Дело №2-1-284/2024
УИД 73RS0008-01-2024-000431-80
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 июня 2024 года г. Инза, районный суд
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,
при секретаре Просвирниной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инзенского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности оборудовать объекты культуры системами экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации,
у с т а н о в и л :
Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности оборудовать объекты культуры системами экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Определением Инзенского районного суда Ульяновской области к участию по делу в качестве третьего лица привлечена Администрация МО «Инзенский район».
В обоснование искового заявления указано, что в рамках проведенной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения учреждениями образования требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры были выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму.
Статьей 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) определено, что противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних, и антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017
№ 176 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее – Требования).
Пунктом 3 Требований установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов с учетом возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории (п. 5 Требований).
Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта.
Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней (п. 7 Требований).
В соответствии с пп. «в» п. 11 Требований, в ходе своей работы комиссия:
а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);
в) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), его критические элементы;
г) определяет возможные последствия совершения террористического акта;
д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от присваиваемой объекту (территории) категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории) (п. 18 Требований).
На каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности (п. 41 Требований).
Согласно пп. «з» п. 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории) (п. 19 Требований).
Согласно договору безвозмездного пользования нежилым зданием от 19.01.2024, заключенным между учреждением и МУ Администрацией муниципального образования Коржевское сельское поселение в безвозмездное пользование учреждению переданы здания и помещения сельских домов культуры, расположенные по адресам:
- Ульяновская область, Инзенский район, с. Чамзинка, ул. Парковая, д. 14;
- Ульяновская область, Инзенский район, с. Проломиха, ул. Центральная,
д. 37;
- Ульяновская область, Инзенский район, с. Коржевка, ул. Гагарина, д. 7.
Аналогичный договор безвозмездного пользования нежилым зданием и помещением был заключен 24.05.2022 между учреждением и МУ Администрацией муниципального образования Коржевское сельское поселение.
28.02.2023 утверждены паспорта 3 вышеуказанных объектов культуры, которым присвоена 3 категория.
Ранее были утверждены паспорта безопасности Коржевского сельского дома культуры 23.08.2019 (Ульяновская область, Инзенский район, с. Коржевка, ул. Гагарина, д. 7), Проломихинского центрального сельского дома культуры 26.09.2019 (Ульяновская область, Инзенский район, с. Проломиха, ул. Центральная, д. 37), Чамзинского сельского дома культуры 23.08.2019 (Ульяновская область, Инзенский район, с. Чамзинка, ул. Парковая, д. 14).
При этом оборудование данных объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение длительного времени не осуществлено.
В этой связи межрайонным прокурором 28.03.2024 начальнику МБУ «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» внесено представление об устранении нарушений закона № 07-01-2024/Прдп250-24-20730011 в отношении указанных 14 объектов культуры.
Согласно ответу МБУ «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» от 24.04.2024 № 479 нарушения закона не устранены.
В результате бездействия муниципального учреждения нарушаются права граждан, в том числе несовершеннолетних, на безопасные условия жизнедеятельности, воспитания, проведения досуга и культурного развития.
Неисполнением ответчиками указанного законодательства создаются предпосылки для нарушения основополагающих принципов обеспечения безопасности неопределенного круга лиц, совершения террористических акций.
Просил суд признать бездействие МБУ «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» по не оборудованию объектов культуры системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, расположенных по адресам:
- Ульяновская область, Инзенский район, с. Чамзинка, ул. Парковая, д. 14;
- Ульяновская область, Инзенский район, с. Проломиха, ул. Центральная,
д. 37;
- Ульяновская область, Инзенский район, с. Коржевка, ул. Гагарина, д. 7, незаконным.
Обязать МБУ «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» оборудовать системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации объекты культуры, расположенные по адресам:
- Ульяновская область, Инзенский район, с. Чамзинка, ул. Парковая, д. 14;
- Ульяновская область, Инзенский район, с. Проломиха, ул. Центральная,
д. 37;
- Ульяновская область, Инзенский район, с. Коржевка, ул. Гагарина, д. 7
В судебном заседании помощник Инзенского межрайонного прокурора Мельников Е.Н. заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что прокуратура не возражает против установления срока для исполнения настоящего решения до 10 января 2025 г.
Представитель ответчика – Муниципального бюджетного учреждения «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» Киселева А.Д. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.
Пояснила, что какого-либо бездействия учреждением допущено не было.
Согласно п. 19 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учётом объёма планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2-х лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
С целью приведения учреждений культуры района в соответствие с пп. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176 и на основании исковых заявлений Инзенской межрайонной прокуратуры направлялось письмо в адрес начальника Управления финансов муниципального образования «Инзенский район» с просьбой о предусмотрении в бюджете дополнительных средств на оборудование- учреждений культуры системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, но в просьбе об увеличении лимитов было отказано.
МБУ «Управление культуры и организации досуга населения» МО «Инзенский район» определённые действия в сфере антитеррористической защищенности проводились, факт бездействия отсутствует.
Представитель третьего лица- Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Инзенский район» Акашина Ю.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании дала аналогичные пояснения.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
В рамках проведенной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения учреждениями образования требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры были выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму.
Статьей 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) определено, что противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с п.п. 7, 12 ст. 2, ст. 3 Закона № 35-ФЗ одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации определены приоритеты мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, то есть выявление и последующее устранение причин и условий, способствовавших совершению террористических актов.
При этом одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних, и антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017
№ 176 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее – Требования).
Пунктом 3 Требований установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов с учетом возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории (п. 5 Требований).
Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта.
Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней (п. 7 Требований).
В соответствии с пп. «в» п. 11 Требований, в ходе своей работы комиссия:
а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);
в) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), его критические элементы;
г) определяет возможные последствия совершения террористического акта;
д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от присваиваемой объекту (территории) категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории) (п. 18 Требований).
На каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности (п. 41 Требований).
Согласно пп. «з» п. 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории) (п. 19 Требований).
Согласно договору безвозмездного пользования нежилым зданием от 19.01.2024, заключенным между учреждением и МУ Администрацией муниципального образования Коржевское сельское поселение в безвозмездное пользование учреждению переданы здания и помещения сельских домов культуры, расположенные по адресам:
- Ульяновская область, Инзенский район, с. Чамзинка, ул. Парковая, д. 14;
- Ульяновская область, Инзенский район, с. Проломиха, ул. Центральная,
д. 37;
- Ульяновская область, Инзенский район, с. Коржевка, ул. Гагарина, д. 7.
Аналогичный договор безвозмездного пользования нежилым зданием и помещением был заключен 24.05.2022 между учреждением и МУ Администрацией муниципального образования Коржевское сельское поселение.
28.02.2023 утверждены паспорта 3 вышеуказанных объектов культуры, которым присвоена 3 категория.
Ранее были утверждены паспорта безопасности Коржевского сельского дома культуры 23.08.2019 (Ульяновская область, Инзенский район, с. Коржевка, ул. Гагарина, д. 7), Проломихинского центрального сельского дома культуры 26.09.2019 (Ульяновская область, Инзенский район, с. Проломиха, ул. Центральная, д. 37), Чамзинского сельского дома культуры 23.08.2019 (Ульяновская область, Инзенский район, с. Чамзинка, ул. Парковая, д. 14).
При этом оборудование данных объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение длительного времени не осуществлено.
В этой связи межрайонным прокурором 28.03.2024 начальнику МБУ «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» внесено представление об устранении нарушений закона № 07-01-2024/Прдп250-24-20730011 в отношении указанных 14 объектов культуры.
Согласно ответу МБУ «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» от 24.04.2024 № 479 нарушения закона не устранены.
В результате бездействия муниципального учреждения нарушаются права граждан, в том числе несовершеннолетних, на безопасные условия жизнедеятельности, воспитания, проведения досуга и культурного развития.
Неисполнением ответчиками указанного законодательства создаются предпосылки для нарушения основополагающих принципов обеспечения безопасности неопределенного круга лиц, совершения террористических акций.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.
С учетом позиции прокурора, суд полагает возможным установить срок для исполнения настоящего решения до 10.01.2025 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, судья
Р е ш и л :
Исковые требования Инзенского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности оборудовать объекты культуры системами экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного учреждения «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» по не оборудованию объектов культуры, расположенных по адресам:
Ульяновская область, Инзенский район, с. Чамзинка, ул. Парковая, д.14;
Ульяновская область, Инзенский район, с. Проломиха, ул. Центральная, д.37;
Ульяновская область, Инзенский район, с. Коржевка, ул. Гагарина, д.7;
системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать МБУ «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» оборудовать системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, объекты культуры, расположенные по следующим адресам:
Ульяновская область, Инзенский район, с. Чамзинка, ул. Парковая, д.14;
Ульяновская область, Инзенский район, с. Проломиха, ул. Центральная, д.37;
Ульяновская область, Инзенский район, с. Коржевка, ул. Гагарина, д.7;
Установить срок для исполнения настоящего решения до 10 января 2025 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2024 г.