УИД 22RS0058-01-2024-000062-06
Дело № 2-58/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 августа 2024 года с. Усть-Калманка
Усть-Калманский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Головановой,
при секретаре Л.П. Демьяновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минавщикова А.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о взыскании недоплаченной денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации,
У С Т А Н О В И Л:
истец Минавщиков А.Н. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, мотивируя свои требования тем, что 16.03.2023 года им в отделение Фонда подано заявление о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии и протез бедра для купания, а также представлены документы, подтверждающие фактические расходы в сумме 401 000 рублей и 509 000 рублей соответственно (общая сумма 910 000 рублей).
Были предоставлены дополнительно описанные (индивидуальные) характеристики протеза бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии и протеза бедра для купания. Изготовлены высокофункциональные протезы бедра модульного типа с использованием гидравлического коленного модуля, полицентрической конструкции с замком и карбоновой стопой высокой степени энергосбережения.
Эти технические средства реабилитации (далее – ТСР) позволяют ему вести активный образ жизни, заниматься спортом, протез использовать на протяжении всего дня и средства дополнительной опоры не использовать, перемещаться по пересеченной местности, заниматься тяжелым физическим трудом.
21.04.2023 года ответчиком ему была произведена выплата компенсации за самостоятельно приобретенные изделия за протез бедра модульный – 101 683 рубля 83 копейки, за протез бедра для купания – 126 603 рубля 13 копеек, в соответствии со стоимостью изделий по государственным контрактам № 0217100001210003030001 от 28.12.2021 и № 021710000122000208001 от 25.08.2022.
Индивидуальные характеристики ТСР учтены не были, несмотря на то, что он прошел медико-социальную экспертизу, по результатам которой филиал «Барнаульский» АО «Московское ПроП» и медико-технической комиссии «Антарес Фит» уточнили характеристики и параметры ранее рекомендованных ТСР.
В его случае изготовлен протез с дополнительными характеристиками ТСР и размер компенсации должен быть рассчитан по стоимости однородных изделий, закупаемых в пределах территории РФ.
Если в Алтайском крае не закупали однородное ТСР, то размер компенсации должен быть рассчитан по цене контрактов таких ТСР, заключенных уполномоченными органами, расположенными в пределах РФ и исполненных в году, предшествующих текущему году.
Стоимость ТСР зависит от изделия и его характеристик, а не от бюджета региона.
Стоимость в Алтайском крае протеза бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии (8-07-10) – 96 045 рублей, протеза бедра для купания (8-07-05)- 124 740 рублей 88 копеек.
Стоимость в г. Москва протеза бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии (8-07-10) – 294 536 рублей 80 копеек, протеза бедра для купания (8-07-05)- 290 485 рублей 26 копеек.
Суммы сильно разнятся, хотя комплектующие одни и те же.
Истец, не согласившись с суммой выплаченной компенсации, просит взыскать с ответчика в свою пользу денежную компенсацию за самостоятельно приобретенные: протез бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии, протез бедра для купания 299 316 рублей 17 копеек и 382 396 рублей 87 копеек соответственно.
В настоящее судебное заседание истец Минавщиков А.Н., представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю Межевалова Е.В., представители третьих лиц Филиала "Барнаульский" АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие», ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Ранее в судебном заседании истец Минавщиков А.Н. заявленные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что изготовленные им протезы индивидуальные.
Ранее он протезировался в индивидуальном порядке по госконтракту в Барнаульском филиале Московского ПроП, в 2017 году они сделали ему протез по контракту, он на нем не смог ходить из-за комплектующих. Стопа китайская, на третий месяц сломалась. На шарнире было сложно ходить, у него не было тех функций, которые нужны были для него, потому что культя не соответствовала этому шарниру. А немецкие слабоваты из-за длины культи. Мастер сделает, он ходит полгода, приезжает на ремонт, опять шарниры, расходы, писать заявление в отделение Фонда социального страхования, чтобы ремонт компенсировался.
В 2022 году стал искать другого мастера для изготовления протезов и нашел в Москве.
Срок использования протезов 2 года, в 2019 году он не обращался в Фонд социального страхования для протезирования, поскольку серьезно заболел. Сам ремонтировал протезы. В 2022 году ему отказали в Фонде в протезировании, т.к. истек срок ИПРА (была выдана в 1998 году).
В 2022 году им была получена новая ИПРА инвалида, решил приобрести технические средства реабилитации самостоятельно.
Изготовленными в Москве протезами он доволен. Мастер предлагал ему сделать протез за полтора миллиона рублей, но он сказал, что в деревне ему такой протез не нужен.
Раньше он неправильно протезировался, и у него появились последствия – искривление позвоночника, сопутствующие заболевания.
МСЭ при выдаче ему ИПРА характеристики ТСР не указали. Он самостоятельно решил, что не будет обеспечиваться протезами в Фонде социального страхования в Алтайском крае, решил приобрести протезы в г. Москва.
Учреждение для протезирования нашел через Интернет – ИП Михайлов.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика Межевалова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суду пояснила, что Фонд при выдаче компенсации действовал в соответствии с действующим законодательством, а конкретно федеральным законом № 181-ФЗ, Правилами компенсации № 248, в редакции, действовавшей до октября 2023 года, т.е. на момент обращения истца за компенсацией.
Согласно данным нормативным актам, отделение Фонда выплачивает компенсацию по последнему исполненному контракту в течение трех лет, именно по однородным изделиям, которые были закуплены либо в Алтайском крае, либо в Сибирском Федеральном округе. Такие контракты были заключены в Алтайском крае, один 2021 года, один 2022 года. Стоимость по данным контрактам: протез для купания – 126 603, 13 руб.,(контракт 2021 года), и контракт от 2022 года протез бедра модульный – 101 683, 83 руб.
Данные контракты были исполнены, приобретены однородные изделия, тем изделиям, которые приобрел самостоятельно истец. Истец утверждает, что Фондом не учтены индивидуальные характеристики протезов, поскольку протезы с индивидуальными комплектующими, составными частями с более усовершенствованными материалами, из которых изготовлены протезы.
В законодательстве есть понятие однородность, однородность это не идентичность. А истец настаивает на идентичности, что протезы по госконтракту должны один в один соответствовать тем, которые он приобрел, с одинаковыми характеристиками, составными, но нам закон говорит, что необходимо применять не идентичность товара, а однородность товара. А однородность это изделие с похожими характеристиками, изделия должны выполнять одну и ту же реабилитирующую функцию.
Протезы, приобретенные истцом, и протезы, приобретенные Фондом по контрактам, являются протезами бедра, протезами бедра для купания, выполняют функцию нижней конечности, с аналогичными характеристиками, они оба выполняют реабилитационную функцию протеза бедра или протеза бедра для купания.
Таким образом, идет сопоставление данных протезов. Понятие однородность зафиксировано в Федеральном законе № 44-ФЗ, ст. 22, и п. 3.6 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком. Таким образом, отделением Фонда и были определены суммы компенсации, они были выплачены истцу.
Конечно, стоимость изготовления изделий в Алтайском крае и стоимость изделий, изготавливаемых в Москве, разная.
Что касается ссылки истца на медико-техническое заключение, то одно заключение датировано 25.11.2023 года, т.е. когда протезирование закончилось, сумма компенсации уже была выплачена, находится за рамками спорного периода, не может быть принято во внимание.
Что касается акта медико-технической комиссии компании «АНТАРЕС ФИТ», подписанным Михайловым, такой организации нет, есть только ИП Михайлов, что ставит данный акт под сомнение. Он оформлен с нарушениями и не может быть принят во внимание, потому что акт медико-технической комиссии составляется членами комиссии, членов комиссии как минимум должно быть три человека, здесь всего два, председатель комиссии и один член комиссии. Этот документ выдан организацией, которая в том числе заинтересована, она изготавливала данный протез. Она то и дала консультацию истцу, что компенсация будет выплачена.
Отделением Фонда при приеме заявления на компенсацию принимаются определенные документы, это заявление и ИПРА, финансовые документы, подтверждающие приобретение и расходы на приобретение протезов.
Основной документ это ИПРА инвалида, которая составляется бюро МСЭ.
ИПРА истца обновлена, выдана бессрочно с февраля 2023 года, там рекомендации определены четко, протез бедра для купания 1 шт., код изделия 8-07-05, который соответствует классификации, протез бедра модульный 1 шт., код изделия 8-07-10. Классификация соответствует контрактам.
В ИПРа есть колонка - прочие, примечание, и у бюро МСЭ, если это необходимо для реабилитации инвалида, имеются полномочия вписывать туда ширину, высоту протеза, могут вписать какой уровень протеза должен быть, например, высокофункциональный уровень.
Например, есть действующие спортсмены, являются инвалидами, то им прописывают уровень протеза высокий, так как они занимаются спортом. Эти протезы дают возможность заниматься активным образом жизни, в том числе спортом.
Компенсация истцу была выплачена правильно.
Истец выбрал для себя более удобный и современный протез, для этого и предполагается выбор способа протезирования, допускается, в том числе, путем получения компенсации инвалидом, это его выбор, но компенсация будет в рамках, определенных законом.
Выслушав стороны, изучив доводы иска, отзыва, материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Минавщиков А.Н. является инвалидом 2 группы по заболеванию, полученному в период военной службы бессрочно (л.д. 7).
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 20.02.2023 года он нуждается в обеспечении с 13.02.2023 года бессрочно техническими средствами реабилитации – протезом бедра для купания (номер вида технического средства реабилитации и его наименования: 8-07-05), протезом бедра модульным, в том числе при врожденном недоразвитии (номер вида технического средства реабилитации и его наименования: 8-07-10) (л.д.54-67).
На основании государственного контракта на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами нижних конечностей № 0217100001210003030001 от 28.12.2021 Государственным учреждением - Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации приобретен протез бедра для купания, стоимостью 126 603 рубля 13 копеек.
Согласно техническому заданию, являвшемуся Приложением N 1 к данному контракту, протез обладал следующими характеристиками: протез бедра для купания. Без формообразующей части облицовки. Пробная приемная гильза по слепку из листового термопласта. Постоянная приемная гильза по слепку из слоистого пластика на основе связующих смол. Регулировочно-соединительные устройства на нагрузку 125кг, влагостойкие. Коленный шарнир одноосный, облегченный, с функцией ручного замка, влагозащищенный. Стопа бесшарнирная монолитная полиуретановая с рифленой подошвенной поверхностью для обеспечения устойчивости при ходьбе по гладкой и влажной поверхности. Крепление протеза – влагостойкий вакуумный клапан. Тип протеза: специальный. Протез должен соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 22523-2007, а также требованиям Межгосударственных стандартов ГОСТ ISO 10993-1-2011, ГОСТ ISO 10993-5-2011, ГОСТ ISO 10993-10-2011 «Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий» (л.д.77-87).
На основании государственного контракта на выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей № 021710000122000208001 от 25.08.2022 Государственным учреждением - Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации приобретен протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии, стоимостью 101 683 рубля 83 копейки.
Согласно техническому заданию, являвшемуся Приложением N 1 к данному контракту, протез обладал следующими характеристиками: протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии, низкого уровня активности. Формообразующая часть облицовки – мягкая полиуретановая. Косметическое покрытие облицовки – чулки полиамидные ортопедические. Пробная приемная гильза по слепку из листового термопласта. Постоянная приемная гильза по слепку из слоистого пластика на основе связующих смол. Мягкая вкладная гильза по слепку из вспененных материалов или отсутствует (по медицинским показаниям). Регулировочно-соединительные устройства на нагрузку не менее 100 кг (включительно). Коленный шарнир многоосный, с независимым механическим регулированием фазы сгибания и разгибания или одноосный замковый. Стопа бесшарнирная полиуретановая, монолитная, стопа шарнирная полиуретановая, монолитная. Крепление – вакуумный клапан, поясное крепление с использованием кожаных полуфабрикатов или бандажом. Тип протеза: постоянный. Протез должен соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 22523-2007, а также требованиям Национальных стандартов ГОСТ Р 58269-2018, ГОСТ Р 53869-2021, ГОСТ Р 52770-2016, ГОСТ Р 51632-2021, Межгосударственных стандартов ГОСТ ISO 10993-1-2021, ГОСТ ISO 10993-5-2021, ГОСТ ISO 10993-10-2021 «Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий» (л.д.88-97).
Указанные государственные контракты, согласно информации ответчика, являются последними исполненными по времени закупкой однородных технических средств реабилитации, указанных в иске.
10.03.2023 года Минавщиков А.Н. приобрел у ИП Михайлова М.Г. идентичные протезы (номер вида технического средства реабилитации и его наименования: 8-07-10, 8-07-05).
Их стоимость согласно заключенным договорам от 01.03.2023 года составила 401 000 рублей и 509 000 рублей соответственно и была оплачена истцом в полном объеме (л.д.8-24).
Согласно спецификации к вышеуказанным договорам:
- протез бедра для купания – приемная гильза индивидуального изготовления по слепку с культи инвалида, материал постоянной гильзы- углепластик на основе акриловых смол. Изготовление пробных гильз из термопласта не менее 2. Регулировочно-соединительные устройства соответствуют весовым и нагрузочным параметрам пациента, водостойкий коленный модуль, стопа водостойкая;
- протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии – приемная гильза индивидуального изготовления по слепку с культи инвалида, материал постоянной гильзы - углепластик на основе акриловых смол. Изготовление пробных гильз из термопласта не менее 2. Регулировочно-соединительные устройства соответствуют весовым и нагрузочным параметрам пациента, коленный модуль, стопа карбоновая.
16.03.2023 года Минавщиков А.Н. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю с заявлением о возмещении расходов за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации (л.д.68-70).
В соответствии с приказом заместителя управляющего ОСФР по Алтайскому краю № 84-ТС от 17.04.2023 года Минавщикову А.Н. произведена выплата компенсации за приобретенные протез бедра модульного в размере 101683 рубля 83 копейки, протез бедра для купания в размере 126 603 рубля 13 копеек.
Согласно приложению к данному приказу размер произведенной Минавщикову А.Н. компенсации был определен по результатам исполненных государственных контрактов № 0217100001210003030001 от 28.12.2021 и № 021710000122000208001 от 25.08.2022 (л.д. 71-97).
Не согласившись с размером выплаченной ему компенсации, Минавщиков А.Н. обратился в суд с настоящим иском, поясняя, что он нуждается в высокофункциональных протезах, т.к. ведет активный образ жизни, протезом пользуется на протяжении всего дня, средства дополнительной опоры не использует, ведет фермерское хозяйство. Аналогичные рекомендации ему установлены медико-технической комиссией Антарес-Фит в акте № 16-2923 (л.д.25).
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определил понятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установил право инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть четырнадцатая статьи 11.1).
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с абзацем 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности оформляется ИПР инвалида.
Как следует из указанной выше статьи, решение об обеспечении инвалидов техническими средствами принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
При этом, как следует из абзаца 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н (действовавшего на момент обращения Минавщикова А.Н. с заявлением о выплате компенсации) утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.
Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в пункте 5 настоящего порядка), а также стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункты 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
В соответствии с пунктом 15(1) Правил соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
Судом установлено, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 20.02.2023 года Минавщиков А.Н. нуждается в обеспечении с 13.02.2023 года бессрочно техническими средствами реабилитации – протезом бедра для купания (номер вида технического средства реабилитации и его наименования: 8-07-05), протезом бедра модульным, в том числе при врожденном недоразвитии (номер вида технического средства реабилитации и его наименования: 8-07-10) (л.д.54-67).
Указаний на какие-либо дополнительные функции протезов в индивидуальной программе реабилитации Минавщикова А.Н. не содержится, изменений в программу реабилитации внесено не было.
Минавщиковым А.Н. были самостоятельно приобретены технические средства реабилитации в виде протеза бедра модульного и протеза бедра для купания с дополнительными указанными выше характеристиками, при этом номер вида данных технических средств согласно названной классификации технических средств реабилитации: 8-07-10 и 8-07-05.
Предмет закупки по государственным контрактам № 0217100001210003030001 от 28.12.2021 и № 021710000122000208001 от 25.08.2022, соответствует пункту 8 вышеуказанной классификации технических средств реабилитации, номер вида: 8-07-10 и 8-07-05.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.
В соответствии с пунктом 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 N 86н.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
В классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденной приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н, в пункте 8 раздела "Технические средства реабилитации" перечислены протезы и ортезы с указанием наименования и номера вида технического средства реабилитации (изделий), в частности протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии (номер вида технического средства реабилитации и его наименования: 8-07-10), а также протез бедра для купания (номер вида технического средства реабилитации и его наименования: 8-07-05).
В соответствии с пунктом 6 Порядка, решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия заявления о выплате компенсации. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы.
Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в пункте 5 Порядка), а также стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункт 7 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средств; реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Понятие однородности товара дано в пункте 14 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", где указано, что однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции.
В силу части 17 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг может осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными частью 20 настоящей статьи.
Согласно части 20 названной статьи методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики; пункт 3.5.1).
Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения (пункт 3.6.1 Методических рекомендаций).
В соответствии с приведенными требованиями Порядка выплаты компенсации однородность технических средств реабилитации определяется на основании указанной выше классификации технических средств реабилитации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что протезы, приобретенные Минавщиковым А.Н. самостоятельно, и протезы - предмет закупки по государственным контрактам № 0217100001210003030001 от 28.12.2021 и № 021710000122000208001 от 25.08.2022, имеют один номер вида технического средства согласно приведенной классификации и, соответственно, являются однородными техническими средствами реабилитации.
Что касается доводов истца о том, что им приобретены высокофункциональные протезы с учетом его активного образа жизни, то суд исходит из того, что технические средства реабилитации могут приобретаться инвалидами в различных модификациях, в том числе с дополнительными функциями, однако в силу изложенных выше правовых норм возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченными органами по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средства реабилитации, не предусмотрена.
Ссылки истца на акт медико-технической комиссии Антарес-Фит (л.д.25) о том, что он нуждается в высокофункциональном протезе с учетом его активного образа жизни, суд признает необоснованными, поскольку данный акт не является заключением медико-технической комиссии, составлен самим изготовителем протезов, приобретенных истцом.
Кроме того, на момент приобретения протезов истцом какие-либо изменения в программу реабилитации не внесены.
Ссылку истца на заключение медико-технической комиссии № 718 (л.д.26) суд также признает необоснованными, поскольку оно датировано 29.11.2023 года, т.е. спустя значительное время после обращения истца за выплатой компенсации.
Принятое ОСФР по Алтайскому краю решение о выплате истцу компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации в виде протеза бедра модульного в размере – 101 683 рубля 83 копейки, протеза бедра для купания – 126 603 рубля 13 копеек, в соответствии со стоимостью изделий по государственным контрактам № 0217100001210003030001 от 28.12.2021 и № 021710000122000208001 от 25.08.2022, которые являлись последними, исполненными в полном объеме государственными контрактами на дату подачи истцом заявления о компенсации расходов за приобретенное средство реабилитации, являлось законным и обоснованным, признается судом правильным.
Приобретение истцом более дорогого технического средства реабилитации право на возмещение его полной стоимости не порождает.
Кроме того, истцом не представлено доказательств нуждаемости в ТСР для получателей высокого уровня активности.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения заявленных требований истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Минавщикова А.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о взыскании недоплаченной денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Усть-Калманский районный суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Ж.В. Голованова
Мотивированное решение
изготовлено 09.08.2024
Судья Ж.В. Голованова