УИД 89RS0004-01-2024-001534-75
Дело № 2-1686/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2024года г. Новый Уренгой
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Ломова С.А.
при секретаре Романцове С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волобоя Александра Леонидовича к администрации города Новый Уренгой о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
Волобой А.Л. обратился в суд с иском к администрации г. Новый Уренгой о предоставлении во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, находящегося в черте города Новый Уренгой, в виде отдельной квартиры общей площадью не менее нормы предоставления, с учетом права истца на дополнительную жилую площадь. В обоснование требований указал, что является инвалидом 2 группы, состоит на диспансерном учете <данные изъяты>, имеющим шифр <данные изъяты>, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с чем, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. Однако, до настоящего времени остается не обеспеченным отдельным жилым помещением.
Истец Волобой А.Л. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Батлук А.В. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Кольцова К.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, указав, что в случае удовлетворения заявленных истцом требований будут нарушены права и законные интересы иных граждан, состоящих в списке малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении. Кроме того, предоставление истцу жилого помещения вне очереди повлечет нецелевое расходование бюджетных средств.
Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело без участия истца.
Исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из справки МСЭ-2014 <суммы изъяты> от 23.03.2017г., Волобой Александр Леонидович, дд.мм.гггг.р. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно.
Из справки ГБУЗ ЯНАО <данные изъяты> от 14.09.2023 года, выданной заведующей поликлиникой ФИО6, Волобой А.Л. дд.мм.гггг г.р., наблюдается в группе <данные изъяты> участкового по поводу хронического <данные изъяты>, бессрочно.
На основании Приказа Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», имеет право на получение дополнительной жилой площади. На основании Приказа Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Основание – решение ВК №930 от 02.08.2023г.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч.4 ст.49 ЖК РФ).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 ЖК РФ, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Согласно ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).
Охрана здоровья граждан, как следует из конкретизирующей приведенные предписания Конституции Российской Федерации статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», включает систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Во исполнение предписания, предусмотренного частью 2 статьи 43 названного Федерального закона, постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к числу которых относятся также психические расстройства и расстройства поведения.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний установлен Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Гражданам, страдающим указанными в данном постановлении заболеваниями, в частности хроническими и затяжными психическими расстройствами со стойкими, болезненными проявлениями (код F 20.004), жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч.1).
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч.2 ст.57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с ч.3 ст.40 Конституции РФ.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Администрации города Новый Уренгой № 355-р от 01.03.2024г. «О принятии на учет Волобоя А.Л. в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по месту жительства город Новый Уренгой» Волобой А.Л. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включен согласно дате подачи заявления в список малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту жительства г. Новый Уренгой, и в список №1 внеочередников, малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту жительства г. Новый Уренгой, согласно приложениям 1, 2 к настоящему распоряжению.
Как следует из материалов дела, Волобой А.Л. проживает и зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. В указанном жилом помещении по месту жительства зарегистрировано три человека. Указанное жилое помещение в общежитии предоставлено Волобой О.Ф. на основании ордера <суммы изъяты> от 02.06.2004г., на период работы, по совместному заседанию администрации и <данные изъяты>». В собственности жилых помещений Волобой А.Л. не имеет.
На основании ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающую норму предоставления (но не боле чем в два раза), при условии, если они страдают тяжкими формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством РФ.
По смыслу ст.ст. 57, 58 ЖК РФ реализация гражданином его права на обеспечение жильём во внеочередном порядке предполагает незамедлительное обеспечение его таким жильём, при этом законодатель в данном случае не ставит предоставления жилья в зависимость от того, состоят ли иные лица на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, суд приходит к выводу, что права истца на внеочередное получение жилого помещения нарушены. Ответчиком не представлено каких-либо доказательств, опровергающих данное обстоятельство.
Волобой А.Л. как страдающий <данные изъяты> и подпадающей под Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Волобоя А.Л. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать администрацию города Новый Уренгой предоставить вне очереди Волобою Александру Леонидовичу вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Новый Уренгой в виде отдельной квартиры общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной на территории муниципального образования г. Новый Уренгой, с учетом права Волобой А.Л. на дополнительную жилую площадь.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.
Мотивированное решение составлено 17 апреля 2024 года.
Судья С.А. Ломов