№2-828/2023
УИД 22RS0015-01-2023-000289-36
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2023 года г. Новоалтайск
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Мельниковой С.П.
при секретаре Дьячковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента здравоохранения Воронежской области к Анипченко Наталье Викторовне о взыскании части единовременной компенсационной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Департамент здравоохранения Воронежской области обратился в суд с указанным исковым заявлением к Анипченко Н.В., в котором просил взыскать денежную сумму в размере 409 924 руб. в качестве части единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени.
В обоснование требований указано, что между Департаментом здравоохранения Воронежской области и ответчиком был заключен договор от ДАТА НОМЕР в соответствии с Порядком предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, акушерам, медицинским сестрам фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от ДАТА НОМЕР «О единовременных компенсационных выплатах медицинским работникам». В соответствии с п. 2 Договора Департамент здравоохранения Воронежской области обеспечил перечисление субсидии из средств областного бюджета ответчику в размере 500 000 руб., что подтверждается платежным поручением от ДАТА НОМЕР. Согласно письму БУЗ ВО «Рамонская РБ» от ДАТА НОМЕР и приказу об увольнении от ДАТА НОМЕР-Л ответчик был уволен с работы на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по собственному желанию. На момент увольнения сумма возврата компенсационной выплаты составила 409 924 руб.
Представитель истца Департамента здравоохранения Воронежской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик Анипченко Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, почтовое уведомление в деле, возражений относительно заявленных исковых требований не представила.
Представитель третьего лица БУЗ ВО «Рамонская РБ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В силу ст. 155 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) разбирательство дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
Суд, с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от ДАТА N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (ред. от ДАТА) установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от ДАТА N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений, поскольку иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше федерального закона, призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, условиями проживания.
В соответствии с п. 3 ч. 12.2 ст. 51 вышеназванного Закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:
1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;
2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда ежемесячно представлять в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;
3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДАТА N 1868-О, от ДАТА N 2483-О).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно ч. 1, 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДАТА Анипченко Н.В. на основании трудового договора N НОМЕР была принята на работу в БУЗ ВО "Рамонская районная больница" на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера, на 1,0 ставки, что подтверждается приказом N НОМЕР от ДАТА.
ДАТА между Департаментом здравоохранения Воронежской области и Анипченко Н.В. заключен договор N НОМЕР о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику (врачу, фельдшеру, акушерке, медицинской сестре фельдшерского, фельдшерско-акушерского пункта), прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тысяч человек.
Предметом настоящего договора является предоставление в 2021 году единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в соответствии с положениями государственной программы Российской Федерации «развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДАТА НОМЕР, в размере, предусмотренном разделом 2 настоящего договора.
Согласно п. 2 договора размер единовременной компенсационной выплаты составляет 500 000 руб.
Пунктом 4.2. договора стороны определили обязанности медицинского работника:
- исполнять трудовые обязанности в течение пяти лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации);
- возвратить в бюджет Воронежской области часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 5-7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам;
- возвратить в бюджет Воронежской области часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника).
Факт исполнения истцом условий договора подтверждается копией платежного поручения N НОМЕР от ДАТА и не оспаривается ответчиком.
Согласно ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что Анипченко Н.В., не отработав в течение пяти лет по основному месту работы по указанному договору, была уволена с работы на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, по собственному желанию, согласно приказу об увольнении от ДАТА N НОМЕР.
В силу п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают, в том числе, из договоров.
В соответствии с п. 6.1 Договора от ДАТА НОМЕР за неисполнение обязательств, предусмотренных разделом 4 настоящего Договора, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Представленный истцом расчет суммы компенсационной выплаты, подлежащей возврату медицинским работником Анипченко Н.В., и составляющей за 1497 неотработанных дней в размере 409 924 руб., судом проверен и признан верным. Ответчиком не оспорен.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 12, 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Ответчик в установленном законом порядке и заблаговременно был извещен о дате и времени судебного разбирательства, следовательно, его право на реализацию возможностей по представлению доказательств в равных условиях нарушено не было. Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных норм права, каких-либо доказательств, отвечающих критериям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ), с достоверностью опровергающих приведенные в обоснование исковых требований доводы, им суду представлено не было.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает имеющиеся доказательства (на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности) по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
В соответствии с требованиями ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Поскольку ответчик Анипченко Н.В. доводы истца не опровергла, размер суммы компенсационной выплаты, подлежащей возврату, не оспорила, своего контррасчета не представила, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в заявленном размере, то есть в размере 409 924 руб.
Истец при подаче иска был освобожден от оплаты госпошлины в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, подпункта 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ с Анипченко Н.В. в доход местного бюджета муниципального образования городского округа города Новоалтайска Алтайского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7 299,24 руб.
Руководствуясь статьями 194-199, 234-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Департамента здравоохранения Воронежской области удовлетворить.
Взыскать с Анипченко Натальи Викторовны (паспорт НОМЕР НОМЕР)в бюджет Воронежской области часть единовременной компенсационной выплаты в размере 409 924 руб.
Взыскать с Анипченко Натальи Викторовны в доход муниципального образования городского округа г.Новоалтайска Алтайского края государственную пошлину в размере 7299,24 руб.
Ответчик вправе подать в Новоалтайский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.П. Мельникова
Мотивированное решение изготовлено 27.02.2023 года.