Дело № 58RS0018-01-2021-006564-05 2-2963/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2022 года г. Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Кузнецовой О.В.,
при секретаре Куликовой М.А.,
рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дулиной Татьяны Борисовны к Управлению градостроительства и архитектуры г. Пензы о сохранении жилого помещения в перепланированном и переоборудованном виде,
УСТАНОВИЛ:
Дулина Т.Б. обратилась в суд с иском к Управлению градостроительства и архитектуры г. Пензы о сохранении жилого помещения в перепланированном виде указав, что ей на основании договора мены от 03.11.2004 г. принадлежит квартира площадью 44.8 кв.м, расположенная по адресу: Адрес . В целях благоустройства жилого помещения, улучшения жилищных условий она произвела строительные работы -перепланировку жилого помещения в период 2005 года. Решение о согласовании перепланировки квартиры ею получено не было, поскольку она считала квартиру своей собственностью и не знала о том, что необходимо с кем-то согласовывать, выполненная перепланировка считается самовольной. 06.04.2021 г. она обратилась в администрацию г. Пензы с целью получения разрешения на перепланировку, однако ей было отказано, в связи с тем, что перепланировка уже была выполнена на момент подачи заявления. Считает, что квартира может быть сохранена в переустроенном (перепланированном) состоянии, поскольку сохранение перепланировки квартиры не нарушает чьих-либо прав. Дулина Т.Б. обратилась в ООО « Арбитр», согласно заключению которого произведенная перепланировка соответствует требованиям строительно-технических, градостроительных, санитарно-эпидемиологических, пожарных норм и правил, не создает угрозу жизни и здоровью людей, имуществу, интересы третьих лиц не нарушает. ООО «Арбитр» в своем заключение указал, что произведенная перепланировка с переустройством заключается в следующем: в процессе перепланировки производилась закладка кирпичом дверного проема между коридором и кухней; изменение конфигурации ненесущей перегородки между санузлом и коридором с переносом дверного проема; возведение перегородки между жилой комнатой и коридором с образованием проема шириной 1 м; пробивка в ненесущей перегородке между кухней и жилой комнатой дверного проема; произведены отделочные работы. Все работы проведены в соответствии с действующими нормами и правилами РФ и не влияют на состояние несущих конструкций, как рассматриваемой квартиры, так и жилого дома в целом. Выполненная перепланировка объекта носит внутренний характер, помещения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не затронуты. Жилое помещение (квартира № 45) является изолированным помещением, которое состоит из двух жилых комнат и помещений вспомогательного использования, пригодно для проживания и соответствует Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». Так как истец обращалась в администрацию г. Пензы с узакониванием перепланировки, ею были приняты меры к легализации произведенных в квартире перепланировки. В представленном заключении ООО «Арбитр» выполненные работы по перепланировке и переустройству не затрагивают несущие конструкции здания, не влияют на их несущую способность и деформативность, не ведут к нарушению в работе инженерных систем, ухудшению воздухообмена помещения, сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, ухудшению условий эксплуатации и проживания граждан и не представляют собой угрозу жизни и здоровью проживающих в помещении граждан. Истец просил сохранить жилое помещение (квартиру) по адресу: Адрес , в перепланированном (переустроенном) состоянии после произведенной перепланировки квартиры, отраженной в техническом паспорте объекта.
Истец Дулина Т.Б. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Управлению градостроительства и архитектуры г. Пензы Крячко Е.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Дулина Т.Б. является собственником квартиры, расположенной по адресу: Адрес .
В 2005 году истцом с целью благоустройства жилого помещения, улучшения жилищных условий была совершена перепланировка жилого помещения, а именно: закладка кирпичом дверного проема между коридором и кухней; изменение конфигурации ненесущей перегородки между санузлом и коридором с переносом дверного проема; возведение перегородки между жилой комнатой и коридором с образованием проема шириной 1 м; пробивка в ненесущей перегородке между кухней и жилой комнатой дверного проема.
06.04.2021 г. Дулина Т.Б. обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о согласовании перепланировки жилого помещения, однако письмом от 06.07.2021 г. в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения было отказано на основании п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ.
Истец обратилась в ООО «Арбитр» для составления технического заключения о состоянии несущих и ограждающих конструкций нежилого помещения, о возможности (невозможности) дальнейшей безопасной эксплуатации объекта и о соответствии (несоответствии) требованиям действующих нормативных документов.
Как следует из технического заключения ООО «Арбитр» от августа 2021 года, на основании результатов визуально-инструментального технического обследования жилой квартиры Номер , расположенной на 2-м этаже в многоквартирном жилом доме по адресу: Адрес , установлено, что обследованные строительные конструкции помещения находятся в работоспособном состоянии, недопустимых прогибов, трещин и дефектов не обнаружено. После проведения перепланировки нагрузка на перекрытия осталась в пределах их несущих способностей. В результате перепланировки несущие конструкции не затронуты. Обследуемая квартира здание имеет естественное освещение, обеспечено инженерными системами. Инженерные коммуникации здания при данной перепланировке не нарушены. При выполнении строительно-монтажных работ вмешательств в инженерные системы не осуществлялось. Внутренняя отделка помещений соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Минимальные площади и габариты помещений соблюдены. На основании вышеизложенного данная перепланировка возможна. Проведение отделочных работ обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию помещения, не создает угрозу их жизни или здоровью, используется и пригодно в качестве места нахождения граждан, соответствует требованиям и нормам Градостроительного кодекса РФ, СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87», СанПиН 2.1.2.2801-10 «Изменения и дополнения №1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Изменение объекта недвижимости не является его реконструкцией, т.к. не затрагиваются конструктивные характеристики его надежности и безопасности, и в соответствии с п. 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, не требует оформления разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
В силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170, предусмотрено, что переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрены статьей 27 Жилищного кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 28 Жилищного кодекса РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Жилищного кодекса РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 28.10.2021 г. по ходатайству представителя истца назначалась строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта АНО «Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз» № 430/16 от 10.12.2021 г. произведенные перепланировка и переоборудование (переустройство) в квартире Адрес соответствуют существующим требованиям нормативно-технической документации (строительным, противопожарным, санитарно-гигиеническим нормам и правилам и др.), а именно: требованиям в части минимального размера помещений и планировки в квартире; требованиям освещенности и инсоляции в помещениях; требованиям по размещению над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни; требованиям пожарной безопасности по размещению путей эвакуации; требованиям строительных норм и правил в части воздействия на несущую способность, как квартиры, так и жилого дома в целом. Работы по перепланировке и переоборудованию (переустройству), выполненные в квартире Адрес не повлияли на прочностные и эксплуатационные показатели основных несущих элементов здания, на несущую способность и условия работы в здании. Несущая способность конструкций в результате выполненных работ по перепланировке и переоборудованию (переустройству) в квартире Адрес обеспечивается и соответствует условиям безопасной эксплуатации возведенных строительных конструкций исследуемой квартиры и безопасности жилого дома, в котором расположена квартира. Работы по перепланировке и переоборудованию (переустройству), выполненные в квартире Адрес , не повлияли на работоспособность основных несущих и ограждающих конструкций квартиры и жилого дома, безопасная эксплуатация строения обеспечивается. С технической точки зрения сохранение указанных перепланировки и переоборудования (переустройства), произведенных в квартире по адресу: Адрес , не создает угрозу жизни и здоровью лиц, проживающих в указанном жилом помещении или иных лиц, не создает угрозу общему имуществу дома Адрес .
Не доверять заключению судебной экспертизы у суда оснований не имеется. Экспертиза выполнена лицом, имеющим высшее образование, квалификацию инженера-строителя по специальности «Экспертиза и управление недвижимостью», квалификацию судебного эксперта-строителя по специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», стаж работы по экспертной специальности с 2006 года. В заключении отражено исследование, содержится описание объекта исследования, выводы. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о возможности сохранения квартиры Адрес в перепланированном и переоборудованном состоянии.
Перепланировка и переоборудование квартиры Адрес соответствует требованиям нормативно-технической документации, права и законные интересы собственников помещений многоквартирного дома перепланировкой квартиры не нарушены, общее имущество многоквартирного дома перепланировкой квартиры не затронуто.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дулиной Татьяны Борисовны к Управлению градостроительства и архитектуры г. Пензы о сохранении жилого помещения в перепланированном и переоборудованном виде удовлетворить.
Сохранить квартиру Адрес в перепланированном и переоборудованном состоянии в перепланированном состоянии, общей площадью 44,8 кв.м, жилой площадью 30,2 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья О.В. Кузнецова
В окончательной форме решение принято 25.11.2022 г.