Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-151/2022 ~ М-46/2022 от 30.12.2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2-151/2022 УИД 43RS0010-01-2022-000004-33

30 марта 2022 г. г. Вятские Поляны

Вятскополянский районный суд Кировской области, в составе:

председательствующего судьи Мининой В.А.,

при секретаре Староверовой К.А.,

с участием прокурора Давлятшиной Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вятскополянского межрайонного прокурора Кировской области в интересах Петровой М.Л. к КОГБУЗ "Вятскополянская ЦРБ", Министерству здравоохранения Кировской области об обязании обеспечить тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью, обязании производить своевременную выписку рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью,

У С Т А Н О В И Л:

Вятскополянский межрайонный прокурор Кировской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах инвалида 3 группы Петровой М.Л. к КОГБУЗ "Вятскополянская ЦРБ", Министерству здравоохранения Кировской области об обязании обеспечить тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью, обязании производить своевременную выписку рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью.

В обоснование заявленных требований указал, что Вятскополянской межрайонной прокуратурой по обращению Петровой М.Л. проведена проверка по вопросу несвоевременного обеспечения ее тест-полосками для глюкометра, как лица имеющего заболевание сахарный диабет 1 типа, в ходе которой установлено, что Петрова М.Л., *** года рождения, состоит на диспансерном учете в КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» с диагнозом сахарный диабет 1 типа с ***. Клинический диагноз Петровой М.Л. - сахарный диабет 1 типа, инсулинозависимый, является инвалидом 3 группы. На основании данного заболевания Петрова М.Л. включена в Федеральный регистр больных сахарным диабетом. В силу положений действующего законодательства Петрова М.Л. имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий по федеральной и региональной льготе. Согласно действующему законодательству без проведения непрерывного мониторинга глюкозы, с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок в амбулаторных условиях и/или применения многопользовательского глюкометра/лабораторного анализатора в условиях стационара или дневного стационара исследование уровня глюкозы при усредненном показателе частоты предоставления 0,7 усредненный показатель кратности применения составляет 2190 штук тест-полосок в год (44 упаковки). При проведении непрерывного мониторинга глюкозы с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок в амбулаторных условиях и/или применения многопользовательского глюкометра/лабораторного анализатора в условиях стационара или дневного стационара исследование уровня глюкозы при усредненном показателе частоты 0,7 усредненный показатель кратности применения составляет 1460 штук тест полосок в год (29 упаковок). Согласно утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации «Клиническим рекомендациям» «Сахарный диабет 1 типа у детей», «Сахарный диабет 1 типа у взрослых» самоконтроль проводится в домашних условиях с использованием индивидуальных глюкометров, а в условиях ЛПУ глюкометрами для профессионального применения (многопользовательские, госпитальные), обладающими достаточной точностью измерения. Измерение глюкозы глюкометром может быть дополнено использованием непрерывного мониторирования глюкозы (НМГ) в реальном времени или ФМГ, однако полностью не заменяет его, при этом частота измерения глюкозы глюкометром может быть меньше. Согласно п.3.2. Клинических рекомендации "Сахарный диабет 1 типа у взрослых" (утв. Минздравом России в 2019 году) проведение самоконтроля сахара в крови должно производится не менее 4 раз в сутки с помощью глюкометров: перед едой, через 2 часа после еды, на ночь, периодически ночью всем пациентам с СД 1 со своевременной коррекцией доз инсулина в целях достижения целевого уровня гликемического контроля и профилактики или замедления прогрессирования осложнений СД. Вместе с тем, в ходе проведения проверки установлено, что Петрова М.Л. в 2021 году получила 8 упаковок (400 штук) тест-полосок «Сателлит экспресс №50/уп», при этом установлено, что годовая потребность Петровой М.Л. в тест - полосках составляет 1460 штук (29 упаковок), а в месяц от 2 до 3 упаковок. То есть, несмотря на наличие медицинских показаний КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» Петрова М.Л. тест - полосками для глюкометра в полном объеме не обеспечена, рецепты для получения тест - полосок не выписаны.

В ходе проверки также установлено, что закупка данных медицинских изделий производится Министерством здравоохранения Кировской области на основании данных Федерального регистра больных сахарным диабетом, и недополучение медицинских изделий КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» связано с недостатком финансирования со стороны Министерства здравоохранения Кировской области.

Просил обязать Министерство здравоохранения Кировской области обеспечить Петрову М.Л. тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью; обязать КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» производить своевременную выписку Петровой М.Л. рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью.

В последующем прокурор исковые требования уточнил. Просит:

- обязать Министерство здравоохранения Кировской области обеспечить Петрову М.Л. тест-полосками для глюкометра в соответствие с имеющейся потребностью в количестве 2 190 штук в год с 01.01.2022 на весь срок лечения до отмены его назначения лечащим врачом;

- обязать КОГБУЗ "Вятскополянская ЦРБ" производить своевременную выписку Петровой М.Л. рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствие с имеющейся потребностью в количестве 2 190 штук в год с *** на весь срок лечения до отмены его назначения лечащим врачом.

От ответчика КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» поступило возражение на исковое заявление, в котором указали, что КОГБУЗ иск не признают ввиду его необоснованности и несостоятельности, просили отказать в полном объеме. Все пациенты, состоящие на диспансерном учете в КОГБУЗ "Вятскополянская ЦРБ" находятся в Федеральном регистре больных сахарным диабетом. Все пациенты, имеющие диагноз сахарный диабет и состоящие на диспансерном учете имеют право на льготное лекарственное обеспечение по региональной льготе (код льготы 527), при наличии группы инвалидности данные пациенты имеют право на льготное лекарственное обеспечение и по федеральной льготе. Специальных документов, подтверждающих право пациента на льготное лекарственное обеспечение по региональной льготе, законодательно не предусмотрено, по федеральной льготе: сохранение права на НСУ (по личному заявлению гражданина). В соответствии со статьей 6_2 ч.1, п.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 1 октября 2020 года № 1053н "Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа" В соответствии с приложением 1, п. 2.2 Исследование уровня глюкозы в крови предоставляется с кратностью 2190, усредненный показатель частоты предоставления 0,7. При этом вероятность предоставления медицинских услуг или назначения лекарственных препаратов для медицинского применения (медицинских изделий), включенных в стандарт медицинской помощи, которая может принимать значения от 0 до 1, где 1 означает, что данное мероприятие проводится 100% пациентов, соответствующих данной модели, а цифры менее 1 - указанному в стандарте медицинской помощи проценту пациентов, имеющих соответствующие медицинские показания. Стандарт является усредненным расчетным документом, содержащим усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг. Стандарт не может отражать качество ведения конкретного больного. Важным условием использования стандартов в практическом здравоохранении является мониторирование процесса эффективности использования ресурсов в процессе оказания медицинской помощи. Из выше сказанного следует, что количество выписываемых медицинских изделий (тест полосок) определяется индивидуально каждому пациенту в зависимости от тяжести сахарного диабета и частотой проводимого самоконтроля. Вместе с тем, необходимо отметить, что зачастую пациенты осуществляют контроль за гликемией крови в лабораторных условиях в медицинских учреждениях. Также следует обратить внимание, что осуществление закупок изделий медицинского назначения (тест полоски) централизованно осуществляет отдел лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Кировской области по потребности исходя из информации, содержащейся в федеральном регистре льготных категорий граждан. Обращений граждан в КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ», Министерство здравоохранения Кировской области по поводу отказа в выписке медицинских изделий и льготных лекарственных препаратов не поступало.

От ответчика Министерство здравоохранения Кировской области поступил отзыв на исковое заявление, в котором указали, что Министерство здравоохранения Кировской области в установленном законом порядке наделено полномочиями по организации обеспечения некоторых категорий граждан лекарственными препаратами, однако полномочиями по назначению и выписыванию рецептов на лекарственные препараты обладает исключительно лечащий врач (фельдшер) медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Соответствующая обязанность у Министерства здравоохранения Кировской области в рамках указанных полномочий по обеспечению лекарственными препаратами (изделиями медицинского назначения) возникает с момента оформления рецепта на лекарственный препарат (изделие медицинского назначения) по установленной форме № 148-1/у-04. Согласно предоставленной КОГБУЗ «Медицинский информационноаналитический центр, центр общественного здоровья и медицинской профилактики» информации в 2021 году все выписанные Петрова М.Л. рецепты на изделия медицинского назначения - тест-полоски к глюкометру были обслужены в установленные сроки, изделия медицинского назначения (тест-полоски) получены. На основании изложенного считают, что со стороны Министерства здравоохранения Кировской области не допущено каких-либо нарушений положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», согласно которым обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения возможно только по рецептам установленной формы на лекарственные препараты (изделия медицинского назначения). Право пациента Петровой М.Л. на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения - тест-полосками к глюкометру со стороны министерства здравоохранения Кировской области не нарушено, все выписанные рецепты обслужены в установленные сроки. Пациент обеспечивается изделиями медицинского назначения по показаниям, которые определяет лечащий врач. Министерство здравоохранения Кировской области не отказывало пациенту в обеспечении изделиями медицинского назначения.

Участвующий в деле прокурор Давлятшина Р.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. На удовлетворении иска настаивала.

Истец Петрова М.Л. в судебное заседание не явилась, хотя своевременно и надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания. В предыдущем судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» в судебное заседание не явился, хотя своевременно, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания по месту нахождения юридического лица, в материалах дела имеется уведомление о вручении представителю судебной повестки на 30.03.2022, об уважительных причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Кировской области в судебное заседание не явился, хотя своевременно, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания по месту нахождения юридического лица, в материалах дела имеется уведомление о вручении представителю судебной повестки на 30.03.2022, об уважительных причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.

При указанных обстоятельствах суд признаёт ответчиков КОГБУЗ "Вятскополянская ЦРБ", Министерство здравоохранения Кировской области надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, при этом исходит из необходимости соблюдения баланса интересов сторон, дальнейшее отложение слушания дела повлечет нарушение прав истца на судебное разбирательство в срок, установленный законом. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о возможности продолжения судебного разбирательства в отсутствие ответчиков, реализовавших таким образом свое право на участие в судебном заседании.

В силу ст. 233 ГПК РФ имеются основания заочного производства, определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол судебного заседания.

В предыдущем судебном заседании представители ответчика КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» на основании доверенностей Нигматзянова Э.Ф., Ильченко О.Ю. исковые требования не признали, поддержали доводы, изложенные в возражении на исковое заявление.

Представитель ответчика Ильченко О.Ю. также поясняла, что работает в КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» в должности врача-эндокринолога. Согласно рекомендациям доктора пациент Петрова М.Л. должна измерять показания уровня гликемии в крови 4-5 раз в неделю, а также в определенные дни - два раза в месяц проводить полную проверку сахара в крови. Обычно, когда пациент приходит на прием, он предоставляет доктору дневник самоконтроля, чтобы доктор оценил состояние пациента, в котором указано, в какие дни и какое время пациент измерял уровень глюкозы в крови. Также пациенты приносят свой индивидуальный глюкометр, в памяти которого сохраняются показания измерений, а также время проводимого измерения. Исходя из этих данных доктор делает вывод о состоянии пациента. Из этого определяет, какое количество тест-полосок пациенту необходимо, и они, соответственно, выписываются в необходимом количестве. Необходимо отметить, что пациенту необходимо минимум четыре раза в день измерить уровень сахара в крови. Каждому пациенту они выписывают лекарственные препараты в том количестве, которое ему необходимо, но они (врачи) не могут быть уверены, что предоставленные пациенту препараты он использует для своих нужд, раньше были случаи, когда излишки выписываемых инсулина и тест-полосок реализовывались пациентами на сторону. У каждого человека по его показаниям потребление данных препаратов разное. Если человек постоянно ведет определенный образ жизни, по аналогии питается определенным количеством хлебных единиц, делает определенное количество единиц инсулина, ведет определенный физический образ жизни, то уровень сахара у него будет относительно стабильный. В отношении Петровой М.Л. утверждать, что она не использует сама по назначению инсулин либо тест-полоски, не может. Таких данных у них нет. Кроме того, пациентов с диабетом обучают: для них проводят «школу диабета», чтобы они могли самостоятельно высчитать, какое количество инсулина им необходимо принимать.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области на основании доверенности Суслопарова Л.Н. в судебное заседании не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело без их участия. В отзыве относительно заявленных требований указала, что невыполнение Министерством здравоохранения Кировской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь. Просили исковые требования удовлетворить.

Представитель третьего лица Правительства Кировской области в судебное заседание не явился, хотя своевременно, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания.

Выслушав пояснения прокурора, принимая во внимание доводы представителей ответчиков, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Статья 41 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи относятся к основным принципами охраны здоровья.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Согласно ч.2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ к числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Пункт 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определено право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Согласно ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с п.п. 1,3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" полномочия по осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 N 715"Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" сахарный диабет включен в перечень социально-значимых заболеваний.

Раздел «категории заболеваний» перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.

Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 N 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» предусмотрено предоставление тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, инсулиновых игл, шприц-ручек льготной категории граждан, в том числе лицам, имеющим заболевание диабет.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Согласно приложения 1 Постановления Правительства    РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" диабет входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в частности инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики, в том числе тест-полоски для определения сахара в крови) отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ стандарт медицинской помощи разрабатывается согласно номенклатуре медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и краткости применения.

Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н, и абзаца 9 пункта 11 приложения N 1 к нему первичная медико-санитарная помощь в медицинских организациях может оказываться населению в качестве бесплатной - в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 декабря 2007 года N 748 утвержден Стандарт медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом (по Международной классификации болезней (МКБ-10) инсулинонезависимый сахарный диабет имеет код Е:11).

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом утвержден, в том числе, и перечень изделий медицинского назначения, в который входит тест для определения глюкозы крови к глюкометру.

Как следует из материалов дела, Вятскополянской межрайонной прокуратурой Кировской области по обращению Петровой М.Л. проведена проверка соблюдения законодательства об основах охраны здоровья граждан, по вопросу несвоевременного обеспечения тест-полосками для глюкометра, как лица имеющего заболевание сахарный диабет 1 типа.

Согласно сведениям, представленным Бюро № 3 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Кировской области» Минтруда России, Петрова М.А., *** года рождения, является инвалидом третьей группы с причиной «инвалидность с детства». Группа установлена с *** бессрочно.

Для Петровой М.Л. *** разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида.

Согласно п. 3.2 "Клинических рекомендаций "Сахарный диабет 1 типа у взрослых", утвержденных Минздравом России (разработаны Российской ассоциацией эндокринологов, Одобрены Научно-практическим Советом Минздрава РФ), рекомендуется проведение самоконтроля гликемии не менее 4 раз в сутки с помощью глюкометров: перед едой, через 2 часа после еды, на ночь, периодически ночью всем пациентам с СД 1 со своевременной коррекцией доз инсулина в целях достижения целевого уровня гликемического контроля и профилактики или замедления прогрессирования осложнений СД

Пункт 3.2 "Клинических рекомендаций "Сахарный диабет 1 типа у взрослых" содержит также следующие рекомендации: Рекомендуется дополнительное проведение самоконтроля гликемии перед физическими нагрузками и после них, при подозрении на гипогликемию, а также если предстоят какие-то действия, потенциально опасные для пациента и окружающих (например, вождение транспортного средства или управление сложными механизмами). Увеличение частоты самоконтроля может улучшить показатели гликемии, а снижение частоты самоконтроля ведет к ухудшению показателей гликемии.

Как следует из сведений, представленных КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» по запросу Вятскополянского межрайонного прокурора, Петрова М.Л., *** года рождения, состоит на диспансерном учете с диагнозом - сахарный диабет 1 типа с ***. Справка МСЭ об инвалидности . Пациентке в 2021 г. выписано всего тест-полосок Сателлит экпресс № 50/уп - 8 упаковок (л.д.14).

Вместе с тем, после проведенной проверки прокурором Петровой М.Л. *** было выписано еще 2 упаковки тест-полосок Сателлит экпресс № 50/уп (л.д.58).

Таким образом, всего в 2021 году Петровой М.Л. были выписаны рецепты на 10 упаковок (500 штук) тест-полосок Сателлит экпресс № 50/уп.

Как следует из листов контрольной явки диспансерного наблюдения (выписок из медицинской карты) пациента Петровой М.Л., она наблюдалась у врача-эндокринолога КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ», была на приеме: ***, ***, ***,, ***, ***, ***, *** (л.д.74-80).

Указанные выписки из медицинской карты содержат сведения о том, что пациенту Петровой М.Л. показано обследование, в том числе: самоконтроль гликемии натощак (цель до 7.0-7,5 ммоль/л), после еды через 2 часа (цель до 9,0 ммоль/л); выписываются рецепты на лекарственное средство инсулин на тест-полоски к глюкометру Сателлит экспресс № 50. Рекомендован контроль с результатами анализов.

В рекомендациях согласно нескольким выпискам из медицинской карты (***, ***, ***, ***) содержатся дополнительные рекомендации на самоконтроль гликемии 4-5 раз в неделю; 2 раза в месяц – контроль сахара 6 раз в день (до еды и после еды через 2 часа). При этом в основной части листа контрольной явки в графе «Обследование» сохранено указание на «самоконтроль гликемии натощак (цель до 7.0-7,5 ммоль/л), после еды через 2 часа (цель до 9,0 ммоль/л)».

Представитель ответчика Ильченко О.Ю., работающая в КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» в должности врача-эндокринолога, в судебном заседании пояснила, что пациенту необходимо минимум четыре раза в день осуществлять контроль гликемии. Также высказала сомнение в том, что пациенты в полном объеме для себя используют предоставленные им на бесплатной основе препараты, так как ранее были случаи, когда излишки выписываемых инсулина и тест-полосок реализовывались пациентами на сторону. В отношении Петровой М.Л. утверждать, что та не использует для себя по назначению инсулин либо тест-полоски для глюкометра, не может. Таких данных у них нет.

Истец Петрова М.Л. в предыдущем судебном заседании поясняла, что глюкометром она пользуется продолжительное время, измерения проводит в следующей последовательности: измерила уровень сахара, поставила необходимое количество инсулина, через 15 минут - прием пищи, затем через 2 часа после еды то же. В среднем, приемы пищи у нее 3 раза в день. Но имеется один нюанс ее болезни, так называемый «Феномен утренней зари», то есть: с каким бы уровнем сахара она ни легла спать, утром он все равно будет повышенный. Поэтому очень часто она измеряет уровень сахара в 3 часа ночи либо в 5 часов утра, т.к. установлено, что в это время печень выводит сахар в организм. Таким образом, если проводить мониторинг необходимого уровня инсулина, то замеры производятся до еды и через 2 часа после еды три раза в день плюс ночью, то есть в среднем 7 раз в день. Таким образом добивается правильного приёма лекарственных средств и поддержания своего состояния в относительной норме. При этом обязательно соблюдение низко углеводной диеты, исключая продукты содержащие сахар и мучное. Глюкометром она обеспечена бесплатно. В то же время тест-полосками к глюкометру она в необходимом количестве не обеспечена, в связи с чем вынуждена приобретать их в аптеках по коммерческой цене. Для того, чтобы получить рецепт на тест-полоски, ей необходимо каждый раз записываться на прием к врачу, что очень проблематично. При посещении врач выписывает ей тест-полоски в значительно заниженном количестве, спорить она не смеет, думала, что такие требования к врачам. Поэтому она просто идёт в аптеку и приобретает тест-полоски за счет собственных средств. Просит обеспечить ее тест-полосками для глюкометра из расчета хотя бы 6 штук в сутки на постоянной основе.

Согласно Приказу Минздрава России от 01.10.2020 N 1053н "Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа" исследование уровня глюкозы в крови без проведения непрерывного мониторинга глюкозы, с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок в амбулаторных условиях и/или применения многопользовательского глюкометра/лабораторного анализатора в условиях стационара или дневного стационара при усредненном показателе частоты предоставления 0,7 усредненный показатель кратности применения составляет 2190, что свидетельствует о нуждаемости в тест-полосках для глюкометра в количестве 2190 штук (44 упаковки).

При проведении непрерывного мониторинга глюкозы, с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок в амбулаторных условиях и/или применения многопользовательского глюкометра/лабораторного анализатора в условиях стационара или дневного стационара при усредненном показателе частоты предоставления 0,7 усредненный показатель кратности применения составляет 1460, что свидетельствует о нуждаемости в тест-полосках для глюкометра в количестве 1460 штук (29 упаковок).

Представитель ответчика врач-эндокринолог КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» Ильченко О.Ю. дополнительно также пояснила, что понимает, что, если пациент по своим ощущениям и состоянию понимает, что ему необходимо большее количество раз осуществлять контроль гликемии, как это предусмотрено – 6 раз в день, то необходимо выписывать необходимое количество тест-полосок для глюкометра. Фактически право и нуждаемость Петровой М.Л. в тест-полосках для глюкометра и право на их бесплатное получение в количестве 6 штук в сутки, то есть 2 190 штук в год не оспаривает.

С учетом изложенного, принимая во внимание потребность Петровой М.Л., суд приходит к выводу, что Петрова М.Л. имеет право на получение тест-полосок к глюкометру в количестве, рекомендованном врачом (6 раз в сутки), то есть 2 190 штук в год.

Вместе с тем, согласно журналу рецептов КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» Петровой М.Л. выданы рецепты на тест-полоски Сателлит экспресс № 50: *** в кол. 2 упаковок, *** в кол. 2 упаковок, *** в кол. 2 упаковок, *** в кол. 2 упаковок, *** в кол. 2 упаковок, т.е. всего за 2021 г. – на 10 упаковок, что не соответствует количеству согласно рекомендациям врача-эндокринолога.

Согласно п. 1.1 Постановления Правительства Кировской области от 09.06.2015 N 42/295 "Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Кировской области" Министерство здравоохранения Кировской области является исполнительным органом государственной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

Согласно п. 1.2 Постановления Правительства Кировской области от 09.06.2015 N 42/295 Министерство руководствуется в своей деятельности и обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, инструктивных и методических указаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере здравоохранения, Уставом Кировской области, законами Кировской области, указами и распоряжениями Губернатора Кировской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Кировской области, распоряжениями Председателя Правительства Кировской области, Регламентом Правительства Кировской области.

Согласно п. 1.2 Постановления Правительства Кировской области от 09.06.2015 N 42/295 Министерство в рамках своей компетенции, в частности, осуществляет такие полномочия в сфере охраны здоровья, как организация оказания медицинской помощи на территории Кировской области в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских организациях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти); организация обеспечения населения Кировской области лекарственными препаратами; организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Исходя из изложенного, суд полагает, что организация обеспечения изделиями медицинского назначения - тест-полосками для глюкометра, должна быть возложена на Министерство здравоохранения Кировской области.

Учитывая, что Петрова М.Л. имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, являющимися одними из социальных гарантий, закрепленных в ст. 41 Конституции РФ, принимая во внимание, что как на момент ее обращения в Вятскополянскую межрайонную прокуратуру Кировской области, на момент обращения истца в суд за защитой нарушенного права Петровой М.Л. на получение в необходимом объеме необходимых медицинских изделий, так и на момент рассмотрения настоящего спора Петрова М.Л. не обеспечена тест-полосками к глюкометру в необходимом количестве, что свидетельствует о нарушении его прав как инвалида на обеспечение всеми необходимыми медицинскими изделиями бесплатно в объеме, определяемым врачом, суд приходит к выводу, что Министерством здравоохранения Кировской области обязанность по организации обеспечения больного сахарным диабетом диагностическими системами (тест-полосками) не исполнена, обязанность КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» по выписке рецептов на отпуск изделий медицинского назначения в необходимом для нормального функционирования пациента объеме также не исполнена.

В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу о том, что на Министерство здравоохранения Кировской области должна быть возложена обязанность организовать обеспечение Петровой М.Л. тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью (в количестве 2 190 штук в год), на КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» должна быть возложена обязанность по бесплатному обеспечению Петровой М.Л. изделиями медицинского назначения путем выписки рецептов на получение тестов для глюкометра в нужном количестве.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Вятскополянского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Кировской области обеспечить Петрову М.Л.,*** года рождения, тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью в количестве 2 190 штук в год с *** на весь срок лечения до отмены его назначения лечащим врачом.

Обязать КОГБУЗ "Вятскополянская ЦРБ" производить своевременную выписку Петровой М.Л., *** года рождения, рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью в количестве 2 190 штук в год с *** на весь срок лечения до отмены его назначения лечащим врачом.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Минина В.А.

Мотивированное заочное решение изготовлено 05 апреля 2022 г.

2-151/2022 ~ М-46/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вятскополянская межрайонная прокуратура
Петрова Мария Леонидовна
Ответчики
Министерство здравоохранения Кировской области
КОГБУЗ "Вятскополянская ЦРБ"
Другие
Правительство Кировской области
Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области
Суд
Вятскополянский районный суд Кировской области
Судья
Минина Вера Александровна
Дело на странице суда
vyatskopolyansky--kir.sudrf.ru
30.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2022Передача материалов судье
13.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2022Судебное заседание
15.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Судебное заседание
14.03.2022Судебное заседание
30.03.2022Судебное заседание
05.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
15.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
20.04.2022Регистрация заявления об отмене заочного решения
05.05.2022Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее