Дело № 2-2998/2023
50RS0019-01-2023-003550-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин Московской области 22 ноября 2023 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Полуниной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Панковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2998/2023 по исковому заявлению Никитина В.Б. к Филиалу № 1 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области о перерасчете размера пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец в суд с исковым заявлением к Филиалу № 1 Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области, которым просил суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера, исходя из факта получения в 1983-1985 годах заработной платы в Третьем Московском монтажном управлении «Промвентиляции» на основании п. 23 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 15 от 29 мая 2018 г. и определить ее размер исходя обычного вознаграждения работника его квалификации в данной местности, а при возможности установления размера такого вознаграждения - исходя из размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, статья 133.1 ТК РФ, пункт 4 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации) с учетом, что средняя заработная плата по стране за период с /дата/. по 12.06.1985г. составляла 208,47 руб. Коэффициент отношения среднего заработка к среднему заработку по стране должен составлять не менее 0,93, а не 0,385.
В обосновании своих требований истец указал, что /дата/. ему назначена страховая пенсия по старости в размере 14 302 руб.85 коп., а суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет: 21 523, 00 руб. ГУ ПФР по г. Москве и МО не учел и не включил в страховой стаж периоды с /дата/. по /дата/ г., исходя из которого просил произвести расчет размера страховой пенсии. В период с /дата/. по /дата/ истец работал в Третьем Московском Монтажном управлении «Промвентиляции», что подтверждается записями в трудовой книжке. Размер заработной платы в период с /дата/. по /дата/ не подтверждается справкой о заработной плате. Документы по начислению заработной платы с /дата/. по /дата/. не сохранились, в архив не сдавались, что подтверждается архивными справками. Исчисление размера пенсии исходя из заработка в вышеуказанный период позволило бы применить коэффициент отношения среднемесячной заработной платы работника к среднемесячной заработной плате по стране, что приведет к увеличению размера пенсии. /дата/ по /дата/ среднемесячная заработная плата в СССР составляла: 208,47. На основании п. 23 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 15 от /дата/. определить размер заработной платы возможно исходя из обычного вознаграждения работника его квалификации в данной местности, а при невозможности установления размера такого вознаграждения - исходя из размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, статья 133.1 ТК РФ, пункт 4 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отношение средней месячной зарплаты истца к средней месячной зарплате в стране составило бы в таком случае 0,93 (максимальное отношение составляет 1,2). Средний заработок истца составлял в спорный период 210 руб. Средняя заработная плата по стране за период с /дата/. по /дата/. составлял 208,47 руб. Коэффициент отношения среднего заработка истца к среднему заработку по стране должен составлять не менее 0,93, а не 0,385 как рассчитано Государственным учреждением — Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации №1 по г. Москве и Московской области при назначении пенсии. Таким образом, по мнению истца, пенсия, исчисленная исходя из заработка, указанного выше, если взять в счет стаж работы за период с /дата/. по /дата/., является наиболее выгодной для истца. В связи с чем, Никитин В.Б. обратился в суд с указанным иском.
Истец Никитин Владимир Борисович в судебное заседание явился, поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика по доверенности Довгайло Д.В. в судебное заседание явилась, представляла возражения на исковое заявление, в которых просила суд отказать в удовлетворении иска, а также представила копию из пенсионного (выплатного) дела Никитина В.Б.
Суд, выслушав доводы явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, учитывая следующее.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. Особый порядок подтверждения среднемесячного заработка в случаях утраты работодателем первичных бухгалтерских документов о заработке работников, пенсионным законодательством не предусмотрен. Подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным. При этом никакие усредненные показатели – средние данные о заработной плате по организации, региону или отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, данные, определенные расчетным путем, а также свидетельские показания не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка для установления пенсии.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Как следует из материалов дела, Никитину В.Б. /дата/ рождения с /дата/. назначена страховая пенсия по старости, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 21 523руб. 59 коп. (л.д.10).
Общий страховой стаж Никитина В.Б. составил /данные изъяты/, трудовой стаж по состоянию на /дата/ составил 25 лет 10 месяцев 09 дней.
Согласно справки ГУ-ГУ ПФР № 1 по г. Москве и Московской области /номер/ от /дата/., период работы Никитина В.Б. с /дата/. по /дата/. включен пенсионным органом в страховой стаж истца (л.д. 11-12).
Согласно ответа ГУ-ГУ ПФР № 1 по г. Москве и Московской области на обращение истца /номер/ от /дата/. (л.д. 24-29), в рамках проведения заблаговременной работы с целью оказания содействия заявителю в истребовании документов о заработной плате были сделаны соответствующие запросы.
По поступившим ответам:
- /номер/ от /дата/. из АО «Компания «Главмосстрой» документы Третьего Московского Монтажного Управления треста «Промвентиляция» на хранение в архив АО «Компания «Главмосстрорй» не поступали. Сведениями о местонахождении документов они не располагают;
- /номер/ от /дата/. из ООО «Первого Монтажного Управления «Промвентиляция», Никитин В.Б. за период с /дата/. по /дата/. в штате сотрудников не числился. Данная организация существует с /дата/
- /номер/ от /дата/. из Государственного казенного учреждения города Москвы «Центрального объединенного архива города Москвы» документальные материалы Третьего Московского Монтажного управления треста «Промвентиляция» с /дата/. по 12.06.1985г. на хранение в архив не поступали;
- /дата/-с от /дата/. из ФКУ «Российского государственного архива экономики» документы Третьего Московского Монтажного Управления треста «Промвентиляция» Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР на хранение не поступали.
Заработная плата на дату назначения страховой пенсии по старости учтена по более выгодному варианту, по выписке из лицевого счета застрахованного лица, коэффициент по заработной плате составил 0,385.
Максимальный размер согласно ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составляет - 1,2.
При расчете заработной платы для назначении страховой пенсии по старости рассматривались периоды работы с /дата/. по /дата/ с /дата/. по /дата/. по справке о заработной плате, и с /дата/. по /дата/., с /дата/. по /дата/., за ноябрь и /дата/. по выписке из лицевого счета застрахованного лица.
В силу п. 15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
В силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно абзаца 7 пункта 3, абзаца 4 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ).
В подпункте 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» также разъяснено, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчёта расчётного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платёжные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка
В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. Особый порядок подтверждения среднемесячного заработка в случаях утраты работодателем первичных бухгалтерских документов о заработке работников, пенсионным законодательством не предусмотрен. Подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным. При этом никакие усредненные показатели – средние данные о заработной плате по организации, региону или отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, данные, определенные расчетным путем, а также свидетельские показания не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка для установления пенсии.
На основании статьи 30.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицо имеет право на перерасчёт размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтён при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьёй 30 указанного закона при установлении ему трудовой пенсии.
Согласно разъяснениям Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенным в письме от 27 ноября 2001 года /номер/; /номер/, при установлении пенсии, в том случае, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
К таким документам могут быть отнесены учётные карточки членов партии и партийные билеты, учётные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учётные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчётные книжки (расчётные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Из искового заявления следует, что среднемесячная заработная плата в СССР за период с /дата/. по /дата/. составляла 208,47 руб., средний заработок истца за тот же период составлял 210 руб.
Между тем, каких-либо доказательств в подтверждение размера заработка Никитина В.Б. в спорный период, из которых можно было бы сделать вывод о его размере, в материалы дела не представлено.
Статистические данные в спорные периоды не могут служить надлежащим доказательством обоснованности заявленных истцом требований, поскольку средние данные о заработной плате по организации, отрасли или региону, а также сведения о тарифных ставках и должностных окладах не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка для установления трудовой пенсии.
Действующее пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчёт и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
При этом обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая им заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество отработанного времени, объём проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объёма работы, различные системы оплаты труда и премирования, а также иных обстоятельств.
Представленные Никитиным В.Б. в иске статистические данные не подтверждают конкретный размер его заработной платы, не содержат данных, достоверно свидетельствующих об индивидуальном характере его заработка, поскольку получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от указанных выше обстоятельств. Такие сведения подтверждают лишь размер среднемесячной заработной платы рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства и не носят индивидуальный характер.
Указанный в иске п.23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018г. № 15 не применимы к спорным правоотношениям, поскольку данные разъяснения даны для рассмотрении дел о взыскании заработной платы по требованиям работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям.
В связи с отсутствием каких-либо документов, подтверждающих фактический заработок истца в спорный период, исковые требования истца о признании права на расчет пенсии и возложении обязанности произвести расчет пенсии с учетом заработной платы за время работы в Третьем Московском Монтажном Управлении Треста «Промвентиляции» удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Никитина В.Б. к Филиалу № 1 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области о перерасчете размера пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Полунина Е.В.
Мотивированное решение составлено: 23 ноября 2023 года.
Судья Полунина Е.В.