Судья Новиков Р.В. Дело № 21-155/2023
№ 12-97/2023
67RS0002-01-2023-003217-31
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
23 августа 2023 г. г. Смоленск
Судья Смоленского областного суда Савушкина О.С. при секретаре Буданове И.А., рассмотрев жалобу Церлюкевича Олега Альфредовича на решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 11 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении специалиста по охране труда, экологии, промышленной безопасности ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» Церлюкевича Олега Альфредовича,
установил:
постановлением государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Васильевой Е.Ю. от 24 мая 2023 г., оставленным без изменения решением судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 11 июля
2023 г., специалист по охране труда, экологии, промышленной безопасности ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» Церлюкевич О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
В жалобе Церлюкевич О.А. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что отходы, образованные в ходе сноса объекта капитального строительства (здания мельницы), принадлежащего ООО «Смоленский КХП», не относятся к отходам I-V классов опасности, утвержденных приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1027, поскольку включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242. Для определения вида и класса, образующихся в процессе сноса здания отходов,
ООО «Смоленский КХП» был заключен договор с <данные изъяты> согласно составленным протоколам которого, указанные отходы соответствуют V классу опасности. В отобранных и исследованных образцах отходов IV класса опасности выявлено не было. Суд необоснованно принял во внимание фотоматериалы отходов, сделанные проверяющим органом во время проведения проверки, и показания государственного инспектора Васильевой Е.Ю., которая определила отходы IV класса при визуальном осмотре без проведения соответствующей экспертизы. Считает, что определять состав и класс опасности отходов может только аккредитованная лаборатория, но не сотрудник проверяющих органов путем визуального осмотра. Таким образом, выводы суда о том, что на территории ООО «Смоленский КХП» образовались вышеуказанные виды строительных отходов, являются несостоятельными. ООО «Смоленский КХП» представило соответствующие протоколы, составленные лицензированной организацией <данные изъяты> согласно которым имеющиеся на предприятии отходы соответствуют V классу опасности. Доводы государственного инспектора не подтверждаются документами, экспертиз о принадлежности отходов к IV классу опасности не проводилось. В связи с чем считает, что в его действиях отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
В возражениях на жалобу Церлюкевича О.А. заместитель прокурора Заднепровского района г. Смоленска просит решение судьи районного суда оставить без изменения, жалобу Церлюкевича О.А. – без удовлетворения.
В Смоленском областном суде Церлюкевич О.А. и его защитник Байбакова О.В. доводы жалобы поддержали, дополнительно пояснив о том, что все должностные обязанности и необходимые меры по отнесению отходов к определенным классам опасности Церлюкевичем О.А. соблюдались. При этом отходы IV класса опасности на территории предприятия отсутствовали, что подтверждается протоколами
<данные изъяты>
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу, Васильева Е.Ю., представитель прокуратуры Заднепровского района г. Смоленска не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Изучив материалы дела, доводы жалобы с учетом возражений, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ).
Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно п. 3 Порядка паспортизации отходов I - IV классов, утвержденного приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1026 (далее - Порядок), паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица). При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 (далее - ФККО), и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
В силу п. 6 Порядка для отходов, включенных в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению № 2 к указанному Приказу.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Заднепровского района
г. Смоленска на основании постановления заместителя прокурора Заднепровского района г. Смоленска 11 апреля 2023 г. проведена совместная проверка соблюдения
ООО «Смоленский КХП» (<адрес>) природоохранного законодательства об отходах производства и потребления.
По результатам проведенной проверки установлено, что в результате работ по демонтажу производственного здания на территории ООО «Смоленский КХП» образовались следующие виды строительных отходов: 8 12 101 01 72 4 (древесные отходы от сноса и разборки зданий); 8 12 311 21 40 4 (грунты промышленной площадки при сносе и разборке зданий); 8 12 901 01 72 4 (мусор от сноса и разборки зданий несортированный); 8 12 20J 01 20 5 (лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий);
8 22 301 01 21 5 (лом железобетонных изделии, отходы железобетона в кусковой форме);
8 22 201 01 21 5 (лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме).
Кроме того, обнаружены отдельные навалы лома и отходов черных и цветных металлов. ООО «Смоленский КХП» представлены только протоколы испытаний (измерений) отходов, соответствующих V классу опасности: 8 12 201 01 20 5 (лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий ); 8 22.301 01 21 5 (лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кус ко вой форме); 8 22 201 01 21 5 (лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме). На отходы IV класса опасности паспорта не представлены.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 2 мая
2023 г.; справкой по результатам проверки, в которой указаны вышеприведенные виды строительных отходов; фотоматериалом с отображением отходов; приказом № 988к от
22 октября 2018 г.; приказом № 990к от 22 октября 2018 г.; должностной инструкцией, утвержденной 28 ноября 2017 г.; трудовым договором № 35; дополнительными соглашениями (№1 и №2); служебной запиской; предложением и согласием на совмещение должностей; соглашением от 22 октября 2018 г.; письмом Генерального директора ООО «Смоленский КХП»; договором купли-продажи № 19122022, показаниями свидетеля Васильевой Е.Ю. и другими письменными доказательствами.
24 мая 2023 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым Церлюкевич О.А. привлечен к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
Церлюкевич О.А., как должностное лицо, являясь ответственным за отнесение отходов, образующихся при осуществлении деятельности, к определенным классам опасности, допустил нарушение положений ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ, выразившееся в неотнесении отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов I - IV классов опасности (с 22.10.2018 специалист по охране труда
ООО «Смоленский КХП» - приказ № 988к от 22.10.2018, специалист по экологии - приказ № 990к от 22.10.2018, должностная инструкция, утвержденная 28.11.2017, трудовой договор № 35 с учетом дополнительных соглашений к нему).
Согласно протоколам испытаний <данные изъяты> в ходе работ по демонтажу производственного здания образовались следующие виды строительных отходов: лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий; лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме; лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, которые отнесены к V классу опасности.
В суде первой инстанции представитель Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии – государственный инспектор Смоленской области в области охраны окружающей среды Васильева Е.Ю. пояснила, что все отходы IV класса опасности, выявленные в ходе проверки, с очевидностью определяются при визуальном осмотре. На представленных в материалы дела цветных фотоснимках высокого разрешения отображается месторасположение каждого из трех отходов IV класса опасности выявленных при проверочных мероприятиях. Никакими нормативными актами не предписано требование об обязательном проведении экспертизы для выявления того или иного вида отхода. Вместе с тем не исключается проведение экспертизы при выявлении отходов особой сложности (например, отходов, образующихся при загрязнении почвы нефтепродуктами). В данном случае никаких оснований для проведения экспертиз не имелось.
Факт совершения Церлюкевичем О.А. вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судьей фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Церлюкевича О.А. состава административного правонарушения ввиду отсутствия отходов IV класса опасности на территории предприятия ООО «Смоленский КХП», что подтверждается протоколами
<данные изъяты> о не проведении по делу соответствующей экспертизы с целью установления отходов IV класса опасности; факт наличия отходов IV класса опасности установлен только на основе визуального осмотра должностных лиц, не могут быть приняты во внимание, поскольку из имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе фотоматериалов <данные изъяты> однозначно усматривается, что на территории предприятия ООО «Смоленский КХП» имеются места отходов IV класса опасности.
Необходимости в проведении экспертизы для определения отходов IV класса опасности с привлечением специализированной организации не имеется, поскольку проверка проведена лицами, обладающими необходимыми специальными познаниями в данной области. Доводы жалобы о необходимости проведения по делу экспертизы на правомерность принятого по делу судебного постановления не влияют.
Вопреки доводам жалобы, выявленные визуально инспектором отходы входят в перечень отходов, установленных Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г.
№ 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».
Доводы жалобы не опровергают выводы о наличии в деянии Церлюкевича О.А. состава вмененного административного правонарушения. Из материалов дела следует, что вышеуказанные отходы образовались в результате деятельности ООО «Смоленский КХП».
Доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судьи районного суда, а также к выражению несогласия с произведенной ими оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Таким образом, Церлюкевич О.А. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Церлюкевича О.А. к административной ответственности не нарушены.
Доводы жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения судьи районного суда и получили исчерпывающую правовую оценку в обжалуемом судебном акте.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, при производстве по делу допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 11 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении специалиста по охране труда, экологии, промышленной безопасности ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» Церлюкевича Олега Альфредовича оставить без изменения, а жалобу Церлюкевича Олега Альфредовича – без удовлетворения.
Судья О.С. Савушкина