Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3363/2023 ~ М-2409/2023 от 13.07.2023

УИД № 92RS0002-01-2023-003104-36

Дело № 2-3363/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 сентября 2023 года              город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Лактионовой Ю.О.,

при секретаре судебного заседания – Подфигурной В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску К.Е.А. Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда», о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма

установил:

К.Е.А. обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма на комнату по <адрес>.

В обосновании заявленных требований указано, что истец с ДД.ММ.ГГГГ года и по сегодняшний день постоянно проживает и зарегистрирована в общежитии по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году К.Е.А. для постоянного проживания была предоставлена комната в общежитии по <адрес>. В соответствии с распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 19.07.2007 № 643-р, приказом Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета от 20.09.2007 № 871, общежитие по <адрес> передано в коммунальную собственность территориальной громады города Севастополя и зачислено на баланс коммунального предприятия «Жилсервис-15». В ДД.ММ.ГГГГ году была проведена реконструкция общежития, в результате которой комнате был присвоен . ДД.ММ.ГГГГ балансодержателем общежития – коммунальным предприятием «Жилсервис-15» на имя К.Е.А. был выдан ордер , а ДД.ММ.ГГГГ заключен договор пользования жилой площадью в общежитии на спорное жилое помещение, без указания срока действия. После ликвидации коммунальных предприятий Севастопольского городского Совета в 2014 году, здание общежития по <адрес>, было передано на обслуживание государственного унитарного предприятия Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя». ДД.ММ.ГГГГ между К.Е.А. и государственным унитарным предприятием Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя» также был заключен бессрочный договор пользования жилой площадью в общежитии – на комнату (ранее – ) по <адрес>. Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) установлено, что фактически место жительства К.Е.А. по спорному жилому помещению зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ. В порядке, установленном Административным регламентом, истец обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственной услуги истцу было отказано. Не согласившись с решением Департамента капитального строительства города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма, полагая свои жилищные права нарушенными, истец обратилась в суд с данным иском.

Истец о месте, дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, подала через приемную суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает.

Ответчик и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, причины неявки суду не сообщили.

Департаментом капитального строительства города Севастополя направлены письменные возражения на исковое заявление, в которых против удовлетворения иска ответчик возражает по основаниям, изложенным в отказе в предоставлении государственной услуги.

При таких данных, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел данное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав письменные материалы дела, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что место жительства К.Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ место жительства К.Е.А. зарегистрировано по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ К.Е.А. была принята на работу в Севастопольский рыбоконсервный филиал объединения «Атлантика» на должность упаковщика изделий, где была трудоустроена до ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем, с ДД.ММ.ГГГГ истец осуществляла свою трудовую деятельность в ООО «Рыбоконсервный комбинат «Новый», ООО «Антарктика», ООО «Интерфлот-продукт», ООО «Рыбоконсервный комбинат «Аквамарин», что подтверждается сведениями из трудовых книжек.

В соответствии с распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 19.07.2007 № 643-р, приказом Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета от 20.09.2007 № 871 общежитие по <адрес>, было передано в коммунальную собственность территориальной громады города Севастополя и зачислено на баланс коммунального предприятия «Жилсервис-15».

В ДД.ММ.ГГГГ году комнате по <адрес> г. Севастополе был присвоен .

ДД.ММ.ГГГГ балансодержателем общежития – коммунальным предприятием «Жилсервис-15» на имя истца был выдан ордер на занятие комнаты по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между К.Е.А. и КП «Жилсервис-15» также был заключен договор пользования жилой площадью в общежитии на спорное жилое помещение – комнату (ранее – ) по <адрес>, без указания срока его действия.

После ликвидации коммунальных предприятий Севастопольского городского Совета, распоряжением Правительства Севастополя от 26.02.2015 № 89-РП «Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя» (Приложение № 8) здание по <адрес> городе Севастополе передано на обслуживание государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя».

ДД.ММ.ГГГГ между К.Е.А. и государственным унитарным предприятием Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя» заключен бессрочный договор пользования жилой площадью в общежитии – на комнату (ранее – ) по <адрес>, без указания срока его действия.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.01.2016 № 148-РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя» комната по <адрес> включена в Реестр собственности города Севастополя.

Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) установлено, что фактически место жительства К.Е.А. по спорному жилому помещению зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу на Отдел по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> города Севастополя была возложена обязанность по приведению сведений регистрационного учета К.Е.А. в соответствие с действующей нумерацией жилых помещений (комнат) здания по <адрес> г. Севастополе, а именно – по регистрации места жительства К.Е.А. по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована по указанному выше адресу.

В порядке, установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденным приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ , истец обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма на занимаемое жилое помещение – комнату по <адрес>.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ К.Е.А. отказано в предоставлении соответствующей государственной услуги по следующим основаниям:

1. Представлен неполный пакет документов, предусмотренных подразделом 2.6 Административного регламента, а именно: документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма, в том числе надлежащим образом заверенная копия ордера или выписки из решения органа исполнительной власти о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма;

2. Установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.01.2016 № 148-РДИ жилое помещение по указанному адресу включено в Реестр собственности города Севастополя, как жилое помещение общежития. Заключение договора социального найма на жилое помещение в общежитии противоречит статьям 92, 94, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения и могут быть переданы гражданам во временное пользование на условиях договора найма специализированных жилых помещений. Договор социального найма может быть заключен на условиях бессрочного пользования жилыми помещениями жилищного фонда социального использования (статьи 6, 7 Закона города Севастополя от 15.05.2015 № 137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя»), к которому общежития, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, не относятся. В связи с чем, в соответствии с Положением о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 № 840-ПП, у Департамента капитального строительства города Севастополя отсутствуют основания для заключения договора социального найма.

Таким образом, на момент рассмотрения дела судом право пользования истца спорным жилым помещениям на условиях социального найма Департаментом капитального строительства города Севастополя не признано по причине отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду города.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя              и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательство в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; 3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; 4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; 5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; 6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) установлено, что в силу положений статей 12 и 12.2 Федерального конституционного закона                        от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», заключенные между К.Е.А. и КП «Жилсервис-15», ГУПС «УК «Общежития Севастополя», бессрочные договора пользования на комнату по <адрес>, недействительными не признавались.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Право пользования спорным жилым помещением возникло у истца на законных основаниях, в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством, в бессрочное пользование.

В соответствии со ст. 58 Жилищного кодекса Украины, действовавшего                  на момент предоставления жилого помещения, ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона                        от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 указанного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа.

Согласно пунктам 1, 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов. К специализированному жилищному фонду относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.

Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.

На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В силу прямого запрета, установленного пунктом 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированное жилое помещение не может быть предоставлено гражданам по договору социального найма.

Материалы дела не содержат доказательств и ответчиком не представлено отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.

То обстоятельство, что после 18 марта 2014 года предмет спора был отнесен к государственной собственности города Севастополя, фактический статус жилого помещения не изменило и на ранее возникшие отношения не повлияло. В соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42, комната по <адрес> городе Севастополе, которую истец с момента вселения фактически занимала на условиях социального найма, включению в специализированный жилищный фонд не подлежит.

Сам по себе факт включения спорного жилого помещения в Реестр собственности города Севастополя на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в качестве общежития не свидетельствует о его включении в специализированный жилищный фонд.

Согласно ст. 10 Закона города Севастополя от 05.06.2019 № 507-ЗС                     «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений                           или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины. Правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации»:

«Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния                     его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент,                       как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации)».

Отказ Департамента капитального строительства города Севастополя                 по формализованным основаниям (не предоставлением заявителями полного пакета документов) сам по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, ввиду наличия предмета спора и предоставления заявителем документов, подтверждающих законность вселения в жилое помещение, суду.

Таким образом, суд, с учетом недоказанности стороной ответчика обстоятельств, указанных в отказе в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, приходит к выводу об удовлетворении обоснованных и доказанных требований истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования К.Е.А. удовлетворить.

Признать за К.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серии , право пользования на условиях социального найма жилым помещением – комнатой по <адрес>, в городе Севастополе.

Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с К.Е.А., К.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серии , договор социального найма на комнату по <адрес> городе Севастополе.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы.

В окончательной форме решение принято 6.09.2023.

Судья

Гагаринского районного суда

города Севастополя                                                                    Ю.О. Лактионова

2-3363/2023 ~ М-2409/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кожухова Евдокия Александровна
Ответчики
Департамент капитального строительства г.Севастополя
Другие
Государственное бюджетное учреждение города Севастополя "Городская служба жилищного фонда"
Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя
Департамент городского хозяйства города Севастополя
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Лактионова Юлия Олеговна
Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
13.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2023Передача материалов судье
19.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2023Судебное заседание
06.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее