Дело № 2-445/2023
22RS0002-01-2023-000638-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Алтайское 14 сентября 2023 года
Алтайский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Палкиной Т.В.
при секретаре Воронковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района Алтайского края в интересах Емельяновой Н.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с указанным иском в интересах ФИО1, просил признать незаконным бездействие ОСФР по <адрес> по обеспечению ФИО1 техническими средствами реабилитации – <данные изъяты>. Возложить на ОСФР по <адрес> обязанность предоставить ФИО1 техническое средство реабилитации: экопротезом молочной железы, бюстгальтер (лиф-крепление) и /или грация (полуграция) для фиксации экопротеза молочной железы. Взыскать с ОСФР по <адрес> в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб. Решение суда в соответствии со ст. 212 ГПК РФ обратить к немедленному исполнению.
В обоснование исковых требований прокурор <адрес> указал на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО1, являющейся инвалидом, по вопросу соблюдения законодательства при обеспечении техническими средствами реабилитации.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида №.№) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 рекомендованы технические средства реабилитации – экопротез молочной железы – 1 шт., чехол для <данные изъяты>.
Обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как указывает истец, ответчиком ОСФР по <адрес> не предприняты необходимые меры для проведения закупки и заключения контракта на поставку индивидуального средства реабилитации, жизненно требуемого ФИО1, что повлекло длительное бездействие по обеспечению гарантированных законом и государством технических средств реабилитации инвалидов, существенно нарушив законные права и интересы инвалида ФИО1
Факт нравственных страданий ФИО1 в результате противоправного бездействия должностных лиц ответчика подтверждается характером ее заболевания, наличием ограничений способности к самообслуживанию, трудовой деятельности, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, а также причиненным физическим дискомфортом.
Истец ФИО1 имеет право на полное и своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации, в ходе проверки прокурором выявлены факты длительного бездействия и непринятия мер со стороны уполномоченных должностных лиц, что вызвало необходимость обращения в суд с иском.
В судебное заседание материальный истец ФИО1 не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на заявленных исковых требованиях настаивает в полном объеме.
В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора ФИО3. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ОСФР по <адрес> в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв на иск, в котором исковые требования не признают, в обоснование своих возражений указывают на то, что вины ответчика в необеспечении истца техническим средством реабилитации не имеется, возможные меры для заключения соответствующих контрактов ответчиком были предприняты своевременно, также ссылалась на недоказанность заявленных требований стороной истца, отсутствие правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда, обращения решения суда к немедленному исполнению.
Выслушав пояснения участвующей в деле помощника прокурора ФИО3, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В силу ч. 14 ст. 11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Также Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 № 256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.
В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган) (п. 4).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (п. 5).
Аналогичные по своему содержанию нормы содержатся в Административном регламенте, утвержденном Приказом ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Установлено, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвали<адрес> группы, инвалидность установлена ей повторно с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленной индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида №.26.22/2022(2) от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 нуждается в следующем техническом средстве реабилитации за счет средств федерального бюджета - <данные изъяты>.
Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении технического средства реабилитации (далее – ТСР) – <данные изъяты>
Установлено, что в 2022 году в период с декабря 2022 года по август 2023 года, на момент обращения прокурора с иском в суд (ДД.ММ.ГГГГ) и позднее, имел место факт несвоевременного обеспечения ФИО1 необходимым техническим средством реабилитации (<данные изъяты>) в соответствии с представленной программой реабилитации.
До настоящего времени данными ТСР ФИО1 не обеспечена, направление и изделия ею не получены.
Разрешая спор, суд исходит из того, что ФИО1 в указанный период своевременно не была обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными ее индивидуальной программой реабилитации, и восстановление ее нарушенных прав должно быть осуществлено путем предоставления технического средства реабилитации.
При таких обстоятельствах по делу подлежат удовлетворению исковые требования прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия ОСФР по <адрес> по обеспечению ФИО1 техническим средством реабилитации – <данные изъяты>, возложении на ОСФР по <адрес> обязанности обеспечить ФИО1 техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ №.<данные изъяты>.
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд считает необходимым на основании заявления стороны истца обратить решение в части возложения на ОСФР по <адрес> обязанности обеспечить ФИО1 техническим средством реабилитации к немедленному исполнению на основании положений ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, исходя из установленных фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о нуждаемости истца в данном средстве реабилитации по жизненным показаниям для обеспечения самообслуживания, с учетом длительности периода необеспечения истца средством реабилитации, необеспечения истца средством реабилитации по индивидуальной программе реабилитации и не выдачи направления на ТСР, а также необеспечения данными ТСР.
Прокурор, обращаясь в суд в интересах ФИО1, с требованием о компенсации морального вреда, ссылается на длительное бездействие ответчика и нарушение в связи с данными обстоятельствами личных неимущественных прав истца как инвалида.
Так, ст. 150 Гражданского кодекса РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Из материалов дела следует, что ФИО1, обращаясь с заявлением о нарушении своих прав в прокуратуру, указывает на то, что испытывает нравственные и физические страдания относительно непредоставления средств реабилитации, нарушений в их обеспечении, который она оценивает в 10 000,00 руб.
Разрешая спор, руководствуясь положениями ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, Административным регламентом, утвержденным Приказом Фонда социального страхования РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 151 Гражданского кодекса РФ, исходя из анализа представленных доказательств необеспечения истца средством реабилитации как инвалида 2 группы, установив нарушение срока предоставления данного средства, суд приходит к выводу об обоснованности иска и наличия правовых оснований для его удовлетворения в части признания незаконным бездействия ответчика по обеспечению ФИО1 техническим средством реабилитации – экопротезом молочной железы, бюстгальтером (лиф-крепление) и /или грация (полуграция) для фиксации экопротеза молочной железы, а также в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Суд также учитывает, что сам факт не обеспечения техническим средством реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованного средства реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.
Несвоевременное обеспечение истца техническим средством реабилитации, необходимым ему по состоянию здоровья (по роду заболевания), с учетом индивидуальных особенностей затрагивает его здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.
Доводы возражений ответчика о том, что уведомив ФИО1 о постановке ее на учет по обеспечению указанными в заявлении ТСР, ответчик добровольно взял на себя обязательство обеспечить ФИО1 рекомендованными ей ТСР, однако обеспечить ФИО1 данными ТСР не представилось возможными по независящим от ответчика причинам, а именно неисполнение заключенного государственного контракта с ООО «СТАН», суд во внимание не принимает, поскольку обязанность по обеспечению средствами реабилитации возложена именно на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а несоблюдение требований Федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и законные интересы истца.
Таким образом, не обеспечение ФИО1 ТСР само по себе является незаконным бездействием. Тот факт, что истец имел возможность приобрести необходимое ей ТСР самостоятельно и обратиться за компенсацией понесенных расходов, не освобождает государственный орган от ответственности, поскольку по смыслу вышеизложенных норм, инвалид вправе самостоятельно выбирать способ обеспечения его ТСР.
Кроме этого, суд также учитывает, что реализация прав инвалида на обеспечение ТСР не может быть поставлена в зависимость от особенностей проведения закупок для обеспечения государственных нужд и их последующее исполнение, неисполнение, поскольку длительность процедуры отбора поставщиков, односторонние отказы от исполнения контрактов, отсутствие ответов поставщиков на запросы для обоснования начальной цены контракта, не является основанием для непредставления ТСР и не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидов ТСР в натуре, так как невыполнение данного обязательства лишает инвалидов возможности устранить либо наиболее полно компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, а значит, и его социальной адаптации, материальной независимости и интеграции в обществе.
Принимая во внимание, что ответчиком допущено нарушение прав и законных интересов истца, то суд находит правомерным исковое требование истца о возложении на ответчика обязанности по выплате истцу денежной компенсации морального вреда.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что заявленные требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению, при этом размер компенсации морального вреда суд определяет исходя из закрепленных в ст. 151 Гражданского кодекса РФ оснований, с учетом виновных действий ответчика, повлекших нарушение прав истца, возраста и состояния здоровья истца, учитывая объем причиненных нравственных страданий, степени вины ответчика, а также исходя из принципа разумности и справедливости, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд находит обоснованной и соразмерной последствиям нарушения ответчиком прав истца сумму компенсации морального вреда в размере 5000,00 руб. Данная сумма компенсации морального вреда подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №.<░░░░░░ ░░░░░░>) - <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 5 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░