской области на соответствующий финансовый год.
Пунктом 1.5. Порядка уполномоченным органом, ответственным за
принятие решений по назначению социальной выплаты, назначен Комитет.
Между тем, представленными по делу доказательствами подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Филиппов С.В. работал в аварийно-спасательной службе, созданной по решению органов местного самоуправления, организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности которой, в разные периоды указанного времени определялись Положением об аварийно-спасательной службе Управления по делам ГО и ЧС ЗАТО г.Полярный № от ДД.ММ.ГГГГ, Положением об аварийно-спасательных отрядах т.о. Полярный, т.о. Гаджиева и т.о. Снежногорск МКУ «Центр по ГО и ЧС» ЗАТО Александровск № о.д. от ДД.ММ.ГГГГ, Положением об АСС и статусе спасателя МКУ «Центр по ГО и ЧС» ЗАТО Александровск № о.д. от ДД.ММ.ГГГГ, Положением об АСС и статусе спасателя МКУ «Центр по ГО и ЧС» ЗАТО Александровск № о.д. от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, в соответствии со статьей 4 Положения об аварийно-спасательной службе Управления по делам ГО и ЧС ЗАТО г.Полярный № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение № от ДД.ММ.ГГГГ), состав и структура аварийно-спасательной службы определяется постановлением Главы муниципального образования - Главы администрации, исходя из возложенных на нее задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательная служба входит в состав Управления по делам ГО и ЧС ЗАТО г. Полярный.
Согласно статье 11 Положения № от ДД.ММ.ГГГГ, финансовое обеспечение прав и гарантий профессиональных спасателей аварийно-спасательной службы Управления по делам ГО и ЧС является расходным обязательством муниципального образования ЗАТО г. Полярный.
Статьями 19 и 20 Положения № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены страховые и социальные гарантии спасателям и членам их семей.
Статьей 21 Положения № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что решением администрации муниципального образования ЗАТО г. Полярный могут устанавливаться дополнительные, не противоречащие федеральным и региональным законам гарантии правовой и социальной защиты работников аварийно-спасательной службы, членов нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, спасателей, не входящих в состав аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
В соответствии с Положением об МКУ «Центр по ГО и ЧС» ЗАТО Александровск, утвержденным постановлением администрации МО ЗАТО Александровск Мурманской области № от ДД.ММ.ГГГГ, постоянно действующий орган создается при администрации ЗАТО Александровск (п.4), финансовое обеспечение постоянно действующего органа осуществляется за счет средств местного бюджета (п. 6).
В соответствии с Уставом МКУ «Центр по ГО и ЧС» ЗАТО Александровск, утвержденным постановлением администрации ЗАТО Александровск от ДД.ММ.ГГГГ №, источником финансирования обеспечения функций учреждения является местный бюджет ЗАТО Александровск.
То есть, администрацией муниципального образования приняты правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательной службы на территории муниципального образования, определены меры по социальной защите спасателей.
Аварийно-спасательная служба Мурманской области, аварийно- спасательные формирования Мурманской области созданы по решению Правительства Мурманской области, которое осуществляет финансовое обеспечение их деятельности за счет средств бюджета Мурманской области.
Правительством Мурманской области определены страховые и социальные гарантии, а также порядок их предоставления спасателям, созданных Правительством Мурманской области аварийно-спасательной службы и аварийно-спасательных формирований Мурманской области.
В связи с тем, что Филиппов С.В. не являлся работником аварийно-спасательных структур, созданных и финансируемых Правительством Мурманской области, основания для установления ему ежемесячной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О страховых и социальных гарантиях спасателям аварийно-спасательной службы Мурманской области, аварийно-спасательных формированиях Мурманской области» отсутствуют.
C учетом изложенного, не имеют правового значения для разрешения данного спора и не подлежат оценке судом приводимые сторонами доводы о наличии (отсутствии) у Филиппова С.В. стажа работы в качестве спасателя не менее 15 лет, с учетом сведений о прохождении им в установленном порядке аттестации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Филиппова С.В. к Правительству Мурманской области в лице Комитета по обеспечению безопасности населения Мурманской области о предоставлении ежемесячной социальной выплаты отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г.Мурманска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий______________