Мотивированное решение составлено 11.05.2023 Дело № 2-202/2023 66RS0050-01-2023-000122-07
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Североуральск 2 мая 2023 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Лещенко Ю.О.,
при секретаре судебного заседания Голуб Н.С.,
с участием помощника прокурора Рожковой А.Д.,
представителя ответчика администрации Североуральского городского округа – Котовой Е.В.,
представителя третьих лиц – Ковалик М.Д.,
представителя третьего лица ТСЖ «Ленина 31» Долгих А.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Североуральска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Североуральского городского округа восстановить ограждение,
У С Т А Н О В И Л:
требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Североуральска проведен анализ исполнения Администрацией Североуральского городского округа требований законодательства о безопасности дорожного движения. Установлено, что по состоянию на 19.12.2022 отсутствовала часть ограждения, установленного между домами <адрес>. Вместе с тем, данная территория используется для движения автомобильного транспорта, отсутствие ограждения создает угрозу безопасности дорожного движения, риск причинения вреда жизни и здоровью населения.
Прокуратурой г. Североуральска в адрес Главы Североуральского городского округа 19.12.2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Согласно ответу, отсутствующие звенья пешеходного ограждения будут установлены в течение 2023 года. По состоянию на 30.01.2023 часть ограждения отсутствует. Законность установки указанного ограждения являлась предметом судебного разбирательства в Арбитражном суде Свердловской области. В решении Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2019 суд согласился с доводами Администрации Североуральского городского округа о том, что в рамках обеспечения безопасности, направленной на сохранение жизни и здоровья наиболее незащищенных участников дорожного движения пешеходов с целью упорядочения движения пешеходов, а также во избежание наездов на пешеходов существовала необходимость обустроить ограничивающее ограждение между домами № 27 и № 31 по улице Ленина города Североуральска. Довод о том, что указанная территория полностью предназначена под жилой дом, отклонен. Кроме того, наличие автомобильной дороги между домами <адрес> подтверждается проектом организации дорожного движения муниципальных автомобильных дорог, находящихся на территории города Североуральска. Фактически Администрацией Североуральского городского округа произведено ограждение территории проезжей части от пешеходной зоны.
Просит обязать Администрацию Североуральского городского округа в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить отсутствующую часть ограждения между домами № 27 и № 31 по улице Ленина города Североуральска.
В судебном заседании прокурор Рожкова А.Д. иск поддержала.
Представитель ответчика Администрации Североуральского городского округа Котова Е.В. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что ограждение установлено ответчиком в рамках благоустройства, вред подлежит возмещению тем лицом, которым он причинен.
Из представленных письменных возражений на исковые требования следует, что в соответствии с Муниципальным контрактом на выполнение подрядных работ для обеспечения муниципальных нужд от 11.09.2018 № 155, заключенным между МКУ «Служба заказчика» и ООО «СпецСтрой Плюс», были выполнены работы по монтажу пешеходных ограждений перильного типа в г. Североуральске (в том числе и по спорному адресу). Администрацией Североуральского городского округа демонтаж установленных ограждений не производился, соответствующих указаний (разрешений) иным лицам не давалось. При этом согласно обращению председателя ТСЖ «Ленина 31» спорная часть ограждения демонтирована собственниками нежилых помещений. В соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости собственниками нежилых помещений, расположенных в многоквартирном <адрес>, являются ИП Некрасов Е.Б., ИП Некрасов А.Б., ИП Кузьменко Д.Я., Карабут В.Е., Гафиятуллин В.А. Считает, что является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьих лиц Ковалик М.Д. в судебном заседании пояснила, что нет доказательств того, что на Администрации Североуральского городского округа лежит обязанность восстанавливать ограждения.
Из представленных письменных возражений на исковые требования следует, что ограждение, о котором указано в иске, не было установлено на землях государственной собственности, или на границе таких земель, а фактически непосредственно в большей части было установлено на земельном участке ТСЖ «Ленина 31». При таких обстоятельствах размещение каких-либо ограждений на территории земельного участка, принадлежащего собственникам жилых и нежилых помещений <адрес> в <адрес> должно осуществляться не органами местного самоуправления, а собственниками земельного участка в соответствии с требованиями Жилищного Кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах, возложение обязанности на Администрацию Североуральского городского округа установить отсутствующую часть ограждения между жомами № и № по <адрес> не будет являться законным и обоснованным, так как истец фактически просит об установке ограждения на земельном участке, принадлежащем собственникам помещений в <адрес>, а не на границе с землями государственной собственности. Решение об установке ограждений перильного типа с целью разграничения потоков движения автомобильного транспорта и пешеходов было принято Администрацией Североуральского городского округа, а не собственниками помещений <адрес>.
Третьи лица Некрасов А.Б., Некрасов Е.Б., Кузьменко Д.Я., Карабут В.Е., Гафиятуллин О.Г., Гафиятуллин Г.В., извещенные надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Представитель третьего лица ТСЖ «Ленина 31» Мурга О.Н. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, согласно которого 03.06.2014 в Администрацию Североуральского городского округа поступило обращение от жителей <адрес> о том, что на первом этаже дома собственник сдал в аренду торговые площади торговой сети, после чего появился ряд неудобств: шум при разгрузке товара, от кондиционера, выхлопные газы от стоящих на разгрузке автомашин и машин стоящих на стоянке вдоль торца дома со стороны бульвара Моисеева. При этом большегрузные автомобили, приезжая на разгрузку товара блокируют заезд и выезд из двора. Просили запретить движение и стоянку большегрузных автомобилей на въезде во двор. Указанное обращение было рассмотрено на заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения 05.06.2014. По решению комиссии от 21.11.2013 перед пересечением улицы Ленина с Бульваром Моисеева были установлены дорожные знаки 3.7 «Движение с прицепом запрещено» для безопасности передвижения пешеходов, а также чтобы автомобили с прицепом не перегораживали проезд к домам во время погрузочно-разгрузочных работ, в том числе автомобилей экстренной помощи. Водители автомобилей не реагируют на дорожные знаки. Руководство магазина на контакт не идет. По результатам рассмотрения обращения принято решение рекомендовать ОГИБДЦ ОМВД России по г.Североуральску организовать регулярную проверку выполнения водителями ПДД в части выполнения требований дорожного знака 3.7 «Движение с прицепом запрещено» на бульваре Моисеева; рекомендовать Администрации Североуральского городского округа провести встречу с руководством магазина «Магнит» по урегулированию данного вопроса. В Администрацию Североуральского городского округа поступило обращение ТСЖ «Ленина 31» о том, что возле <адрес> придомовая территория превращена в стоянку, площадка возле дома разбита, ежедневно под окнами происходит разгрузка товаров. По итогам рассмотрения обращения ТСЖ «Ленина 31» рекомендовано организацию стоянок, проездов, организацию погрузо-разгрузочных работ на придомовой территории решить на собрании собственников. В 2018 году председатель ТСЖ «Ленина 31» вновь обратился в Администрацию Североуральского городского округа по вопросу организации и обеспечения безопасного передвижения пешеходов по <адрес> в районе магазина «Универсам». Указанное обращение было вынесено на рассмотрение на заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Североуральского городского округа. При рассмотрении обращения старшим государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД отдела МВД России по г. Североуральску А.Н. Бочкаревым предложен вариант размещения ограждений в целях обеспечения безопасности движения пешеходов, в том числе проживающих в близлежащих многоквартирных домах и детей, посещающих детский сад, школу № 1, Центр психолого-педагогической помощи, стадион. Предложено установить перильные ограждения для обеспечения движения транспорта и пешеходов на площадке между домами 27 и 31 по ул. Ленина. На заседания комиссии принято решение: рабочей группе совместно с отделом градостроительства, архитектуры и землепользования в срок до 20.08.2018 подготовить предложения для реализации мероприятий по организации и обеспечению безопасного передвижения пешеходов по ул. Ленина в районе магазина «Универсам»; уведомить председателя ТСЖ «Ленина 31» о необходимости проведения собрания собственников и предоставления результатов в Администрацию Североуральского городского округа. ТСЖ «Ленина 31» в Администрацию Североуральского городского округа представлен протокол № 2 от 02,06.2018 общего внеочередного очного собрания собственников и членов товарищества собственников жилья «Ленина 31», управляющего многоквартирным домом по <адрес>. Справка по подсчету голосов от 2.06.2018, уведомление о проведении общего собрания собственников в МКД по адресу: <адрес> от 20.05.2018. По итогам проведенного собрания, в соответствии с протоколом общего собрания вынесено решение: обратиться в Администрацию Североуральского городского округа с предложением организовать пешеходные зоны вдоль пути следования автотранспорта от <адрес> а также обеспечить ограждение от пешеходного перехода по <адрес>, по обеим сторонам, для устранения неорганизованной парковки автомобилей и разгрузки большегрузного транспорта. 13.08.2018 в Администрацию Североуральского городского округа повторно поступило обращение председателя правления ТСЖ «Ленина 31» с жалобой на арендаторов нежилых помещений в многоквартирном <адрес> городского округа было принято решение об установке ограждений перильного типа с целью разграничения потоков движения автомобильного транспорта и пешеходов между домами 27 и 31 по улице Ленина в г. Североуральске. Соответствующие ограждения установлены на границе земельного участка, принадлежащего собственникам многоквартирного <адрес> и земельным участком общего пользования. При этом въезд во двор многоквартирного дома имеется, подъезд к входу нежилого помещения, находящегося с торца вышеуказанного дома обеспечен. Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей. Загрузочные помещения допускается не устраивать при площади встроенных общественных помещений до 150 м2. При этом арендаторами нежилого помещения осуществляются погрузочно-разгрузочные работы товаров со стороны проезжей части через вход, расположенный на той части фасада жилого дома, на котором расположены окна и балконы жильцов, в то время как в указанном здании (с торца дома) для данных целей был предусмотрен дебаркадер; погрузка (разгрузка) товара производится арендаторами не с дороги, где расположен дебаркадер, а непосредственно с придомовой территории, на которую без наличия на то оснований заезжают грузовые автомобили. Данным дебаркадером 3-и лица и арендаторы магазина не пользуются. Причина его неиспользования ТСЖ «Ленина 31» не известна. Предполагает, что часть забора отсутствует по инициативе 3-х лиц либо арендаторов нежилых помещений, поскольку интерес в отсутствии данного забора присутствует только у данных лиц. Отсутствие забора нарушает права граждан и создает угрозу жизни и здоровья для них, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы иска, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-Ф3 «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности, а также взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Статьей 24 названного Федерального закона закреплено, что граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения: программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела председатель правления ТСЖ «Ленина 31» Долгих А.Л. обратился в прокуратуру г.Североуральска с просьбой провести проверку в связи с тем, что собственники нежилых помещений самовольно произвели демонтаж части забора для личных целей, что является угрозой для пешеходов и в том числе хищением муниципального имущества.
В ходе проведения прокурорской проверки данный факт подтвердился (фотоиллюстрации).
19.12.2022 заместителем прокурора г.Североуральска в адрес Главы Североуральского городского округа вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и о защите жизни и здоровья несовершеннолетних.
24.01.2023 Главой Североуральского городского округа дан ответ на представление о том, что отсутствующие звенья пешеходного ограждения, обустроенного в районе многоквартирного дома по адресу: <адрес> будут установлены в течение 2023 года.
30.01.2023 помощником прокурора г.Североуральска составлен акт проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, о защите жизни и здоровья несовершеннолетних, в котором указано, что между двумя домами <адрес> установлено металлическое ограждение зеленого цвета, на момент проверки часть звеньев отсутствует, в образовавшемся проеме стоит грузовая машина «Деловые линии» (фотоиллюстрация).
Долевыми собственниками нежилого помещения по адресу <адрес> являются Некрасов А.Б., Некрасов Е.Б., Кузьменко Д.Я., Карабут В.Е., Гафиятуллин О.Г., Гафиятуллин Г.В.
Арбитражный суд Свердловской области решением от 08.10.2019 № А60-56622/2018 установил, что в рамках обеспечения безопасности, направленной на сохранение жизни и здоровья, наиболее незащищенных участников дорожного движения пешеходов, с целью упорядочения движения пешеходов, а также во избежание наездов на пешеходов, руководствуясь пунктом 4.1 ГОСТ Р 52289-2004, существовала необходимость обустроить ограничивающее ограждение между домами <адрес>.
26.04.2023 помощником прокурора г.Североуральска составлен акт проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, в котором установлено, что между домами <адрес> по маршруту «Дом-Школа-Дом» при подходе к регулируемому пешеходному переходу, расположенному на <адрес>, установлено пешеходное ограждение. У указанного ограждения на момент осмотра отсутствует ряд элементов. Присутствуют следы демонтажа элементов пешеходного ограждения (фотоиллюстрация).
Из справки начальника отделение Госавтоинспекции ОМВД России по г.Североуральску от 26.04.2023 следует, что в ходе обследования выявлены нарушения содержание дорог и дорожных сооружений, создающие угрозу безопасности дорожного движения, а именно: отсутствуют элементы пешеходного ограждения на тротуаре по маршруту «Дом-Школа-Дом» при подходе к регулируемому пешеходному переходу расположенному на улице Ленина возле дома № 31 города Североуральска, тем самым не отвечает установленным требованиям в области безопасности дорожного движения. Присутствуют следы демонтажа элементов пешеходного ограждения. Нарушение целостности пешеходного ограждения не соответствует требованиям п. 6.5.1, п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017г. «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», п. 8.1.28, п. 8.1.29, п. 8.1.30 ГОСТ Р 52289-2019г. «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», что создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровья граждан. Только при восстановлении элементов пешеходного ограждения, оно будет соответствовать установленным требованиям в области безопасности дорожного движения, а также служит защитой для пешеходов и детей, двигающихся по тротуару в образовательные учреждения по маршруту «Дом- Школа-Дом», от механических транспортных средств и предотвращать дорожно-транспортные происшествия, связанные с наездом на пешеходов. На данном участке дороги в целях безопасности дорожного движения наличие пешеходного ограждения и его установление является необходимым.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1, 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно части 9 статьи 6 указанного закона к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу части 3 статьи 15 Закона об автомобильных дорогах осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что часть ограждения, установленного между домами улицы Ленина № 27 и 31 города Североуральск, отсутствует, следовательно, на данном участке дороги не соблюдены требования безопасности дорожного движения, обязанность обеспечения которых возложена на Администрацию Североуральского городского округа, в ведении которой находится данный участок дороги местного значения.
В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для возложения на Администрацию Североуральского городского округа обязанности привести спорный участок дороги в соответствие с требованиями законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые прокурора г. Североуральска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Североуральского городского округа восстановить ограждение удовлетворить.
Возложить на Администрацию Североуральского городского округа в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность восстановить отсутствующую часть ограждения между домами № 27 и 31 по ул. Ленина г. Североуральска.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Лещенко Ю.О.
Копия верна