РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2016 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бухашеева Д.А., при секретаре судебного заседания Краевой Т.К., с участием прокурора Зивко О.В., представителя истца Батуриной Е.В., действующей на основании доверенности, ответчиков Ковалевой Н.В., Ковалева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2042/2016 по иску ФГКУ «14 отряд Федеральной противопожарной службы по Иркутской области» к Ковалеву С.И., Ковалевой Н.В., Ковалеву А.С., Ковалеву А.С. о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расторжении договора об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, выселении
УСТАНОВИЛ:
Истец в обоснование требований указал, что в оперативном ведении Федерального государственного казенного учреждения «14 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» находятся служебные жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, которые являются собственностью Российской Федерации. Ковалев С.И. **.**.** г.р., Ковалева Н.В. **.**.**.р., Ковалев А.С. **.**.**.р. и Ковалев А.С. **.**.**.р. зарегистрированы в служебном помещении №, которое является федеральным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за ФГКУ «14 отряд ФПС по Иркутской области». С **.**.**, согласно решению Исполнительного комитета Усть-Илимского городского совета народных депутатов № от **.**.** Ковалеву С.И. и членам его семьи была предоставлена служебная квартира.
Ковалев С.И, служил в <данные изъяты> в должности пожарного, затем в должности начальника караула с **.**.** по **.**.**. стаж службы в государственной противопожарной службе у Ковалева С.И. составил <данные изъяты>. Ответчики утратили право пользования служебной квартирой с **.**.**. с момента назначения Ковалева С.И. на должность оперуполномоченного отдела уголовного розыска <данные изъяты>.
Ковалев С.И, зарегистрирован в служебном помещении, однако длительное время не проживает по месту регистрации, в жилом помещении проживает бывшая супруга и совершеннолетние дети.
Между истцом и Ковалевой Н.В. заключен договор об оплате за жилое помещение для юридического оформления правоотношений по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Просит прекратить право пользования Ковалева С.И.. Ковалевой Н.В., Ковалева А.С., Ковалева А.С. служебным жилым помещением, выселить их без предоставления других жилых помещений из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; расторгнуть договор об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги № от **.**.**, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей солидарно.
В ходе судебного разбирательства представитель истца Батурина Е.В. требования поддержала в полном объеме, просила требования удовлетворить. Показала, что связь ответчика с работодателем, предоставившим служебное жилое помещение, утрачена. Члены семьи прав на служебное жилое помещение не имеют.
Ответчик Ковалева Н.В. требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, иного жилья не имеет.
Ответчик Ковалев А.С. в судебном заседании требования не признал в полном объеме, просил в их удовлетворении отказать. иного жилья не имеет. Показал, что Ковалев С.И. проживает периодически в спорном жилом помещении, его вещи находятся в квартире.
Ответчики Ковалев С.И., Ковалев А.С. в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель третьего лица Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.
В соответствии со статьей 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу положений статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР (далее – ЖК РСФСР) служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры.
Рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения (статья 107 ЖК РСФСР).
Аналогичные положения содержатся в статье 104 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Ковалеву С.И., как работающему в отряде государственной противопожарной службы, было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что ордер на служебное жилое помещение не выдавался.
На момент рассмотрения гражданского дела в служебном жилом помещении проживают и зарегистрированы ответчики Ковалев С.И., Ковалева Н.В., Ковалев А.С**.**.**.р.. Ковалев А.С. **.**.**.р.
Как установлено в судебном заседании, Ковалев С.И. служил в Государственной противопожарной службе (по охране г. Усть-Илимска) Управления государственной противопожарной службы УВД Иркутской области в период с **.**.** по **.**.**. С **.**.** Ковалев С.И. был назначен на должность оперуполномоченного уголовного розыска отдела внутренних дел, что подтверждается выпиской из приказа №-л/с от **.**.**. Выслуга лет в Государственной противопожарной службе на день увольнения в календарном исчислении составила <данные изъяты>.
В соответствии с частью 1 ст. 40 и части 3 статьи 17 Конституции РФ каждый гражданин РФ имеет право на жилье, никто не может быть произвольно лишен жилища, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Согласно пункту 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР не подлежали выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Таким образом, по данному делу юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством является наличие совокупности предусмотренных статьей 13 Вводного закона условий, при которых Ковалев С.И. и члены его семьи не могут быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Как установлено судом, спорное жилое помещение было предоставлено Ковалеву С.И. до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ковалев С.И. состоял в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы на **.**.**., что представитель истца не оспаривал. Данное обстоятельство подтверждено ответчиком Ковалевой Н.В., представившей копию списка личного состава отряда <данные изъяты> на получение жилой площади по состоянию на **.**.**., где под номером 25 значится Ковалев С.И. (л.д.53).
Таким образом, оснований для прекращения права пользования ответчиками служебного жилого помещения, выселении не имеется. При этом, как следует из материалов дела, какого-либо недвижимого имущества ответчики в собственности не имеют.
Поскольку требования о расторжении договора об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги производны от требования о прекращении права пользования, выселении, которые признаны судом не подлежащими удовлетворению, также не подлежат удовлетворению требования истца
В соответствии с положениями статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с тем, что суд не усмотрел законных оснований для удовлетворения исковых требований, судебные расходы, понесенные истцом в связи с уплатой государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей согласно платежному поручению от **.**.** №, не подлежат возмещению ответчиками.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФГКУ «14 отряд ФПС по Иркутской области» к Ковалеву С.И., Ковалевой Н.В., Ковалеву А.С., Ковалеву А.С. о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расторжении договора об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, выселении, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.А. Бухашеев