Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-848/2022 ~ М-694/2022 от 06.05.2022

Дело № 2-848/2022

УИД 21RS0006-01-2022-001108-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июня 2022 года                                                                                           г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Камушкиной Е.Н.,

с участием прокурора - старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Тимофеевой И.М.,

представителя ответчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » г. Канаш Чувашской Республики Д.,

при секретаре судебного заседания Викторовой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Канаш Чувашской Республики, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » г. Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности по обеспечению охраны учреждения,

установил:

Заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Канаш Чувашской Республики, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » г. Канаш Чувашской Республики (далее - МБОУ «СОШ ») о возложении обязанности в течение одного года после вступления в законную силу решения суда обеспечить физическую охрану объекта (территории) путем заключения договора об организации физической охраны объектов (территории) с привлечением сотрудников частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Исковые требования мотивированы тем, что проведенной Канашской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства об образовании и противодействии терроризму, установлено, что охрана объекта (территории) МБОУ «СОШ » осуществляется по рабочим дням в дневное время сотрудником из числа обслуживающего персонала и сторожем в ночное время, в праздничные и выходные дни - в круглосуточном режиме, что является нарушением требований Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства Просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009. В силу того, что здание, в котором расположено МБОУ «СОШ », относится к третьей категории опасности (по антитеррористической защищенности), в соответствии с положениями вышеуказанных норм, его охрана должна быть обеспечена сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в целях защиты жизни и здоровья несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения от террористического вмешательства.

В судебном заседании прокурор Тимофеева И.М. иск поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика - администрации г. Канаш Чувашской Республики в судебное заседание не явился (л.д. <данные изъяты>). Из отзыва на исковое заявление следует, что в бюджете г. Канаш необходимый для организации работ по осуществлению физической охраны объекта (территории) объем бюджетных ассигнований не предусмотрен. Кроме того, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Расходы на оплату труда, включая охранников и вахтеров, в полном объеме учитываются в расчете субвенций, предоставляемых местным бюджетам на финансовое обеспечение. Таким образом, организацию обеспечения физической охраны образовательных организаций возможно осуществить за счет указанных субвенций при внесении соответствующих изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2013 №536 «О финансовом обеспечении государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» в части отражения в составе расходов на обеспечение образовательного процесса расходов на оплату услуг сторонних организаций по организации физической охраны объекта (территории) в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Чувашской Республики на указанные цели на фонд оплаты труда охранников и вахтеров. При этом сумму превышения фактических расходов от запланированного объема на указанные цели необходимо взыскивать за счет средств бюджета г. Канаш. Вопрос об удовлетворении исковых требований прокурора оставил на усмотрение суда (л.д. <данные изъяты>).

Представитель ответчика - директор МБОУ «СОШ » Д. исковые требования признала, пояснив, что в целях обеспечения безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения заключены договоры 01 января 2022 года с ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике на техническое обслуживание средств тревожной сигнализации, 01 апреля 2022 года - с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Чувашской Республике-Чувашии» на централизованное наблюдение (контроль) шлейфа тревожной сигнализации посредством использования радиосистемы передачи извещений по каналам сотовой связи в зоне действия пункта централизованной охраны, а также осуществляется контрольно-пропускной режим силами работников учреждения. Круглосуточная охрана объекта (территории) с привлечением сотрудниками частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не осуществляется из-за отсутствия финансирования.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в гражданском деле доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицированной постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года № 1559-1, государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно статье 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В силу ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Утвержденная Президентом РФ 05 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в РФ предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (пункт 7). В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункт 29). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42).

Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей (подпункт «д» пункта 11).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление N 1006) утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требований).

Пунктом 25 Требований установлено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются дополнительные мероприятия, включая обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Согласно пункту 32 Требований контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Из указанного следует, что Требованиями, утвержденными Постановлением           № 1006, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.

При этом, в силу пункта 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

К вопросам местного значения городского округа в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в случаях, когда речь идет о решении вопросов местного значения.

Как установлено судом, Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в ходе проведенной проверки исполнения МБОУ «СОШ » требований законодательства об образовании и противодействии терроризму установлено, что согласно паспорту безопасности МБОУ «СОШ » объект отнесен к третьей категории опасности, однако охрана учреждения в соответствии с положениями вышеуказанных Требований не осуществляется (л.д.<данные изъяты>).

В связи с выявленными нарушениями в адрес образовательного учреждения прокурором ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений Федеральных законов от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму (л.д. <данные изъяты>).

Как следует из пояснений прокурора, представителя ответчика МБОУ «СОШ » и подтверждается материалами дела, нарушения, послужившие основанием для вынесения прокурором представления, в настоящее время не устранены.

В соответствии с Уставом МБОУ «СОШ » учредителем и собственником образовательного учреждения является муниципальное образование - «город Канаш Чувашской Республики», функции и полномочия которого осуществляет администрация г. Канаш Чувашской Республики (п.п. 1.4, 1.5 Устава) (л.д. <данные изъяты>).Имущество образовательного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Согласно нормам Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствии с положениями статьи 7 Устава г. Канаш Чувашской Республики, к вопросам местного значения муниципального образования относятся составление и рассмотрение проекта бюджета города Канаш, утверждение и исполнение бюджета города Канаш, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета города Канаш; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города Канаш.

Проанализировав обстоятельства дела и представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что несоблюдение ответчиками требований законодательства по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения от террористического вмешательства создает угрозу жизни и здоровью, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.

При таких обстоятельствах, суд считает требование прокурора к ответчикам об обязании обеспечить охрану образовательного учреждения законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока для исполнения настоящего решения суд учитывает такие обстоятельства, как характер обязательств, комплекс мероприятий, направленных на заключение соответствующего договора, а также направленных на обеспечение образовательного учреждения финансирования для заключения договора с соответствующей охранной организацией.

С учетом изложенного, суд полагает, что указанный прокурором срок - в течение 1 года после вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для его исполнения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики удовлетворить.

Возложить на администрацию города Канаш Чувашской Республики и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » г. Канаш Чувашской Республики обязанность в течение одного года после вступления в законную силу настоящего решения суда организовать физическую охрану объекта (территории) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » г. Канаш Чувашской Республики путем заключения договора об организации физической охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                              Е.Н. Камушкина

Мотивированное решение составлено 08 июня 2022 года.

2-848/2022 ~ М-694/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики
Ответчики
Администрация г. Канаш Чувашской Республики
МБОУ "СОШ №5" г. Канаш Чувашской Республики
Суд
Канашский районный суд Чувашской Республики
Судья
Камушкина Екатерина Николаевна
Дело на странице суда
kanashsky--chv.sudrf.ru
06.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2022Передача материалов судье
12.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2022Судебное заседание
08.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2022Дело оформлено
17.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее