РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2023 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Зыковой А.Ю.,
при секретаре Истоминой И.Ф.,
с участием представителя истца помощника прокурора Куйбышевского района г. Иркутска <ФИО>3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по исковому заявлению прокурора Балаганского района Иркутской области, действующего в интересах Российской Федерации, к областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» о возложении обязанности произвести очистку лесных участков от порубочных остатков,
установил:
в Куйбышевский районный суд г. Иркутска обратился прокурор Балаганского района Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), к областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» (далее – АУ «Лесхоз Иркутской области»), в обоснование которого указал, что между Министерством лесного комплекса Иркутской области (продавец) и АУ «Лесхоз Иркутской области» (покупатель) заключен договор купли-продажи лесных насаждений от <дата> <номер>, по условиям которого на основании государственного задания <номер> от <дата> продавец обязуется передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в собственность покупателю для заготовки древесины в соответствии с частью 3 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), а покупатель обязуется принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с разделом 3 настоящего договора. Согласно пункту 2 договора местоположение лесных насаждений: Иркутская область, Балаганский муниципальный район, Балаганское лесничество, Балаганское участковое лесничество, Северная дача, квартал 184 выдел 12, 14, лесосека 1, деляна 1. Характеристика и объем древесины лесных насаждений, подлежащих заготовке, указываются в приложении <номер>. Срок действия договора от <дата> <номер> установлен с <дата> по <дата> (пункт 23 договора). Лесные насаждения переданы покупателю по акту приема-передачи. В пункте 5 договора от <дата> <номер> установлено: форма рубки: выборочная рубка, вид рубка: рубка при уходе за лесом. Пунктом 7 договора определены сроки и условия вывоза древесины – до <дата>. Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способом: очистка мест рубок с подбором сучьев и хмыза, измельчение порубочных остатков, равномерное разбрасывание в следующие сроки - с <дата> по <дата> (пункт 8 договора). Согласно пункту 15 договора покупатель обязан соблюдать правила заготовки древесины, правила ухода за лесами, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт «в»); обеспечить вывоз древесины в срок, установленный настоящим договором (подпункт «е»); осуществлять выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в срок, установленный пунктом 8 договора, правилами заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами пожарной безопасности в лесах, а также порядком проведения лесосечных работ, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт «ж»). Актом натурного обследования от <дата>, актом заключительного осмотра лесосеки <номер> от <дата> установлены факты неисполнения АУ «Лесхоз Иркутской области» обязанности по вывозу заготовленной древесины объемом 690 м3 и очистке от порубочных остатков лесосеки, находящейся в выделах 12, 14 квартала 184 Северной дачи Балаганского участкового лесничества, Балаганского лесничества. В связи с выявленными нарушениями ТУ МЛК Ио по Балаганскому лесничеству в адрес ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» внесено требование <номер> от <дата> о необходимости исполнения требований по вывозке заготовленной древесины в количестве 690 м3 и очистке лесосеки от порубочных остатков на погрузочных площадках и трелевочных волоках, провести трелевку, раскряжовку и вывозку валежника, находящегося на деляне в срок до <дата>. ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» требования министерства не исполнены, заготовленная древесина с лесного участка не вывезена, очистка лесосеки от порубочных остатков на погрузочных площадках не произведена, что также подтверждается актом натурного обследования и фототаблицей от <дата>. Согласно представленной информации ТУ MЛK Ио по Балаганскому лесничеству по состоянию на <дата> требования по очистке лесного участка от порубочных остатков ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» не исполнены. Непринятие мер по очистке территории лесного фонда от порубочных остатков способствует возникновению и распространению на территории района в пожароопасный сезон лесных пожаров.
На основании изложенного истец просит суд обязать ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» произвести очистку лесных участков, расположенных в выделах 12, 14 квартала 184 Северной дачи Балаганского участкового лесничества от порубочных остатков в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до <дата>.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Куйбышевского района г. Иркутска <ФИО>3 заявленные требования с учетом их уточнения поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика АУ «Лесхоз Иркутской области» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьих лиц Министерства лесного комплекса, Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Балаганскому лесничеству, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Документов, свидетельствующих об уважительных причинах неявки в суд, не представили.
Информация о месте и времени судебного разбирательства своевременно размещалась на официальном сайте Куйбышевского районного суда г. Иркутска по правилам статьи 113 ГПК РФ.
Принимая во внимание положения статей 115, 116 ГПК РФ, а также пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и имеющиеся в нем доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Часть 1 статьи 45 ГПК РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 ЛК РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; платность использования лесов.
Как определено частью 3 статьи 16 ЛК РФ, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Частью 1 статьи 50.7 ЛК РФ определено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
В силу статьи 60.1 ЛК РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам) (часть 1).
Защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 4).
Полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушеная лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), зашиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 3 ЛК РФ).
В силу статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ (часть 1).
При осуществлении мероприятий по сохранению лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в части 2 настоящей статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3).
Согласно пункту 12 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 № 1724-р «Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, зашиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года» принятие норм, обеспечивающих получение специализированными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации права на осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов без проведения конкурса связано с решением задач по повышению эффективности управления лесным сектором, и обусловлено тем, что данные учреждения имеют в наличии лесозаготовительную и лесопожарную технику, оборудование, средства связи, имеют в штате работников с профессиональным образованием в области лесного хозяйства.
Таким образом, государство посредством данных учреждений выполняет для общества определенные работы и заинтересовано в том, чтобы эти работы выполнялись качественно и в срок.
Эта заинтересованность закреплена нормативно - посредством государственного задания, а также соглашения об условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения такого государственного задания.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственное задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» государственное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (часть 2.1 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).
Судом установлено, что АУ «Лесхоз Иркутской области» является действующим юридическим лицом, что подтверждается сведениями, указанными в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от <дата>.
<дата> между министерством лесного комплекса Иркутской области (продавец) и АУ «Лесхоз Иркутской области» (покупатель) заключен договор <номер> купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, для заготовки ответчиком древесины.
По условиям указанного договора местоположением лесных насаждений определено: Иркутская область, Балаганский муниципальный район, Балаганское лесничество, Балаганское участковое лесничество, Северная дача, квартал 184 выдел 12, 14, лесосека 1, деляна 1 (пункт 2 договора).
Лесные насаждения переданы покупателю по акту приема-передачи (приложение <номер> к договору).
Пунктом 3 договора определено, что характеристика и объем древесины лесных насаждений, подлежащих заготовке, указываются в приложении <номер> к договору.
Срок действия договора установлен с <дата> по <дата> (пункт 23 договора).
В пункте 5 договора установлены: форма рубки: выборочная рубка, вид рубки: рубка при уходе за лесом.
Пунктом 7 договора определены сроки и условия вывоза древесины – до 23.12.2022.
Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способом: очистка мест рубок с подбором сучьев и хмыза, измельчение порубочных остатков, равномерное разбрасывание в следующие сроки - с 27.01.2022 по 23.12.2022 (пункт 8 договора).
Согласно пункту 15 договора покупатель обязан соблюдать правила заготовки древесины, правила ухода за лесами, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт «в»); обеспечить вывоз древесины в срок, установленный настоящим договором (подпункт «е»); осуществлять выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в срок, установленный пунктом 8 договора, правилами заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами пожарной безопасности в лесах, а также порядком проведения лесосечных работ, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт «ж»).
Приказом Минприроды России от 17.01.2022 № 23 утверждены виды лесосечных работ, порядок и последовательность их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки.
В соответствии с пунктом 1 приказа Минприроды № 23 лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с рубками лесных насаждении при осуществлении различных видов использования лесов в соответствии с главой 2 ЛК РФ, а также при проведении мероприятий по сохранению лесов.
При выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, права постоянного (бессрочного) пользования, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения (пункт 4 приказа Минприроды № 23).
Согласно пункту 7 приказа Минприроды № 23 основные лесосечные работы представляют собой совокупность технологических процессов, указанных в части 1 статьи 23.1 ЛК РФ.
К основным лесосечным работам откосятся следующие работы: 1) валка (в том числе опиливание, срубание, срезание) лесных насаждений; 2) трелевка древесины; 3) частичная переработка древесины; 4) хранение древесины в лесу; 5) иные процессы, технологически связанные с рубкой лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 8 приказа Минприроды № 23 заключительные лесосечные работы представляют собой очистку лесосек и снос объектов лесной инфраструктуры.
К заключительным лесосечным работам относятся следующие работы: 1) очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков; 2) снос созданных лесных складов, других строений и сооружений; 3 ) приведение в состояние, пригодное для использования по назначению, лесных дорог, имевшихся до осуществления лесосечных работ; 4) приведение в надлежащее состояние нарушенных мостов, просек, водотоков, ручьев, рек.
Очистка мест рубок от порубочных остатков осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков и кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки; вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки.
Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.
Пунктом 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993, пунктом 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047, установлено, что при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек от порубочных остатков, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Актом натурного обследования от <дата>, актом заключительного осмотра лесосеки <номер> от <дата> установлены факты неисполнения АУ «Лесхоз Иркутской области» обязанности по вывозу заготовленной древесины объемом 690 м3 и очистке от порубочных остатков лесосеки, находящейся в выделах 12, 14 квартала 184 Северной дачи Балаганского участкового лесничества, Балаганского лесничества.
В связи с выявленными нарушениями территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Балаганскому лесничеству в адрес АУ «Лесхоз Иркутской области» внесено требование <номер> от <дата> о необходимости исполнения требований по вывозке заготовленной древесины в количестве 690 куб.м и очистке лесосеки от порубочных остатков на погрузочных площадках и трелевочных волоках, провести трелевку, раскряжовку и вывозку валежника, находящегося на деляне в срок до <дата>.
Установлено, что АУ «Лесхоз Иркутской области» требования министерства не исполнены, заготовленная древесина с лесного участка не вывезена, очистка лесосеки от порубочных остатков на погрузочных площадках не произведена, что подтверждается актом натурного обследования и фототаблицей от <дата>.
Согласно представленной информации ТУ MЛК по Иркутской области по Балаганскому лесничеству по состоянию на <дата> требования по очистке лесного участка от порубочных остатков ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» не исполнены.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, исходя из вышеназванных правовых норм, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт нарушения ответчиком требований лесного законодательства, правил санитарной и пожарной безопасности в лесах, что в свою очередь нарушает права и законные интересы Российской Федерации в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, суд находит требования прокурора Балаганского района Иркутской области, действующего в интересах Российской Федерации, о возложении на ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» обязанности произвести очистку лесных участков, расположенных в выделах 12, 14 квартала 184 Северной дачи Балаганского участкового лесничества от порубочных остатков в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до <дата> - подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Балаганского района Иркутской области удовлетворить.
Возложить на областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» обязанность произвести очистку лесных участков, расположенных в выделах 12, 14 квартала 184 Северной дачи Балаганского участкового лесничества от порубочных остатков в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до <дата>.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья А.Ю. Зыкова
Мотивированный текст решения суда изготовлен <дата>